Опытное обоснование молекулярно-кинетической теории

Рассмотрим некоторые явления, экспери­ментально подтверждающие основные по­ложения и выводы молекулярно-кинетиче­ской теории.

1. Броуновское движение.Шотландский ботаник Р. Броун (1773—1858), на­блюдая под микроскопом взвесь цветочной пыльцы в воде, обнаружил, что частицы пыльцы оживленно и беспорядочно двига­лись, то вращаясь, то перемещаясь с места на место, подобно пылинкам в сол­нечном луче. Впоследствии оказалось, что подобное сложное зигзагообразное движение характерно для любых частиц малых размеров (»1мкм), взвешенных в газе или жидкости. Интенсивность этого движения, называемого броуновским,по­вышается с ростом температуры среды, с уменьшением вязкости и размеров частиц (независимо от их химической при­роды). Причина броуновского движения долго оставалась неясной. Лишь через 80 лет после обнаружения этого эффекта ему было дано объяснение: броуновское движение взвешенных частиц вызывается ударами молекул среды, в которой части­цы взвешены. Так как молекулы движутся хаотически, то броуновские частицы полу­чают толчки с разных сторон, поэтому и совершают движение столь причудливой формы. Таким образом, броуновское дви­жение является подтверждением выводов молекулярно-кинетической теории о хао­тическом тепловом движении атомов и мо­лекул.

2. Опыт Штерна.Первое эксперимен­тальное определение скоростей молекул выполнено немецким физиком О. Штерном (1888—1970). Его опыты позволили также оценить распределение молекул по скоро­стям. Схема установки Штерна представ­лена на рис. 70. Вдоль оси внутреннего цилиндра с щелью натянута платиновая проволока, покрытая слоем серебра, кото­рая нагревается током при откачанном воздухе. При нагревании серебро испаря­ется. Атомы серебра, вылетая через щель, попадают на внутреннюю поверхность второго цилиндра, давая изображение щели О.

Опытное обоснование молекулярно-кинетической теории - student2.ru

Если прибор привести во вращение вокруг общей оси цилиндров, то атомы серебра осядут не против щели, а сместят­ся от точки О на некоторое расстояние s. Изображение щели получается размы­тым. Исследуя толщину осажденного слоя, можно оценить распределение моле­кул по скоростям, которое соответствует максвелловскому распределению.

Зная радиусы цилиндров, их угловую скорость вращения, а также измеряя s, можно вычислить скорость движения ато­мов серебра при данной температуре про­волоки. Результаты опыта показали, что средняя скорость атомов серебра близка к той, которая следует из максвелловского распределения молекул по скоростям.

3. Опыт Ламмерт.Этот опыт позволя­ет более точно определить закон распреде­ления молекул по скоростям. Схема ваку­умной установки приведена на рис. 71. Молекулярный пучок, сформированный источником, проходя через щель, попадает в приемник. Между источником и прием­ником помещают два диска с прорезями, закрепленных на общей оси. При непод­вижных дисках молекулы достигают при­емника, проходя через прорези в обоих

Опытное обоснование молекулярно-кинетической теории - student2.ru

дисках. Если ось привести во вращение, то приемника достигнут только те прошедшие прорезь в первом диске молекулы, которые затрачивают для пробега между дисками время, равное или кратное времени оборо­та диска. Другие же молекулы задержива­ются вторым диском. Меняя угловую ско­рость вращения дисков и измеряя число молекул, попадающих в приемник, можно выявить закон распределения скоростей молекул. Этот опыт также подтвердил справедливость максвелловского распре­деления молекул по скоростям.

4. Опытное определение постоянной Авогадро.Воспользовавшись идеей рас­пределения молекул по высоте (см. форму­лу (45.4)), французский ученый Ж Перрен (1870—1942) экспериментально опре­делил постоянную Авогадро. Исследуя под микроскопом броуновское движение, он убедился, что броуновские частицы рас­пределяются по высоте подобно молекулам газа в поле тяготения. Применив к ним больцмановское распределение, можно за­писать

Опытное обоснование молекулярно-кинетической теории - student2.ru

где m—масса частицы, m1— масса вы­тесненной ею жидкости: m=4/3pr3r, m1 = 4/3pr3r1 (r — радиус частицы, r— плотность частицы, r1 — плотность жидко­сти).

Если n1 и n2 — концентрации частиц на уровнях h1и h2, a k=R/NA, то

Опытное обоснование молекулярно-кинетической теории - student2.ru

Значение Na, получаемое из работ Ж. Перрена, соответствовало значениям, полученным в других опытах, что под­тверждает применимость к броуновским частицам распределения (45.4).