Описание лабораторной установки. Сборник методических указаний
БЕЗОПСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сборник методических указаний
к лабораторным занятиям для студентов всех направлений подготовки и специальностей СКГМИ (ГТУ) изучающих дисциплину
«Безопасность жизнедеятельности».
Владикавказ 2014 г.
УДК 614.8
ББК 65.9(2)248
И88
Составили: проф. Кондратьев Ю.И.,доц. Амбалов В.Б., доц. Баратов Л. Г., доц. Джиоева А.К., доц. Ростованов С.Э., асс. Бидеева Б.М. Под редакцией проф. Хулелидзе К.К.
Рецензент: проф., д.т.н. Габараев О.З.
Оглавление
Предисловие. 4
Исследование пульсации светового потока источнков света. 6
Исследование опасности электромагнитных полей радиочастот и защитных средств от их действия. 16
Защита от теплового излучения. 29
Эффективность и качество освещения. 38
Противопожарная техника. 53
Исследование метеорологических условий производственной среды.. 64
Оказание первой помощи пострадавшим. 74
Исследование запылённости воздушной среды.. 89
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. 99
Изучение опасности поражения человека электрическим током при появлении шагового напряжения. 108
Звукоизоляция и звукопоглощение. 116
Исследование методов защиты от вибрации. 122
Предисловие
Проблемы обеспечения безопасности человека приобретают особую остроту в производственной среде, в которой осуществляется трудовая деятельность человека и происходит формирование различных опасных и вредных факторов. Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих на работоспособность и здоровье работника, составляет условия труда.
Длясовременного производства характерны быстрая смена технологий, обновление оборудования, внедрение новых процессов, материалов, которые недостаточно изучены с точки зрения негативных последствий их применения - это предъявляет повышенные требования к умению руководителей производств организовать безопасные условия труда.
Специалист должен уметь: проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Именно этому предназначен курс лабораторных работ.
В сборник вошли методические указания для проведения лабораторных работ по некоторым темам, излагаемом в теоретическом курсе «Безопасность жизнедеятельности» для студентов ВУЗа.
Цель настоящего руководства — приобретение будущими специалистами практических навыков по выявлению (идентификации) и количественной характеристике опасных и вредных факторов в различных сферах жизнедеятельности. В соответствии с главной задачей изучаемой дисциплины; приобретение практических навыков пользования нормативными документами; умение измерить уровни воздействия негативных факторов и сравнить фактический уровень воздействия фактора на организм с гигиеническими нормативами и дать оценку качества среды обитания.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСАЦИИ СВЕТОВОГО ПОТОКА ИСТОЧНКОВ СВЕТА
Цель работы – научить обучаемых, обеспечивать производство освещением, соответствующим требованиям санитарно-гигиенических норм.
Теоретические основы.
Свет является разновидностью электромагнитной энергии. Видимый свет представляет собой разновидность электромагнитных колебаний с длинной волны от 380 до 760 нм. Световое излучение, вызывающее световые ощущения, называется световым потоком.
Световые волны разной длины вызывают у человека различные цветовые ощущения от фиолетового до красного. Восприимчивость глаза к цветам видимого спектра различна, при одинаковой интенсивности светового излучения глаза человека наиболее чувствительны к желто – зеленой части спектра света. В сторону красного и фиолетового цветов чувствительность понижается и доходит до нуля на границах видимой части спектра.
Зрачок глаза фокусирует лучи на чувствительных рецепторах сетчатки, зрительные центры мозга синтезируют образ из множества изображений, получаемых обоими глазами, рассматривающими объект. Образ зримого объекта запечатлевается в памяти, и некоторое время удерживается в ней даже притом, что объект уже отсутствует, то есть зрение обладает инерционностью.
Инерционность зрения составляет порядка 0,1 с – 0,3 с, что обусловливает возможность восприятия движущихся объектов как неподвижные и наоборот, другими словами, происходит расхождение между реальностью и зрительным образом. Аналогичные явления возникают при освещении объектов пульсирующим световым потоком, что может привести к возникновению стробоскопического эффекта, заключающегося в следующем: если наблюдать за вращающимся предметом, освещаемым пульсирующим светом, то при определенной частоте его вращения возникнет иллюзия, что предмет вращается в противоположном направлении или находится в неподвижном состоянии.
Пульсация светового потока зрительно не воспринимается, так как частота пульсации превышает инерционность зрения, но неблагоприятно влияет на биоэлектрическую активность мозга, вызывая повышенную утомляемость. Отрицательное воздействие пульсации возрастает с увеличением ее глубины, появляется напряжение на глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. Обман зрения, вызываемый инерционностью зрения или пульсацией светового потока, приводит на производстве к травматизму, потере пространственной ориентации, и преждевременному ухудшению зрения.
В качестве количественной характеристики пульсации освещенности в отечественных нормах принят коэффициент пульсации. Он равен отношению половины максимальной разности освещенности за период изменения светового потока к средней освещенности за тот же период времени, выраженному в процентах:
,
где максимальное значение освещенности;
минимальное значение освещенности за период пульсации;
минимальное значение освещенности за период пульсации;
среднее значение освещенности за период пульсации;
Согласно гигиеническим нормам допустимый уровень пульсаций светового потока составляет:
- в помещениях, оборудованных компьютерами не более 5% (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03)
- в детских дошкольных учреждениях – 10% (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03);
- в учреждениях общего образования, начального, среднего и высшего специального образования – 10% (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
Исследования показывают, что опасность возникновения стробоскопического эффекта существует даже при Кп = 10%.
Для освещения на производстве используют различные источники света и осветительные приборы, выбор которых зависит от характера окружающей среды и выполняемой работы, передаваемого спектра света и соображений экономии.
Лампы накаливания (ЛН), световой поток создается вольфрамовой спиралью, разогреваемой проходящим током до высокой температуры, просты в изготовлении и эксплуатации по исполнению бывают вакуумные, газонаполненные, с матированной колбой. Обладают низкой светоотдачей на единицу мощности до 20 лм/Вт, передают в основном желто-красную часть спектра света, имеют небольшой срок службы – 2000 час. Постепенно происходит отказ от ЛН и переход к более эффективным, каковыми являются газоразрядные и светодиодные лампы.
К газоразрядным источникам света относят дуговые ртутные лампы и люминесцентные лампы.
Дуговые ртутные лампы высокого давления (ДРЛ) характеризуются более высокой светоотдачей - 55 лм/Вт, большим сроком службы, а также большой пульсацией светового потока.
Люминесцентные лампы (ЛЛ) получили наиболее широкое распространение. Свечение люминофоров в ЛЛ происходит под действием ультрафиолетового излучения, возникающего при протекании разряда в парах ртути, заполняющих колбу лампы. Обладают высокой светоотдачей –75 - 100 лм/Вт, срок службы 10000 час, широким диапазоном передаваемого спектра света. По спектру передаваемый свет близок к естественному.
Все газоразрядные лампы при питании переменным током дают световой поток, пульсирующий с удвоенной частотой тока, что может приводить к возникновению стробоскопического эффекта, но если лампы включать на разные фазы, то на рабочей поверхности коэффициент пульсации можно значительно снизить
Светодиоды– это полупроводниковый прибор, предназначенный для излучения света в видимом диапазоне. Свечение возникает при протекании постоянного тока через зону p-n перехода. Для осветительных приборов используют светодиоды с током питания более 100 мА.
Основное достоинство светодиодов – надежность и долговечность. Срок службы достигает 100 тыс. часов. Световая отдача у светодиодов белого цвета 25 – 30 лм/Вт.
Содержание работы
Задачи исследования: измерить коэффициент пульсации различных источников света, сравнить люминесцентные лампы и лампы накаливания по величине коэффициента пульсации.
На выполнение лабораторной работы отведено – 2 часа.
Описание лабораторной установки
Лабораторная установка состоит из макета производственного помещения, оборудованного различными источниками искусственного освещения и люксметра - пульсаметра для измерения значенийосвещенности и коэффициента ее пульсации.
Внешний вид макета представлен на рис. 1. Макет имеет: каркас 1 из алюминиевого профиля, пол 2, потолок 3, боковые стенки 4, заднюю стенку и переднюю стенки 5. В нижней части передней стенки каркаса 1 предусмотрено окно для установки измерительной головки 6 люксметра-пульсаметра 7 внутрь каркаса. На полу 2 помещен вентилятор 8 для наблюдения стробоскопического эффекта и охлаждения ламп в процессе работы. На потолке 3 размещены 7 патронов, в которых установлены две лампы накаливания 9, три люминесцентные лампы 10 типа KЛ9, галогенная лампа 11 и люминесцентная лампа 12 типа СКЛЭН с высокочастотным преобразователем. Вертикальная проекция ламп отмечена на полу 2 цифрами, соответствующими номерам ламп на лицевой панели макета. Включение электропитания установки осуществляется автоматом защиты, который находится на задней панели каркаса, и регистрируется сигнальной лампой, расположенной на передней панели каркаса (рис. 2),
Рис.1. Внешний вид макета.
там же находятся органы управления и контроля, в том числе:
- лампа индикации включения напряжения сети;
- переключатель для включения вентилятора;
- - ручка регулирования частоты вращения вентилятора;
- переключатели (1÷7) для включения ламп, 1,2,3 – люминесцентные тип КЛ-9; 4 – люминесцентная лампа типа СКЛЭН; 5 – вакуумная лампа накаливания; 6 – криптоновая лампа накаливания; 7 – лампа галогенная.
Электропитание ламп накаливания и люминесцентных ламп осуществляется от разных фаз. Схема позволяет включать отдельно каждую лампу с помощью соответствующих переключателей, расположенных на передней панели каркаса (рис. 2). На задней панели каркаса расположен автомат защиты сети и сдвоенная розетка с напряжением 220В для подключения измерительных приборов.
Измерение пульсации и освещенности осуществляется посредством люксметра-пульсаметра (рис. 3), который содержит корпус 1, на лицевой панели расположен стрелочный индикатор 2, переключатель режима измерения (освещенность Е - коэффициент пульсации Кп) 3, переключатель диапазона измерения 4 и переключатель включения напряжения сети 5 со встроенным индикатором. На задней стенке корпуса 1 закреплен сетевой шнур 6 с вилкой и держатель 7 предохранителя. В качестве приемника светового потока используют измерительную головку 8 с насадками 9. При включении питания прибор позволяет измерять коэффициент пульсации освещенности на рабочей поверхности.
Рис.2. Передняя панель каркаса.