ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Понятие «безопасность жизнедеятельности» в целом предусматривает такое состояние среды обитания, когда человек способен адекватно реагировать на воздействие

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «безопасность жизнедеятельности» в целом предусматривает такое состояние среды обитания, когда человек способен адекватно реагировать на воздействие всех без исключения ее компонентов. При этом было бы неправильно рассчитывать только на генетически обусловленные способности организма человека противодействовать опасным и вредным факторам, т. е. на так называемые анатомо-физиологические механизмы безопасности, сформированные в ходе антропогенеза. Развитие цивилизации, появление ноосферы и техносферы, урбанизация территорий ведет к появлению огромного количества антропогенных факторов, воздействие которых на организм превосходит возможности адаптации. В связи с этим возникает необходимость идентификации, классификации, изучения опасных и вредных факторов во всех сферах деятельности человека, разработки мероприятий по предупреждению их негативного воздействия на организм и среду обитания, ликвидации последствий такого воздействия, если оно имеет место. Все эти задачи и решает наука Безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности – это новый учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Безопасность жизнедеятельности решает триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследования, учитывающих существенные особенности действительности, т.е. содержит компоненты общей науки о безопасности. Поэтому безопасность жизнедеятельности закономерно рассматривать как научную и методологическую основу для многочисленных специальных дисциплин, таких, например, как безопасность труда в различных отраслях народного хозяйства. Особенностью БЖД является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной вид учебных занятий студентов – самостоятельная работа над учебным материалом. Она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам, пособиям и монографиям; выполнение контрольных заданий и практикума; индивидуальные консультации; посещение лекций; сдача зачета или экзамена по всему курсу.

Изучать курс рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе. Расположение материала курса в программе не всегда совпадает с расположением его в учебнике. Изучая курс, пользуйтесь предметным указателем в конце книги. При первом чтении старайтесь получить общие представления об излагаемых вопросах, отмечайте трудные или неясные места. Внимательно читайте текст учебника, напечатанный особым шрифтом. Вникайте в сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты и явления. Изучение вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь. Во всех случаях, когда материал подается систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материалов в период подготовки к зачету или экзамену.

В процессе изучения курса «безопасности жизнедеятельности» студент должен выполнить контрольную работу. Ответы на теоретические и прикладные вопросы должны быть короткими, но четко обоснованными, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивировка не требуется. Необходимо указать список используемой литературы.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, оставлены широкие поля для замечаний рецензента, текст писать четким и ясным почерком. Работа должна быть датирована, подписана студентом и предоставлена на кафедру для рецензирования. Работа, выполненная по чужому варианту, проверке не подлежит.

Если работа не зачтена, ее нужно выполнить повторно в соответствии с указанием рецензента. Исправления следует выполнять в конце работы, а не в рецензируемом тексте.

При возникновении затруднений по ходу изучения курса, следует обращаться к преподавателю, как по вопросам организации самостоятельной работы, так и по другим организационно - методическим вопросам.

К сдаче зачета допускаются студенты, которые защитили контрольные работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(краткое содержание дисциплины по темам)

Раздел 1. Введение в БЖД.

Тема 1.1 Безопасность жизнедеятельности как наука.

Цель и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности», ее основные положения, как неотъемлемой составной части, и образовательной компоненты подготовки всесторонне развитого лица. Аксиома о потенциальной опасности.

Наши рекомендации