ТЕМА: Характеристика металлов и сплавов, применяемых в стоматологии. Оценка показателей подлинности и доброкачественности
Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова
Стоматологический факультет
Кафедра общей химии с курсом стоматологического материаловедения
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
__________________________________________________
__________________________________________________
200___ – 200___ учебный год
Настоящая лабораторная тетрадь по курсу стоматологического материаловедения предназначена для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета, выполняющих практические и теоретические задания на лабораторных занятиях. Темы занятий включают лабораторные работы, выполнение и оформление которых студенты проводят самостоятельно. Это дает возможность студентам закрепить пройденный материал и подготовится к беседе с преподавателем, который должен оценить правильность полученных результатов и выводов.
Данная лабораторная тетрадь соответствует учебному плану и программе по дисциплине «Стоматологическое материаловедение» для специальности 040400 «Стоматология», утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, и составляет единый учебно-методический комплекс с учебным пособием «Стоматологическое материаловедение» В.А.Попков, О.В.Нестерова, В.Ю.Решетняк, И.Н.Аверцева. – М.: МЕОпресс-информ, 2006.
©ММА им. И.М. Сеченова
© О.В.Нестерова, В.Ю.Решетняк, П.Л.Нейман, И.Н. Аверцева, С.В Кондрашев
Под редакцией академика РАО В.А. Попкова
Москва, 2007
Аттестационный лист студента
Защита модулей
1 _________ 2 _________ 3 __________ 4 ___________
Тестовые контроли
1 _________ 2 _________ Итоговый тест __________
Накопительная ведомость
Сумма баллов за текущую работу на занятиях | |
Сумма баллов за модули | |
Сумма баллов за тесты | |
Курсовая работа | |
Практические навыки | |
Сумма баллов |
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Правила поведения в химической лаборатории и технику безопасности:
ü к эксперименту можно приступать только после ознакомления со всеми его этапами;
ü на лабораторном столе должны находиться только необходимые для эксперимента приборы, оборудование, лабораторный журнал;
ü в лаборатории можно работать только в халате;
ü нельзя брать руками вещества и пробовать их на вкус;
ü опыты с ядовитыми и летучими веществами, концентрированными растворами кислот и щелочей можно проводить только под тягой;
ü при приливании реактивов нельзя наклоняться над отверстием сосуда во избежание попадания брызг на лицо и одежду;
ü нельзя работать с легковоспламеняющимися жидкостями вблизи включенных электрических и нагревательных приборов;
ü нельзя выливать в раковину остатки кислот, щелочей и огнеопасных веществ; их следует сливать в специально предназначенные для этого склянки;
ü для засасывания кислот и щелочей в пипетку необходимо пользоваться резиновыми грушами;
ü разбавляя концентрированные кислоты, необходимо осторожно вливать кислоту в воду, а не наоборот.
При несоблюдении правил техники безопасности в лаборатории, бывают несчастные случаи, требующие первой неотложной помощи, для ее оказания в лаборатории должна быть аптечка. Основные правила скорой помощи следующие:
- при термическом ожоге кожу необходимо обработать спиртом или свежеприготовленным раствором перманганата калия, а затем смазать мазью от ожогов или присыпать танином;
- при химических ожогах глаз необходимо обильно промыть глаза водой, используя глазную ванночку, после этого следует обратиться к врачу;
- при ожогах кислотой необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем обработать кожу растворам соды;
- при ожогах щелочью необходимо смыть реактив большим количеством воды, затем промыть участок кожи разбавленной уксусной кислотой, а затем снова водой.
Прежде чем приступить к эксперименту, студенты должны изучить соответствующий раздел учебника, лекций, а также ознакомиться с описанием работы и ответить на вопросы для самоподготовки.
С правилами поведения в химической лаборатории и техникой безопасности ознакомилась(ся)
_____________________________________________________________
Дата: Подпись:
______________ ______________
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДИ
- для успешного усвоения предмета «стоматологическое материаловедение» необходима комплексная переработка лекционного материала, учебной литературы, заданий для самоподготовки, а также систематическое ведение лабораторно-практической тетради
- перед началом работы с лабораторно-практической тетрадью необходимо ознакомится с теоретическими материалами соответствующего раздела и выполнить предложенные домашние задания
- внимательно ознакомится с целью и задачами каждого практического задания, после чего приступать к выполнению данного лабораторно-практического задания с параллельным отражением всех этапов работы в соответствующем разделе рабочей тетради
- при оформлении заданий и решении задач необходимо соблюдать размерность всех величин, формулы веществ называть по систематической номенклатуре, в цепочках указывать условия протекания и механизмы реакций
- каждое задание регулярно подписывать у преподавателя
Дата:_________ Занятие № 1
ТЕМА: Общая характеристика физико-химических и биологических методов испытаний стоматологических материалов. Основы стандартизации стоматологических материалов. Категории стандартов.
Задание №1.
Изучите классификацию стоматологических материалов. Составьте схему. Используя учебное пособие, приведите по 2 примера от каждой группы стоматологических материалов отечественных и зарубежных производителей.
Задание №2.
Изучите и выпишите в тетрадь основные разделы ГОСТа на примере ГОСТ Р 51202-98 «Материалы стоматологические полимерные восстановительные. Технические требования. Методы испытаний».
Раздел ГОСТа | Что регламентирует? |
Изучите методы испытаний, которые предусмотрены данным ГОСТом для определения качества материалов стоматологических полимерных восстановительных, и определите какие свойства материалов (физические, химические, технологические, механические, эстетические) можно определить тем или иным методом. Заполните таблицу.
Наименование метода испытаний | Сущность метода | Совокупность каких свойств характеризует данный показатель |
6.1.1 Определение прочности при изгибе 6.1.2 Определение диаметральной прочности 6.1.3 | Определение разрушающего напряжения и модуля упругости при изгибе при нагружении образца в виде балочки методом 3-х точечного изгиба. | Определяются механические свойства |
Дата:_________ Занятие № 2
ТЕМА: Характеристика металлов и сплавов, применяемых в стоматологии. Оценка показателей подлинности и доброкачественности.
Задание №1. Приведите классификацию металлов с примерами:
Металлы
черные цветные
1) | 1) |
2) | 2) |
3) | 3) |
4) |
Задание №2.Определите типы кристаллических решеток, ячейки которых приведены на рисунках и приведите примеры металлов, для которых характерны данные решетки:
Задание №3. В соответствии с классификацией ИСО/ТК106 «стоматология», подкомитет ПК2 «Материалы для протезирования зубов» заполните таблицу для сплавов стоматологических.
Классификационная группа | Содержание основных компонентов | Примеры материалов с указанием торговых наименований |
Задание №4.Перечислите требования, предъявляемые к сплавам, применяемым в стоматологической практике:
________________________________________
Задание №5.Проанализируйте структуру стандарта ИСО «стоматология. Определение потускнений и коррозий металлов и сплавов».Заполните таблицу:
Вид испытаний | Металлы и сплавы, для которых поводится данный вид испытаний |
Статическое погружение | |
Погружение с вращением | |
Потеря вещества | |
Потенциометрическая поляризация | |
Потенциодинамическая поляризация | |
Точечная коррозия | |
Щелевая коррозия |
Задание №6.Проанализируйте диаграммы состояния сплавов, определите природу сплавов (на диаграммах укажите линии ликвидуса и солидуса, обозначьте области существования различных фазовых состояний).
Дата:_________ Занятие № 3