VII. Задания для самостоятельной работы на занятии. Теоретически обосновать и практически освоить титриметрический метод анализа – перманганатометрию

Тема занятия.

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ТИТРОВАНИЕ.
МЕТОДЫ ОСАЖДЕНИЯ.

Перманганатометрия.

I. Цель занятия:

Теоретически обосновать и практически освоить титриметрический метод анализа – перманганатометрию. Приобрести навыки работы со шлифованной посудой. Получить представление об использовании перманганатометрии в клинико-биохимических и санитарно-гигиенических исследованиях.

II. Исходный уровень знаний:

1. Знание окислительно-восстановительных реакций и редокс–потенциалов.

2. Знание закона эквивалентов, факторов эквивалентности окислителя и восстановителя.

3. Умение производить расчет концентрации растворов, массы определяемого вещества.

III.После изучения темы студент должен

знать:

– окислительно-восстановительные реакции, лежащие в основе метода перманганатометрии;

– исходные вещества, используемые для установки титра раствора перманганата;

– рабочие растворы в методе перманганатометрии;

– методы титрования (прямое, обратное, косвенное), используемые для количественного определения веществ;

уметь:

– работать с бюреткой со стеклянным краном;

– рассчитывать фактор эквивалентности окислителя и восстановителя по реакции;

– проводить расчеты при перманганатометрических определениях;

– готовить рабочие растворы и устанавливать их титр;

– выбирать метод и способ определения исследуемого вещества.

IV. Основные вопросы темы

1. Реакции, лежащие в основе метода оксидиметрии. Классификация методов оксидиметрии.

2. Требования, предъявляемые к реакциям, используемым в методах оксидиметрии.

3. Перманганатометрия:

– условия проведения реакций с участием перманганат-иона;

– определение фактора эквивалентности и молярной массы эквивалентов окислителя и восстановителя;

– фиксирование эквивалентной точки;

– методы титрования;

– исходные вещества;

– рабочие растворы (титранты), их приготовление и хранение;

– расчет титра раствора перманганата калия по определяемому веществу.

4. Примеры количественных определений методом перманганатометрии.

5. Использование перманганатометрии в медицинских и санитарно-гигиенических целях.

V. Вопросы и задания для самоподготовки

(обязательное домашнее задание, выполняемое в отдельной тетради)

1.Окислительно-восстановительные потенциалы перманганата калия в кислой, щелочной и нейтральной средах

2.Приготовление раствора перманганата калия известной концентрации

3.Исходные вещества, используемые в методе перманганатометрии

4.Способы титрования в перманганатометрии

5.Определение точки эквивалентности в перманганатометрии

6.Какие вещества количественно определяют методом перманганатометрии?

7.При окислительно-восстановительной реакции в нейтральной среде перманганат калия (КMnO4) восстанавливается с образованием:

1) Mn(OН)2 2) К2Mn2O4 3) Mn2O3 4) MnO2

8.Различить растворы карбоната и сульфита натрия можно действием раствора:

1) хлорида бария 2) сероводорода 3) перманганата калия 4) фенолфталеина

9.Для установления титра раствора перманганата калия применяется стандартный раствор: 1) H2C2O4 ∙2Н2О 2) Na2C2O4 3) Н2СО3 4) Na2CO3

10.Продуктом восстановления перманганата калия сульфитом натрия в сернокислой среде является вещество, формула которого:

1) MnSO4 2) K2MnO4 3) Mn2O3 4) MnO2

VI. Вопросы для самоконтроля

(включены в коллоквиум и зачетное занятие)

1.В ионно-электронной реакции MnO4-+8H++5e→Mn2++4H2O окисленной формой является: 1) ион Mn2+ 2) ион MnO4-

2.В реакции H2S+4H2O - 8e → SO42-+10H+ восстановленной формой является:

1) H2S 2) ион SO42-

3.Ион MnO4- в кислой среде восстанавливается до: 1) MnO2 2) Mn2+ 3) MnO42- 4) Mn0

4.Фактор эквивалентности K2Cr2O7 при восстановлении согласно ионно-электронному уравнению Cr2O72-+14H++6e=2Cr3++7H2O равен:

1) 1/3 2) 1/7 3) 1/6 4) 1

5.Cr (VI) в кислой среде существует в виде иона:

1) [Cr(OH)6]3- 2) Cr2O72- 3) CrO42- 4) CrO2

6.13.Окислительная способность KMnO4 наиболее выражена в среде:

1) кислой 2) слабокислой 3) щелочной 4) слабощелочной

7.Методом прямого титрования в пермангонатометрии определяют:

1) окислители 2) восстановители 3) кислоты 4) гидроксиды

8.В методе пермангонатометрии для определения точки эквивалентности используют:

1) фенолфталеин 2) эриохром черный «Т» 3) мурексид 4) изменение окраски раствора, обусловленное появлением или исчезновением окрашенных ионов титранта

9.18. Фактор эквивалентности Na2C2O4 в реакции C2O42--2e→2CO2 равен:

1) 1/2 2) 1 3) 1/4 4) 1/5

10.19. Фактор эквивалентности KMnO4 в реакции MnO4- + 8H+ + 5e → Mn2+ + 4H2O равен: 1) 1/8 2) 1/4 3) 1/5 4) 1

VII. Задания для самостоятельной работы на занятии

1.Вычислить окислительно-восстановительный потенциал системы при [MnO4]=[Mn2+] и концентрации ионов водорода, равной: 1) 1 моль/л, 2) 10–4 моль/л. Ответ: 1) 1.51 В, 2) 1.132 В.

2.Какую навеску оксалата натрия требуется взять, чтобы на титрование ее было затрачено 20 мл 0,1 н раствора перманганата калия? (Ответ: 0.0670 г.)

3.5,0000 г пергидроля разбавили водой в мерной колбе на 500 мл. На титрование 25 мл этого раствора расходуется 37.43 мл 0.1124 н раствора перманганата калия. Сколько процентов перекиси водорода во взятой навеске? (Ответ: 28.63%.)

4.Сколько граммов кальция содержится в 250.0 мл раствора хлорида кальция, если после прибавления к 50.00мл вышеуказанного раствора 40.00 мл 0.2000 н раствора оксалата аммония и отделения образовавшегося осадка оксалата кальция, на титрование не вошедшего в реакцию оксалата аммония израсходовано 30.00 мл 0.2000 н раствора перманганата калия? (Ответ: 0.7400 г.)

VIII. Лабораторные работы

1. Установка титра рабочего раствора перманганата калия по приготовленному титрованному раствору оксалата натрия.

2. Определение содержания перекиси водорода в растворе.

3. Определение содержания дихромата калия в растворе.

IX. Темы докладов УИРС:

1. Кривые титрования в методе оксидимстрии.

2. Индикаторы, применяемые в оксидиметрии.

3. Определение кальция в биосубстратах методом перманганатометрии (пример косвенного количественного определения).

Иодометрия.

I. Цель занятия:

Изучить теоретические основы метода. Научиться применять метод иодометрии для количественных определений окислителей и восстановителей. Получить представление об использовании иодометрии в биохимических и санитарно-гигиенических исследованиях.

II. Исходный уровень знаний:

1. Знание окислительно-восстановительных реакций и редокс-потенциалов.

2. Знание закона эквивалентов, факторов эквивалентности.

3. Умение рассчитывать концентрации растворов и массу определяемого вещества.

Наши рекомендации