Тема № 12:Патологии липидного обмена. Контрольная работа по теме «Обмен липидов»

2. Формы работы:

- подготовка к лабораторному занятию

- подготовка материалов по НИРС

3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме лабораторного занятия:

1. Дайте понятие об атеросклерозе. Каковы биохимические причины этого заболевания?

2. Назовите факторы риска для развития атеросклероза.

3. Что такое ожирение? Каковы его причины?

4. Что такое сложные липиды? Приведите примеры.

5. Что такое липидозы? Какие липидозы вы знаете? Дайте им характеристику.

Вопросы рубежного контроля:

1. Дайте определение липидов, классифицируйте их.

2. Какие функции выполняют жиры?

3. Какие функции выполняют липоды?

4. Расскажите о строении и функциях триациглицерина.

5. Что такое стерины и стериды? Их строение и свойства.

6. Расскажите о фосфолипидах, их строении и свойствах.

7. Какое строение имеют гликолипиды? Их значение в организме.

8. Как перевариваются жиры в пищеварительном тракте? Что требуется для этого процесса?

9. Что такое холецистокинин? Какое значение в переваривании липидов он имеет?

10. Какое значение имеют желчные кислоты в переваривании жира?

11. Назовите конечные продукты переваривания жира. Как они всасываются?

12. Что такое ресинтез жира? Какое значение он имеет?

13. Что такое хиломикроны? Где и зачем они образуются?

14. Назовите пути метаболизма хиломикронов.

15. Что такое липолиз? Напишите его в формулах. Назовите ключнвые ферменты. Как регулируется липолиз, какое значение он имеет?

16. Что такое липогенез? Ход реакций, регуляция, значение.

17. Какие жировые депо в организме вы знаете? Какое значение они имеют?

18. Напишите в формулах окисление жирных кислот. Назовите конечные продукты этого процесса и пути их дальнейшего использования.

19. Как рассчитать энергетический выход при окислении жирных кислот до углекислого газа и воды?

20. Назовите ключевые процессы окисления жирных кислот и пути их регуляции.

21. Напишите в формулах окисление глицерина. Какова энергетическая ценность этого процесса?

22. Где в клетке локализован синтез жирных кислот? Назовите вещества и ферменты, необходимые для этого процесса?

23. Напишите в формулах синтез жирных кислот.

24. Как регулируется синтез жирных кислот?

25. Назовите источники ацетил-коа и пути его использования. От чего зависит, каким путем будет использоваться этот метаболит?

26. Напишите в формулах синтез кетоновых тел. Какие функции выполняют кетоновые тела, где они образуются?

27. Приведите схему окисления кетоновых тел до углекислого газа и воды на примере ацетоацетата. Сколько АТФ при этом образуется?

28. Что такое кетоз? Чем он характеризуется? Приведите примеры физиологического и патологического кетоза.

29. Как регулируется синтез кетоновых тел?

30. Напишите в формулах синтез холестерина.

31. В каких тканях синтезируется холестерин? Как регулируется этот процесс? Назовите другие источники холестерина в организме.

32. Какое биологическое значение имеет холестерин?

33. Что такое липопротеины? Приведите их классификацию.

34. Дайте характеристику липопротеинам крови (состав, место образования, функции).

35. Какие липопротеины крови являются атерогенными? Почему ЛПВП считают антиатерогенными?

36. Что такое НЭЖК? Назовите источники НЭЖК и пути их использования.

37. Дайте понятие об атеросклерозе. Назовите биохимические причины факторы риска для развития этого заболевания.

38. Что такое ожирение? Назовите причины ожирения.

39. Что такое липидозы? Какие липидозы вы знаете? Чем они характеризуются?

40. Дайте представление о желчекаменной болезни.

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. В СОСТАВ КЛЕТОЧНОЙ МЕБРАНЫ ВХОДИТ

1) жир

2) холестерин

3) инсулин

4) нуклеиновые кислоты

2. ОСНОВУ БИОЛОГИЧЕСКОЙ МЕМБРАНЫ СОСТАВЛЯЮТ

1) двойной липидный слой

2) триглицериды

3) белки

4) нуклеиновые кислоты

3. ДВОЙНОЙ ЛИПИДНЫЙ СЛОЙ ПРЕДСТАВЛЕН

1) фосфолипидами

2) кетоновыми телами

3) холестерином

4) жирами

4. ПРОХОЖДЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ МЕМБРАНУ ПО ГРАДИЕНТУ КОНЦЕНТРАЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ

1) активным транспортом

2) пассивным транспортом

3) эндоцитозом

4) экзоцитозом

5. ПРОХОЖДЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ МЕМБРАНУ ПРОТИВ ГРАДИЕНТА КОНЦЕНТРАЦИИНАЗЫВАЕТСЯ

1) активным транспортом

2) пассивным транспортом

3) эндоцитозом

4) экзоцитозом

ОТВЕТЫ

01-2; 02-1; 03-1; 04-2; 05-1.

5. Самоконтроль по ситуационным задачам:

1.Молекула холестерола легко встраивается в липидный бислой мембран. Существует механизм защиты клеток от избытка холестерола – это реакция его этерификации: образованный продукт не удерживается в мембране. Как изменится содержание холестерола в мембране при снижении активности этого фермента? Напишите схему этерификации холестерола, назовите фермент. Какие изменения в структуре мембран будут наблюдаться при этом нарушении? Как повышение содержания холестерола будет влиять на функционирование белков мембран?

Ответ:Снижение этерификации холестерола приведет к увеличению количества свободного холестерола в мембранах, в результате чего меняются их жидкостные свойства.

2. При длительном голодании возможно развитие ожирения печени. Опишите возможные механизмы накопления жира.

Ответ: Глюкагон действует на жировую ткань и вызывает мобилизацию жирных кислот в результате активации липолиза. Избыток НЭЖК приводит к усиленному липогенезу в гепатоцитах печени.

3. Объясните различие в обмене жиров у двух людей: один поужинал и лег отдохнуть, а другой вместо ужина совершает получасовую пробежку.
Ответ:У первого человека инсулин стимулирует липогенез, а у второго человека под действием адреналина активируется липолиз.

6. Перечень практических умений по изучаемой теме:

1. Умение работать с литературой (структурировать материал, выделять главное, формулировать вопросы и ответы);

2. Умение обращаться с химической посудой и химическими реактивами;

3.Умение работать с приборами (фэком, центрифугой, термостатом);

4. Умение оценивать полученные результаты и использовать их для диагностики различных патологий.

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

Подготовка презентации по теме «Обмен липидов». Для презентации рекомендуется использовать учебную и научную литературу, а также материалы сайтов Интернета. Приветствуются авторские разработки в виде схем, анимаций, видеороликов.

Наши рекомендации