Назовите основные этапы развития науки с древнейших времен до наших дней.
Перечислите важнейшие признаки науки как особой формы рациональности.
непротиворечивость, доказательность, системность
11. Эмпирические законы…
A. формируются на основе обобщения единичных фактов;
B. строятся «от единичного к общему»;
C. выводятся посредством творческого воображения;
D. суть законы сходных исторических ситуаций.
12. Теоретические законы…
A. строятся «от единичного к общему»;
B. выводятся посредством творческого воображения;
C. суть законы сходных исторических ситуаций;
D. формируются на основе обобщения единичных фактов.
13. Положение о том, что «понятие или суждение имеет значение, если, и только если, оно эмпирически проверяемо» раскрывает принцип…
A. фальсификации;
B. дополнительности;
C. объективности;
D. верификации.
14. Положение о том, что «если утверждение нельзя научно опровергнуть, то оно ненаучно» раскрывает принцип…
A. объективности;
B. дополнительности;
C. фальсификации;
D. верификации.
15. Какие принципы научного знания считаются главными при демаркации (разграничении) науки и не-науки?
.
фальсификации; верификации.
Причинность, относительность, истинность
Определите место науки как особой специфической подсистемы духовной культуры наряду с философией, религией, искусством.
Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. основную функцию -обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. средство в решении различных проблем человеческого существования.
Мировоззрение
17. Дедукция представляет собой размышление…
A. об общих и существенных признаках предмета;
B. которое строится от общего к частному или от общего к единичному;
C. которое строится на основании существенного сходства двух или более предметов;
D. строящееся «от частного к общему», но и «от единичного к общему».
18. Индукция представляет собой размышление…
A. строящееся «от частного к общему», но и «от единичного к общему»;
B. которое строится от общего к частному или от общего к единичному;
C. которое строится на основании существенного сходства двух или более предметов;
D. об общих и существенных признаках предмета.
Перечислите основные подходы к периодизации истории научного знания и определите их специфику.
Формальный, когда в основу вычисления периодов кладется тот или иной признак
Условное деление исторического процесса
Выделение трех этапов: классический неклассический постклассический
Связь истории с развитием общества
A. Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.
B. Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
C. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира ибн Хайяна.
D. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
E. Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
20. Какими моделями в настоящее время можно представить процесс развития науки? В чем их особенности?
A. история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;
B. история науки как развитие через научные революции.
Назовите основные этапы развития науки с древнейших времен до наших дней.
A. 1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
B. 2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).
C. 3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
D. 4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира ибн Хайяна.
Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
22. Сформулируйте основные положения Гелиоцентрической картины мира (Коперника/Галилея).
Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты
23. В чем, на Ваш взгляд, заключается значимость открытия Ч. Дарвина для естествознания в целом?
1. Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.
2. Объяснены причины целесообразности органических форм.
3. Открыт закон естественного отбора.
4. Выяснена сущность искусственного отбора.
5. Определены движущие силы эволюции.
24. Кто считается родоначальником философии науки?
A. У. Уэвелл;
B. О. Конт;
C. Ф. Бэкон;
D. Т. Кун.
25. Кого можно отнести к основоположникам позитивизма?
A. Ф. Бэкон;
B. У. Уэвелл;
C. О. Конт;
D. Т. Кун.
26. Как называлась первая книга Т. Куна, посвященная истории и философии науки?
A. «Новый органон»;
B. «Коперниканская революция»;
C. «Порядок из хаоса»;
D. «Структура научных революций».
27 Какой из терминов не принадлежит Т. Куну?
A. нормальная наука;
B. патологическая наука;
C. научная парадигма;
D. научное сообщество.