Протокатеховый альдегид (3,4-дигидроксибензальдегид).
Выбор формулы обоснуйте. Запишите уравнения всех реакций.
Приведите еще один химический тест на исходное соединение,
подтверждающий правильность Ваших рассуждений.
Преподаватель: Зав. кафедрой:
ГУО Б Г ТУ
Экзаменационный билет №
Предмет: Органическая химия, ф-т Т О В, II курс
Весенняя экзаменационная сессия 20 / 20 уч. года.
1.Приведите полные уравнения следующих реакций, в которых:
а) субстрат – кетон, не вступающий в реакцию альдольной конденсации;
б) субстрат – альдегид, образующий альдоль,который далее при нагревании не дегидратируется;
в) субстрат – альдегид, вступающий в реакцию Канниццаро
Рассмотрите механизмы реакций б) и в). Поясните роль катализатора
в этих реакциях.
2.Заполните схему превращений:
Представьте механизмы !!! стадии этерификации и последней стадии
данной цепочки превращений.
Поясните роль катализатора, укажите причины обратимости
реакцийи методы смещения равновесия в направлении образования
целевых продуктов.
3.Осуществите следующие превращения:
а)Уксусный аль-д→Кротоновый аль-д→3-Гидроксибутановая к-та;
а) Малоновый эфир → амид этилизопропилуксусной к-ты.
4.Установите структурную формулу соединения С6Н14О, которое:
- может быть разделено на энантиомеры;
- растворяется в концентр. H2SO4;
- реагирует с NaМЕТАЛ. при комнатной температуре;
- при окислении образует кетон;
- нагревание с концентр. H2SO4 приводит к образованию смеси соединений состава С6Н12 ;
-при окислении одного из них образуется одна кислота.
Выбор формулы обоснуйте. Запишите уравнения всех реакций.
Выберите еще один химический тестна исходное соединение,
подтверждающий правильность Ваших рассуждений.
Преподаватель: Зав. кафедрой:
ГУО Б Г ТУ
Экзаменационный билет №
Предмет: Органическая химия, ф-т Т О В, II курс
Весенняя экзаменационная сессия 20 / 20 уч. года.
1.Расположите следующие соединения в ряд в порядке уменьшения
скорости реакции с С2H5OH:
а) ацетон, б) пропаналь, в) ά-хлорпропионовый альдегид, г) метилизопропилкетон
Объясните причины наблюдаемой закономерности с помощью электронных и пространственных факторов.
Приведите уравнения всех реакцийи механизм для реакции с б).
Исходя из механизма, поясните какие катализаторы и почему (?) используются на первой и второй стадиях реакции присоединения.
2.Запишите полные уравнения следующих реакций :
а) диазотирование м-нитроанилина →
б) карбоксилирование п-крезола →
в) 2-гидроксибутановая + РСl5 →
г) п-нитрофенол + соль диазония →
д) ацетилирование (2R) –бутан-2-ола →
Рассмотрите механизм реакции д), её стереохимический результат.Приведите формулы стереоизомеров, дайте им названия по R,S-номенклатуре.
3.Осуществите следующие превращения:
а)Бензол→ п- NO2-бензиловый спирт + п-NO2-бензойная к-та
б)Бутан → бутан-2-ол → дивтор.бутиловый эфир
4.Осуществите синтез из этана алкилАУЭ , при кислотном
расщеплении которого образуется 3-метилпентановая кислота.
Какой продукт можно получить из этого же эфира при его
кетонном расщеплении ?Запишите уравнения всех реакций.
Приведите химические тестына продукты кетонного и
кислотного расщепления.
Преподаватель: Зав. кафедрой:
ГУО Б Г ТУ
Экзаменационный билет №
Предмет: Органическая химия, ф-т Т О В, II курс
Весенняя экзаменационная сессия 20 / 20 уч. года.
1. Какое из карбонильных соединений(в каждой приведенной ниже паре) может вступать в реакцию альдольной конденсации и почему ?
а) Пропаналь или формальдегид;
б) Фенилуксусный альдегид или бензальдегид;
в) Ацетон или трихлоруксусный альдегид.
Приведите уравнения всех реакций альдольной конденсации и
механизм превращения для в).Поясните роль катализатора в этом
типе реакций. Сформулируйте, что такое С-Н-кислотность, и что
является причиной её проявления ?
2.Заполните схему превращений:
Представьте механизм последней стадии превращения.
Поясните роль катализатора, укажите причины возможной
обратимостиреакцийи методы смещения равновесия в
направлении образованияцелевых продуктов.
Рассмотрите стереохимический результат.Приведите формулы
стереоизомеров, дайте им названия по R,S-номенклатуре.
3.Осуществите следующие превращения:
а)Этанол → АУЭ → Бензилацетон ( С6Н5–СН2-СН2-СО-СН3 )
б)Ацетилен → ά- аминопропионовая кислота.
4.Установите структурную формулу соединения С5Н9NО2, которое:
–существует в виде энантиомеров;
– растворяется в растворах щелочей;
– при обработке HNO2 дает синее окрашивание;
- при каталитическом гидрировании превращается в соединение
С5Н11NО2 , которое не может существовать в виде энантиомеров.
Запишите уравнения всех реакций. Приведите еще один
химический тестна исходное соединение, подтверждающий
правильность Ваших рассуждений.
Преподаватель: Зав. кафедрой:
ГУО Б Г ТУ
Экзаменационный билет №
Предмет: Органическая химия, ф-т Т О В, II курс
Весенняя экзаменационная сессия 20 / 20 уч. года.
1.Используя электронные эффекты, сравните С-Н-кислотность этилацетата, малонового эфира и ацетоуксусного эфира.
Синтезируйте :
а) из этана → этилацетат;
б) из этанола → малоновый эфир;
в) этилацетат → АУЭ → 4-метилгексан-2-он
Рассмотрите механизм сложно-эфирной конденсации Кляйзенав присутствии основного катализатора.
2. Синтезируйте из толуола→ фенилуксусный альдегид.
Запишите уравнения р-ций синтезированного альдегида со следующими реагентами: а) NH2OH; б) Cu(OH)2 ; в) С2Н5ОН/Н+ ; д) LiAlH4
Для реакции в) рассмотрите механизм стадий получения полуацеталя
и ацеталя .Какие катализаторы и почему используются на первой и
второй стадиях этой рекции? Возможно ли образование в этой
реакции стереоизомеров (или рацематов)?
3.Осуществите следующие превращения:
а) Нитробензол → этиловый эфир 2,4,6-трибромбензойной кислоты
б)Этан → ά-аминопропионовая кислота
4.Установите структурную формулу соединения С7Н7NО2, которое
-широко используется для получения красителей;
-растворяется в растворе соды с выделением СО2 ;
- растворяется в НСl;
- диазотируется;
- при бромировании бромной водой образует дибромпроизводное;
- способно к образованию внутримолекулярной водородной связи.
Запишите уравнения всех реакций. Приведите еще один
химический тестна исходное соединение, подтверждающий
правильность Ваших рассуждений.
Преподаватель: Зав. кафедрой:
ГУО Б Г ТУ
Экзаменационный билет №
Предмет: Органическая химия, ф-т Т О В, II курс
Весенняя экзаменационная сессия 20 / 20 уч. года.
1.Какую пару соединений целессообразнее использовать для синтеза 2-
этоксибутана по реакции Вильямсона.?
а)бутан-2-ол и этилиодид; б)втор.бутилат натрия и этилиодид;
в)этилат натрия и 2-иодбутан; г) втор.бутилат натрия и хлороэтан.
Приведите уравнение и механизм выбранной Вами реакции. Дайте
необходимые пояснения.
Запишите уравнение и механизм расщепления 2-этоксибутана с
помощью HIКОНЦ. при повышенной температуре. Можно ли
заменить HI на HCl или HBr?
2.Заполните схему превращений:
Представьте механизм стадии этерификации.
Поясните роль катализатора, укажите причины возможной
обратимостиреакциии методы смещения равновесия в
направлении образованияцелевых продуктов.
Рассмотрите стереохимический результат реакции.Приведите
формулы стереоизомеров, дайте им названия по R,S-номенклатуре.
3.Осуществите следующие превращения:
а)Уксусная к-та→Малоновый эфир→2-амино-2-метилбутановая к-та.
б)Нафталин → Фталевый ангидрид → Антраниловая к-та.
4. Установите структурную формулу соединения С6Н12О, которое:
– образует оксимы;
– не дает реакции «серебряного зеркала» ;
– дает положительную иодоформную реакцию;
–при восстановлении образует соединение С6Н14О;
–последнее после дегидратации и жесткого окисления образует