Методология идентификации товара
В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) под термином "идентификация" понимается "форма таможенного контроля, которая производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации".[6]
Однако данное определение не раскрывает сущности идентификации товаров в таможенных целях, которая предшествует принятию юридически значимого решения - классификации товара в соответствии с ТН ВЭД. Поскольку в зависимости от кода ТН ВЭД к товару применяются те или иные меры государственного регулирования - таможенно-тарифные, нетарифные, а также система запретов и ограничений.
Структура построения ТН ВЭД представляет собой логический процесс разделения всего классифицируемого множества в иерархической подчиненности на отдельные группировки (фасеты) по определенным признакам. В их качестве в ТН ВЭД выступают: функциональное назначение (т.е. предназначенность для обеспечения конкретной потребности), материал изготовления (дерево, металл, зерно и пр.), природа происхождения (животное, растительное, минеральное), глубина переработки товара (сырье, полуфабрикат, готовая продукция), химический состав, технология изготовления и другие.[7]
При идентификации товаров используются средства, которые являются общими для разных видов оценочной деятельности. В зависимости от назначения, средства идентификации товаров подразделяют на две группы: средства информации о товарах и материально-технические средства.
Схема 1 - Классификация средств идентификации товаров
Как видно из рисунка 1, к средствам идентификации товаров относятся нормативные документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также технические документы, в том числе товарно – сопроводительные накладные, сертификаты, качественное удостоверение, руководство по эксплуатации, паспорта и т.п.). Важнейшим средством идентификации остается маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации. Регламентация маркировки как средства идентификации продукции осуществляется на основе МС ИСО 9004 и Руководства ИСО/ МЭК 22: "Маркировка должна обеспечивать идентификацию конкретной продукции случае ее возврата или необходимости проведения специальной проверки" (МС ИСО 9004, п.11.2.3).
В МС ИСО 9001-9002 в отношении идентификации продукции сказано: "поставщик, в случае необходимости, должен устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии методы идентификации продукции на чертежах, в документах, технических требованиях или другой документации на всех этапах производства, поставки и монтажа. Такая идентификация соответствующим образом регистрируется". Для целей идентификации могут применяться различные методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные и тестовые.
Органолептические методы – это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.
Измерительные методы - это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств измерения.[8]
В зависимости от используемых средств измерения эти методы подразделяют на следующие подгруппы:
Физические методы – для определения физических и химических показателей качества с помощью средств измерения (мер, физических приборов, измерительных установок и др.);
Химические и биохимические методы – для определения химических показателей с помощью стандартных веществ, образцов, измерительных приборов и установок при различных целях идентификационной экспертизы;
Микробиологические - для определения степени обсемененности микроорганизмами, наличия некоторых загрязняющих пищевые продукты веществ и т.п. при специальной идентификации на безопасность товара;
Товароведно – технологические – для идентификации с целью определения степени пригодности сырья при использовании той или иной технологии и т.п.
Тестовые методы применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара по пределу чувствительности химической или биохимической реакции. В последнее время эти методы широко применяются и заменяют более дорогостоящие измерительные методы. Указанным методам идентификации присущи определенные достоинства и недостатки.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ методов идентификации.
Таблица 2 - Преимущества и недостатки органолептических, измерительных и тестовых методов идентификации.
Группа методов | Преимущества | Недостатки |
Органолептические методы | Простота, доступность, быстрота, дешевизна | Субъективизм оценки Отсутствие сопоставимых результатов Описательный характер результатов измерений |
Измерительные методы | Объективность Повторяемость Сопоставимость и воспроизводимость результатов Выражение результатов в общепринятых единицах измерения. | Высокие материальные и временные затраты на измерение (необходимость использования технических средств измерений и продолжительность испытаний) Потребность в квалифицированном персонале и испытательной базе. |
Тестовые методы | Объективность Повторяемость Сопоставимость и воспроизводимость результатов | Описательный характер Средние материальные затраты |
Как видно из данных табл.2, достоинства тестовых методов значительно приближаются к измерительным, а по простоте проведения они приближаются к органолептическим. Вот почему тестовые методы при идентификации все больше и больше вытесняют измерительные.
В таблице 3 приведены средства и методы, применяемые при идентификации.
Таблица 3 - Характеристика средств и методов идентификации
Данные информации | Средства идентификации | Методы идентификации |
Наименование товара (вид) | Договор, товарно-сопроводительные документы, маркировка, ГОСТ, ТУ, товар | Органолептический, измерительный |
Наименование страны-изготовителя (поставщика), фирмы-изготовителя, ее юридического адреса | Договор, товарно-сопроводительные документы, сертификат соответствия, маркировка, упаковка, товар, сертификат происхождения | Органолептический |
Основное (функциональное) назначение, его характеристики | Маркировка, инструкция по применению, товар | Органолептический, измерительный |
Информация об обязательной сертификации | Маркировка, товарно-сопроводительные документы, сертификат соответствия (или копия), номенклатура продукции | Органолептический |
Масса, объем | Маркировка, товар | Измерительный |
Состав | Маркировка, документы изготовителя, ГОСТ, ОСТ, ТУ | Органолептический, тестовый, измерительный |
Дата изготовления, срок годности | Договор, ТСД, маркировка, упаковка, ГОСТ, ТУ, информация изготовителя | Органолептический |
Изучив табл. 3 , видно, что основным средством является маркировка, а часто применяемым методом является – органолептический метод.
Показатели идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименования представленного товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными нормативными документами.
Показатели идентификации должны быть объективными и не зависящими от субъективных данных испытателя (его компетентности, профессионализма, учета интересов изготовителя или продавца и др.), а также условий проведения испытаний.
Проверяемость принятых для идентификации показателей – одно из важнейших требований. Оно означает, что при повторных проверках независимо от субъектов, средств и условий проведения идентификации в отношении показателя идентифицируемого объекта будут получены одни и те же или близкие результаты (в пределах погрешности опыта).
Для целей идентификации пригодны лишь некоторые, характерные органолептические, физико-химические и микробиологические показатели, характеризующие отличие данного товара от других.
Микробиологическим способом определяют показатели, необходимые для проведения специальной идентификации: установление степени безопасности товара, зависящие как от внешних воздействий и степени обсеменения изделия микрофлорой, попадающей в процесс производства, хранения и реализации, так и внутренних процессов, протекавших в исходном сырье. Поскольку пищевые продукты служат для микроорганизмов прекрасной питательной средой. Поэтому обсемененность микроорганизмами и наличие в них, вырабатываемых ими микотоксинов, могут быть показателями при проведении специальной идентификации на их безопасность.
В качестве показателей при проведении специальной идентификации пригодны и многие другие показатели безопасности, определяемые как микробиологическим, так и физико-химическим способами при сертификационных испытаниях. Они свидетельствуют о загрязнении сырья, пищевых продуктов компонентами, пагубно воздействующими на организм человека. К таким показателям степени безопасности товара для той или иной группы населения относятся: наличие радионуклидов; тяжелых металлов; микротоксинов; нитритов и нитратов; консервантов; детергентов; антиокислителей; антибиотиков и гормональных препаратов; наркотических веществ; генетически модифицированных белков, других соединений.
Физико-химическим способом определяют показатели физических, физико-химических и химических свойств пищевых продуктов, устанавливаемые с помощью специальной аппаратуры, приборов и методов.
Эти показатели специфичны и характерны как для определенных групп однородных пищевых продуктов, так и для отдельных видов. Перечень общих физико-химических показателей огромен и при невозможности идентификации товара по органолептическим критериям их всегда используют (например, массовая доля воды, сухих веществ, жира, белка, редуцирующих веществ, сахаров, показатель преломления и т.п.).
В качестве физико-химических показателей идентификационной экспертизы должны быть выбраны такие, которые бы отвечали следующим требованиям:
- типичность для конкретного вида, наименования или однородной группы товара;
- объективность и сопоставимость полученных результатов;
- проверяемость данного показателя другими методами;
- воспроизводимость полученных результатов в других лабораториях.
Среди перечисленных требований к физико-химическим показателям при идентификационной экспертизе наибольшую значимость имеет типичность, которая может характеризовать данное изделие по одному или комплексу показателей, дополняющих друг друга и отличающихся разной степенью достоверности.
Показатели, используемые для идентификации, должны быть объективными и независящими от субъективных данных испытателя (его компетентности, профессионализма, учета интересов изготовителя или продавца и др.), а также условий проведения испытаний.
Проверяемость принятых для идентификации показателей другими методами – это одно из важнейших требований при проведении идентификационной экспертизы. Поскольку показатели идентификации того или иного товара разрабатываются в разных лабораториях и специалистами с разным уровнем квалификации, часто сталкиваешься с тем, что метод, используемый для той или иной идентификации, имеет систематическую ошибку. Например, при определении аминокислотного состава белков, проводимого с помощью аминокислотного анализатора, сумма содержания отдельных аминокислот равна содержанию белка в продукте. Однако это неверно, поскольку при гидролизе аминокислот к каждой молекуле присоединяется одна молекула воды и таким образом масса всех аминокислот всегда будет больше, чем масса взятого белка. Поэтому массовые доли отдельных аминокислот имеют систематическую ошибку и должны быть пересчитаны.
Воспроизводимость получаемых результатов при проведении идентификационной экспертизы означает, что при повторных проверках в других лабораториях, независимо от субъектов, средств и условий проведения идентификации в отношении показателей идентифицируемого объекта, будут получены одни и те же или близкие результаты (в пределах ошибки опыта).
Органолептический способ идентификации товара имеет преимущества за счет быстроты определения и не требует специальных приборов, аппаратуры и методов. Однако многие показатели, определяемые с помощью органолептики, имеют субъективность получаемых результатов, используют следующие приемы:
- увеличивают количество экспертов;
- используют высококвалифицированных экспертов;
- разрабатывают определенные критерии для тех или иных органолептических показателей;
- проводят математическую обработку полученных результатов.
При органолептическом способе идентификации используют следующие органы чувств человека: обоняние, осязание, вкусовое ощущение. Световое ощущение, слуховое ощущение.
С помощью органов обоняния идентифицируют товар по таким ощущениям, как запах, аромат, букет, а также тактильные ощущения, проявляемые воздействием на них: резкий запах, тошнотворный запах и т.п.;
Осязательными клетками, находящимися в разных органах нашего организма, определяют: температуру изделия, плотность, упругость, консистенцию, размерность частиц, кристаллов и т.п.
Вкусовыми клетками, расположенными на языке и небе, при идентификации определяют 4 вкуса: кислое, соленое, сладкое, горькое, сочетания этих вкусовых ощущений – кисло-сладкое, горько-соленое, кисло-сладко-горькое и т.п., а также тактильные ощущения - терпкость и послевкусие.
Визуально с помощью органов зрения при идентификации определяют: цвет, оттенки тех или иных цветов, внутреннее строение, прозрачность, мутность, опалесценцию, внешние размеры, толщину и т.п.
С помощью органов слуха при идентификации определяют: хруст при разжевывании, скрип на зубах, треск при раздавливании и т.п.
Для сотрудников таможенных органов данные методы анализа важны. С помощью данных методов идентификации товаров должностные лица таможенных органов могут удостовериться, что перемещаемый товар действительно соответствует информации, которая была заявлена в сопроводительных документах.