Тема: «обобщение знаний по углеводородам жирного и ароматического ряда».
Актуальность темы:
Классы «Алканы», «Алкены», «Алкины» являются фундаментом всего курса органической химии, поэтому от усвоения данных классов углеводородов зависит усвоение всех классов органических соединений: спиртов, кислот, эфиров, жиров, углеводов и др. При изучении данных классов продолжается развитие знаний о теории строения, представления об sp3 sp2 и sp гибридизации, развивается идея зависимости свойств веществ от строения, применение веществ на основании их свойств.
Цели занятия:
1. Расширить и углубить знания студентов по номенклатуре, способам получения, свойствам алканов, алкенов, алкинов.
2. Обобщить и систематизировать теоретический материал поданной теме.
3. Закрепить знания студентов по правилам Зайцева и Марковникова и механизмам радикального замещения и электрофильного присоединения.
4. Долнить знания студентов по строению и свойствам предельных и непредельных углеводородов.
5. На примере алканов, алкенов и алкинов показать генетическую связь между классами органических соединений.
План изучения темы:
1) Общая характеристика классов.
2) Общая формула классов «Алканы», «Алкены» и «Алкины»
3) Номенклатура
а) рациональная
б) ИЮПАК
4) Изомерия.
5) Способы получения.
6) Химические свойства:
а) реакции радикального и электрофильного замещения;
б) реакции электрофильного присоединения;
в) реакции окисления
г) реакции полимеризации.
7) Фармакопейные препараты и их применение.
Литература основная:
1) А.И. Артеменко Органическая химия, М.:«Высшая школа», 1998г.
2) Органическая химия С.Э. Зурабян, А.П. Музин, М., 2011г.
3) Органическая химия под ред. Н.А Тюкавкиной, М.: «Медицина», 1989г.
Вопросы для самоподготовки:
Ø Выучить теоретический материал по темам: «Алканы», «Алкены», «Алкины».
Ø Назовите данные вещества по рациональной и ИЮПАК номенклатуре:
Ø Напишите структурные формулы следующих соединений и назовите по другой номенклатуре:
а) метилэтилизопропил втор. Бутил метан
б) 2,5,5 триметилгексан
в) метилэтилизопропилэтилен
г) 2,3 диметилпентен
Ø Получите пентан по реакции Вюрца.
Ø Напишите уравнение реакции получения алкенов из:
Ø Напишите уравнения химической реакции замещения галогеном пропана. Покажите механизм протекания реакции.
Ø Объясните механизм реакции присоединения бромоводорода к бутен – 1. Какое правило вы применили?
Ø Какое вещество образуется при действии раствора калия перманганата на пропилен? Укажите значение данной реакции.
Ø Можно ли отличить по характеру горения этан от этилена?
Перечень знаний, навыков и умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения темы:
Знать основные вопросы тем «Алканы», «Алкены», «Алкины» (номенклатуру, способы получения и свойства).
Уметь составлять структурные формулы предельных и непредельных углеводородов и называть их, пользуясь рациональной и научной номенклатурой.
Писать структурные формулы изомеров и гомологов.
Высказывать суждения о свойствах веществ на основании их строения.
Проводить сравнение строения и свойств соединений.
Высказывать суждение о переходе количественных изменений в качественные на примере гомологических рядов.
ТЕМА: "УГЛЕВОДОРОДЫ АЛИФАТИЧЕСКОГО И АРОМАТИЧЕСКОГО РЯДА"
(подготовка в контрольной работе №1)
Актуальность темы:
Тема: "Углеводороды" являются фундаментом всего курса органической химии, поэтому от усвоения каждого класса углеводородов зависит уровень знаний двух классов органических соединений: спиртов, кислот, эфиров, углеводов.
На примере углеводородов формируются , закрепляются и развиваются такие понятия теории строения как изомерия, электронное и пространственное строение органических веществ , электронная природа взаимного влияния атомов в молекуле.
Цели занятия:
1. Закрепить теоритические знания по теме: "Углеводороды"
2. Закрепить умения находить взаимосвязи между строением органического вещества и его свойствами.
3. Закрепить знания механизма радикального замещения , электрофильного присоединения , правил Марковникова и Зайцева.
План занятия
1.Написать контрольную работу, включающие знания:
а) номенклатура углеводородов
б) способы получения
в) химические свойства углеводородов
г) отдельные представители и применение их в фармации
Рекомендуемая литература
1. А.И. Артеменко, "Основная органическая химия", М: "Высшая школа" 2004г
2."Органическая химия" С.Э.Зурабян, А.П.Лузин ,М: «Медицина» 2011г
3. "Органическая химия" под ред. Н.А. Теонавкиной, М: «Медицина» 1989г
Вопросы для самоподготовки
1.Повторить следующие темы: "Алканы", "Алкены", "Алкины", "Арены".
2.Напишите структурные формулы углеводородов и назовите по другой номенклатуре:
а) Диметил изопропил трет бутил метан
б)2,3-диметил пентен-1
в) этил вторичный бутил ацителен
г) мета гидрокси хлор бензол
3.Получение углеводородов из следующих веществ
а)2-хлор пропан
б) пентан-ол-2
в) 2,2-дихлор бутана
г) хлорбензола и хлорпропана
4.Напишите уровнения реакций действия:
а) бромоводорода на 2-метилбутен-1 ; бутин-1
б) раствора калия перманганата на пропен, бутин-2
в) сульфирование метилбензола
Укажите механизм действия и правила
Перечень знаний, умений, навыков, которыми студенты должны владеть в результате изучения раздела "Углеводороды":
Знать номенклатуру (рациональную и ИЮПАК)
Знать способы получения углеводородов
Знать химические свойства, механизмы радикального замещения , электрофильного замещения и присоединения.
Уметь в конкретных усолвиях применять правила Марковникова и Зайцева.