Бодрствование и сон. сновидения

Цикл «бодрствование — сон» — это проявления единого процесса, суточного (цирка-дианного) биоритма. Сон — особое активное состояние, при котором выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Наступлению сна способствуют раздражители, вызывающие утомление нервных клеток. Наступление сна ускоряют условно-рефлекторные раздражители, чаще обстановочные, особенно на фоне уменьшения сенсорной импульсации (световой, звуковой, соматической, вестибулярной), направляющейся в кору головного мозга.

Фазы и стадии естественного сна. Различают две фазы: медленный (ортодоксальный) и быстрый (парадоксальный) сон. Обычно вначале развивается фаза медленного сна, которая характеризуется потерей сознания, расслаблением мышц, успокоением. В ЭЭГ возникает медленная электрическая активность в виде синхронизации (частота волн уменьшается, амплитуда возрастает). Через 60—90 мин фаза медленного сна скачкообразно заменяется парадоксальным сном. Возникают быстрые движения глазных яблок, значительно снижается мышечный тонус, отмечается фазное подергивание конечностей, учащаются пульс и дыхание, повышается кровяное давление, возникают сновидения. В ЭЭГ появляется электрическая активность, характерная для бодрствующего состояния, — десинхронизация (учащение волн и снижение их амплитуды). В тече­ние 6—8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4—5 раз, делаясь все более продолжительными (особенно перед пробуждением). В целом быстрый сон занимает около 20 % времени ночного сна, медленный — 80 %. Обе фазы жизненно необходимы.

Скорее всего, в основе развития циклов сон-бодрствования и стадий сна лежат и гуморальные, и нервные механизмы. Нервные влияния связаны с активностью ретикулярной формации продолговатого мозга.

Из гуморальных факторов, участвующих в формировании сна, выделены пептид, вызывающий дельта-сон, снотворную субстанцию, аргинин-вазотоцин, пептид, экстрагированный из нейрогипофиза. объясняет причины постепенного уменьшения длительности у пожилых именно пара­доксального сна.

Помимо упомянутых гуморальных факторов, описаны и другие факторы пептидной природы, имеющие отношение к регуляции сна. К ним относятся вазоактивный интестинальный пептид (ВИП), бета-эндорфин, углубляющие состояние сна. Пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков (слов). И.П.Павлов определял речь как вторую сигнальную систему, отличающуюся от первой сигнальной системы отвлечением и обобщением.

Язык — это система звуковых, словарных и грамматических правил, с помощью которых люди выражают свои мысли, говорят друг с другом. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывны и едины. Исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей.

Анатомо-физиологические основы речи.Вторая сигнальная система обеспечивается работой речедвигательного, речеслухового и речезрительного анализаторов, а также лобными долями. Речедвигательный аппарат воспринимает сигналы от языка, губ, гортани, диафрагмы и обеспечивает построение речи и произношение слов. Регуляция речи обеспечивается корой большого мозга, которая получает афферентные импульсы от рецепторов, заложенных в мышцах и связках голосового аппарата и дыхательных мышц.

Корковое ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин — речедвигательный центр Брока (44, 45, 46-е поля Бродмана). Восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, находящегося в верхней височной области левого полушария (центр Вернике). Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической формах словесной информации, осуществляется височно-теменно-затылочными областями левого полушария у правшей.

Звуковая речь воспринимается первичными слуховыми областями коры, но чтобы она была осмыслена, понятна, сигналы должны войти в зону Вернике. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов. Затем звуковая форма слова перерабатывается в его смысл, как если бы это было воспринято на слух. Многие специалисты считают, что в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.

Наши рекомендации