Расчет массы заряда взорванного вещества.

(проводил Тузков Ю.Б.)

Расчет массы заряда взорванного вещества осуществляли исходя из размеров отверстия, пробитого в днище автомобиля:

Минимальная масса заряда, определяемая по перебитому стальному листу, при условии контактного размещения заряда, вычисляется по формуле:

М=200 *Ф, где

М- масса контактного заряда ВВ, кг;

Ф- расчетная площадь, вычисляемая как произведение среднего диаметра пробитого отверстия на толщину листа, м2

Для исследуемого случая расчет массы заряда дает величину:

М=200*(26+15)/2*0.002=0.082 кг.

Однако, учитывая расстояние от места размещения заряда до частей тела пострадавшего, наличие материала обивки, на основании опыта экспертной работы можно заключить, что масса заряда взрывчатого вещества, использованная во взрывном устройстве, составляла приблизительно 200 г в тротиловом эквиваленте.

Синтезирующая часть.

(проводили Тузков Ю.Б. и Щербак В.М.)

В автомобиле произошел взрыв взрывного устройства на основе конденсированного взрывчатого вещества в режиме детонации. Для приведения в действие заряда во взрывном устройстве, использовался электрический способ подрыва с применением, наиболее вероятно, электродетонатора.

На основании наибольших повреждений на трупе, описанных в заключении судебно-медицинского эксперта, а также характера повреждений автомобиля, можно предположить, что заряд взрывчатого вещества располагался под задним сиденьем автомобиля (над кардан-валом).

На представленных вещественных доказательств, отсутствуют какие-либо следы первичного осколочного воздействия, что свидетельстует о взрыве безоболочечного взрывного устройства. На основании всего комплекса исследований можно предположить, что примененное взрывное устройство, вероятнее всего, являлось самодельным боеприпасом типа радиоуправляемой мины, выполненной на основе безоболочечного заряда конденсированного взрывчатого вещества на основе диэтиленгликольдинитрата массой примерно 200 грамм. Диэтиленгликольдинитрат является компонентом баллиститных топлив.

Вещественные доказательства по экспертизе №53 поступили вместе с объектами по экспертизе №54, в одной большой сумке в нескольких упаковках (см. описание в разделе «осмотр вещественный доказательств»). Несмотря на то, что эти объекты были упакованы в отдельные полиэтиленовые пакеты, не исключена возможность загрязнения одних объектов от других, на уровне следовых концентраций, диэтиленгликольдинитратом через паровую фазу, имеющим сравнительно высокую упругость пара.

Основными поражающими факторами примененного взрывного устройства являлись фугасный эффект взрыва заряда взрывчатого вещества, воздействие ударной волны, поражение вторичными осколками.

В последнее время заряды на основе баллиститных ракетных топлив используются в качестве заряда взрывчатого вещества при проведении буровых работ. На основании анализа экспертной практики, зарегистрированы случаи использования этих зарядов в криминальных целях, в том числе, на территории Тюменской области.

Для приведения в действие заряда во взрывном устройстве, использовался электрический способ подрыва с применением, наиболее вероятно, стандартного отечественного электродетонатора типа ЭДП, ЭДП-р. При этом описанное радиоэлектронное устройство могло быть использовано как исполнительный блок самодельного взрывного устройства с дистанционным управлением.

Паяные соединения выполнены самодельным способом на низком профессиональном уровне.

В объеме представленных вещественных доказательств и материалов дела судить более детально о конструкции, способе изготовления взрывного устройства и его основных элементов, последовательности осуществления взрыва, профессиональных навыках лица не представляется возможным.

В Ы В О Д Ы:

1. В автомобиле произошел взрыв взрывного устройства на основе конденсированного взрывчатого вещества в режиме детонации. Для приведения в действие заряда во взрывном устройстве, использовался электрический способ подрыва с применением, наиболее вероятно, электродетонатора.

2. На основании заключения судебно-медицинского эксперта, а также характера повреждений автомобиля, можно предположить, что заряд взрывчатого вещества располагался под задним сиденьем автомобиля (над карданным валом).

3,4,6,8. На представленных вещественных доказательств, отсутствуют какие-либо следы первичного осколочного действия, что свидетельстует о взрыве безоболочечного взрывного устройства. На основании всего комплекса исследований можно предположить, что примененное взрывное устройство, вероятнее всего, являлось самодельным боеприпасом типа радиоуправляемой мины, выполненной на основе безоболочечного заряда конденсированного взрывчатого вещества на основе диэтиленгликольдинитрата массой примерно 200 грамм. Диэтиленгликольдинитрат является компонентом баллиститных топлив.

Основными поражающими факторами примененного взрывного устройства являлись фугасный эффект взрыва заряда взрывчатого вещества, воздействие ударной волны, поражение вторичными осколками.

В последнее время заряды на основе баллиститных ракетных топлив используются в качестве заряда взрывчатого вещества при проведении буровых работ. На основании анализа экспертной практики, зарегистрированы случаи использования этих зарядов в криминальных целях на территории Тюменской области.

5. Для приведения в действие заряда во взрывном устройстве, использовался электрический способ подрыва с применением, наиболее вероятно, стандартного отечественного электродетонатора типа ЭДП, ЭДП-р. При этом описанное радиоэлектронное устройство могло быть использовано как исполнительный блок самодельного взрывного устройства с дистанционным управлением.

7. Паяные соединения выполнены самодельным способом на низком квалификационном уровне. В объеме представленных вещественных доказательств и материалов дела судить более детально о конструкции, способе изготовления взрывного устройства и его основных элементов, последовательности осуществления взрыва, профессиональных навыках лица не представляется возможным.

Наши рекомендации