Количественное определение пепсина в желудочном соке (по Пятницкому).
Принцип: створаживание молочно – ацетатной смеси при рН 5 и температуре 25°С происходит строго параллельно его переваривающей способности.
Исследуемый Материал | Реактивы | Время створаживания в секундах | Расчет количества единиц пепсина в 1 мл желудочного сока |
Желудочный сок 0,1 мл при 25˚С | Молочно – ацетатная смесь, 5 мл при 25°С | 15 сек. | Х= 60 сек * 15=4 ед. в 0,1 мл желудочного сока, а в 1 мл сока = 4*10= 40 ед или 40*0,01 мг кристаллического пепсина = 0,4 мг кристаллического пепсина |
Вывод: в соке содержится 40 ед ( или 0,4 мг кристаллического) пепсина, что соответствует норме.
Таблица 2 Определение кислотных компонентов желудочного сока. Принцип метода определения кислотности желудочного сока:основан на определении кислотных веществ желудочного сока путем титрования их раствором гидроксида натрия с использованием индикатора. Принцип метода определения молочной кислоты: основан на способности молочной кислоты в присутствии фенолята железа (III), образовывать соль лактата железа желто – зеленого цвета | Проба Уфельмана на молочную кислту: 20 кап. р-ра фенола + 1 кап. р-ра FeCl3,+ желудочный сок№3 по каплям до изменения окраски | Фиолетовое окрашивание (нормальный желудочный сок) | Желто – зеленое окрашивание .(патологический желудочный сок | ВЫВОД: В желудочном соке №1 общая кислотность – 50 ед, свободная НСl – 30 ед, связанная НСl – 10 ед, что Соответствует нормаль ным показателям кислотности желудочного сокма, а в соке №2 – соответственно 70 ед, 50 ед, 30 ед, что выше нормы. В соке №3 присутствует молочная кислота. |
Единицы кислотности (ммоль/мл) на 100 мл желудочного сока | Общая кислотность норма 40-60ЕД | Д1=Z1*100 | Д2=Z2*100 | |
Связанная HСl норма 5-20ЕД | С1=В1-А1 | С2=В2-А2 | ||
Общая HСl | Y1+Z1 *100 B1= 2 . | Y2+Z2 *100 B2= 2 . | ||
Свободная HСl Норма 20-40 ЕД | А1=Х1*100 | А2=Х2*100 | ||
Количество мл NaOH (0,1 М р-р), пошедшего на титрование 5 мл желудочного сока | До III пункта -розовое окрашивание | Z1=?мл | Z2=?мл | |
До II пункта лимонно – желтое окрашивание | Y1=?мл | Y2=?мл | ||
до I пункта оранжевое окрашивание | Х1=?мл | Х2=?мл | ||
Материал | Жел.сок №1-5 мл +1-2кап. пара-диметиламиноазобензола +2кап. фенолфталеина | Жел.сок №2-5 мл +1-2кап. пара-диметиламиноазобензола +2кап. фенолфталеина |
ЗАНЯТИЕ №13
ТЕМА: Биологическое окисление. Количественное определение каталазной активности крови. Обнаружение дегидрогеназ лимоннокислого цикла.
Работа на занятии.
Цели занятия.
Студенты должны уметь:
- провести количественное определение каталазы крови по Баху и Зубковой;
- объяснить диагностическое значение определения активности каталазы крови;
- обнаружить активность дегидрогеназ лимоннокислого цикла в мышцах по обесцвечиванию метиленовой сини;
- проанализировать результаты определений, оформить протокол, сформулировать выводы.
Цели самоподготовки.
Студенты должны знать:
- что такое биологическое окисление, аэробное и анаэробное окисление;
- что такое редокс – потенциал и каково его значение в биологических окислительно-восстановительных системах;
- характеристику стадий биологического окисления и центральных путей метаболизма;
- что такое первичные субстраты биологического окисления и как они образуются;
- реакции превращения пировиноградной кислоты в процессе окислительного декорбоксилирования;
- характеристику реакций лимоннокислого цикла;
- реакции дегидрирования лимоннокислого цикла и их энергетический выход.
Хронокарта занятия.
Этапы занятия | Время (мин.) | Дидактическая система |
1. Организационные вопросы | 2 мин | Классическая |
2.Контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция | 28 мин. | Репетитор (хороший) |
3. Организация самостоятельной работы студентов | 10 мин. | Технические средства общегрупповые |
4. Самостоятельная работа студентов | 80 мин. | «Малая группа» |
5. Итоговый контроль усвоения материала занятия | 15 мин. | Репетитор (хороший) |
Оснащение занятия.
1.Оборудование: штативы с пробирками; шпатели, термостат или водяная баня на 37˚С; конические колбочки или стаканчики; мерная колба на 100 мл; микропипетка на 0,1 мл; пипетки на 1, 2 и10 мл; микробюретка для титрования.
2. Реактивы:перекись водорода, 1 % раствор; серная кислота, 10 % раствор; перманганат калия, 0,1 Н раствор; цитрат натрия, 3 % раствор нейтрализованный по лакмусу; сукцинат натрия, 3 % раствор, нейтрализованный по лакмусу; сульфосалициловая кислота, 20 % раствор; метиленовая синь, 0,002% раствор; вазелиновое масло или керосин.
3. Материалы для исследования: кровь, разведенная в 1000 раз; мышечная кашица.
Организационные вопросы.
Преподаватель выясняет, есть ли отсутствующие, обращает внимание на форму одежды студентов, сообщает цели занятия.
Контроль исходного уровня знаний.
Контроль проводится в виде устного разбора вопросов с последующим письменным контролем с помощью билетов исходного контроля знаний студентов (см. методические указания для самоконтроля знаний). Оценки выставляются в кафедральном журнале.
Вопросы для обсуждения.
1. Что такое биологическое окисление, аэробное и анаэробное окисление?
2. Что такое редокс – потенциал и каково его значение в биологических окислительно-восстановительных системах?
3. Охарактеризуйте стадии биологического окисления.
4. Охарактеризуйте центральные пути метаболизма.
5. Назовите первичные субстраты биологического окисления и объясните их образование.
6. Напишите реакции окислительного декарбоксилирования пировиноградной кислоты.
7. Напишите реакции лимоннокислого цикла и охарактеризуйте их.
8. Напишите реакции дегидрирования лимоннокислого цикла и рассчитайте их энергетический выход.