Составляющие лакокрасочных материалов
Связующие вещества, или пленкообразователи, по отечественной терминологии являются понятиями практически идентичными и предназначены для создания на поверхности окрашиваемого материала хорошо сцепляющейся и достаточно твердой пленки. Согласно стандарту ДИН 55 945 связующим веществом является нелетучая часть лакокрасочного материала за исключением пигментов и наполнителей, но включающая нелетучие добавки, такие как пластификаторы и сиккативы, а пленкообразователем — полимерные или образующие полимеры вещества, ответственные за образование пленки.
Качество пленкообразователя определяется рядом показателей, таких как вязкость; поверхностное натяжение; содержание летучих и нелетучих веществ (полимеров), остаточных мономеров; наличие гелей и микрогелей (крупинок); размер частиц; коллоидная стабильность и др. К ним относятся как неорганические вяжущие (известь, цемент, жидкое стекло), так и органические (высыхающие растительные масла, природные и синтетические смолы, животные и растительные клеи, нитраты целлюлозы и др.).
К числу пленкообразующих на основе высыхающих растительных масел относят олифы: натуральную, полунатуральную (олифа-оксоль и сульфооксоль), комбинированные, искусственные (глифталевая, пентафталевая, сланцевая), синтетические модифицированные и др. Все олифы — олигомерные продукты, т. е. способные к дальнейшим превращениям (полимеризации).
Натуральную и полунатуральную олифы получают путем нагревания с сиккативами или оксидации высыхающих растительных масел (подсолнечного, льняного, конопляного с добавлением в них небольшого количества тунгового и хлопкового). Однако натуральные растительные масла достаточно дорогие и дефицитные. Поэтому взамен им выпускают искусственные и синтетические олифы и другие связующие, содержащие смолы (природные и синтетические) в органических растворителях с добавлением сиккативов.
К природным смолам относят продукты древесно-растительного и биологического происхождения:
— канифоль и ее производные, которые представляют собой хрупкую стекловидную массу, состоящую в основном из смоляных кислот. Получают из смолы (живицы) хвойных деревьев. Она растворяется практически во всех органических растворителях и хорошо совмещается с растительными маслами;
— шеллак — продукт переработки насекомыми природной смолы некоторых тропических растений. Как лакокрасочный материал шеллак был известен тысячи лет назад, однако не потерял своей актуальности и сегодня. Он очень труден в работе, требует времени, использования тампонов, не обладает достаточно высокой твердостью, но имеет хорошую адгезию к древесине, придает ей золотисто-коричневый оттенок и хороший визуальный эффект. Раствор шеллака в спирте используется как мебельный лак и политура;
— копаллы - ископаемые смолы растительного происхождения. Пленки копаллов прочные, твердые, упругие, глянцевитые, устойчивы к воде, теплу, кислотам и щелочам;
— нитраты (эфиры) целлюлозы (коллоксилин) — получают из древесной ели, хлопковой целлюлозы, обработанной смесью серной и азотной кислот. Хорошо растворим в ацетоне, метиловом спирте и других растворителях. Недостаток — высокая огнеопасность.
Синтетические пленкообразующие вещества получают на основе полимеризационных и поликонденсационных полимеров (смол). Наибольшее применение из них получили перхлорвиниловые, алкидно-стирольные, полиуретановые, полиэфирные, фенолоформальдегидные, эпоксидные, мочевино- и меламиноформальдегидные, полиакрилаты и другие полимеры.
Растворители (ГОСТ 31089) представляют собой одно- или многокомпонентные углеводородные органические летучие жидкости, в которых полностью растворяется пленкообразующее вещество. Они не содержат в своем составе связующих веществ, а предназначены лишь для разбавления лакокрасочных составов и доведения их до рабочей консистенции. Растворители не должны вступать в химическое взаимодействие с лакокрасочными составами и с окрашиваемой поверхностью.
Наиболее распространенными растворителями являются скипидар, уайт-спирит (ГОСТ 3134), ксилол, ацетон, этилацетат, многокомпонентные (645, 646, 647, 648, 650) и др. Названия растворяемых материалов приведены на этикетках растворителей. Большинство из них взрыво- и огнеопасны, в ряде случаев отличаются повышенной токсичностью, что предопределяет выполнение соответствующих требований при их использовании.
Разбавители тоже представляют собой одно- или многокомпонентные жидкости, которые не являясь растворителями для пленкообразующих, могут быть использованы в сочетании с ними, не вызывая нежелательных эффектов (коагуляции, расслаивания). В отличие от растворителей они содержат в своем составе пленкообразователь и тоже предназначены для уменьшения вязкости лакокрасочного состава. В густотертых масляных красках разбавителем может служить олифа, а в вододисперсионных — вода или эмульсия типа «вода в масле».
Разбавителями в художественных масляных красках могут быть эфирные масла, составы на основе живичного скипидара и уайт-спирита и др. Многие разбавители тоже могут быть токсичными. В настоящее время термин «разбавитель» используется редко.
Растворители и разбавители применяют также для очистки старых покрытий от загрязнений, удаления остатков органических смазок и посторонних включений с неокрашенных поверхностей, мытья кистей, шпателей и других инструментов.
Пластификаторы (мягчители) предназначены для повышения эластичности лакокрасочной пленки. Наиболее распространенными из них являются касторовое масло, дибутилфталат, трикрезилфосфат и др.
Сиккативы применяют для ускорения высыхания лакокрасочных составов, т. е. для сокращения продолжительности пленкообразования. Они представляют собой соединения металлов (в основном свинца, марганца, кобальта кальция, железа) с органическими кислотами. Качество сиккатива оценивается по металлу, входящему в его состав. Лучшими свойствами обладают кобальтовые (НФ-4, НФ-5) и марганцевые (НФ-3) сиккативы.
Пигменты (сухие краски) представляют собой тонкоиз- мельченные цветные порошки, практически не растворимые в воде, пленкообразующих веществах и органических растворителях, но способные равномерно смешиваться с ними, образуя суспензии или пасты необходимого цвета. От вида пигмента зависят цвет (колер) лакокрасочного покрытия, его долговечность, устойчивость против атмосферных факторов и агрессивных сред. Например, с их помощью можно приблизить внешний вид изделий из недорогих пород древесины к внешнему виду мебели, изготовленной из экзотического сырья и т. д. По происхождению пигменты бывают органическими, неорганическими, природными, или натуральными, синтетическими и металлическими.
Основными характеристиками пигментов являются дисперсность, укрывистость, красящая способность, свето-, огне- и химическая стойкость, маслоемкость, безвредность и др.
Дисперсность, или тонкость, помола определяет гладкость покрытия, маслоемкость и укрывистость пигмента.
Укрывистость (кроющая способность) — способность пигмента, диспергированного в связующем, перекрывать цвет подложки. Характеризуется количеством пигмента (г) на 1 м2 окрашиваемой поверхности, необходимым для закрытия контрастной окраски (например, черных и белых полос). Укрывистость зависит от разности показателей преломления пигмента и связующего (чем больше разница, тем больше укрывистость) и от размера частиц пигмента (чем меньше размер частиц, тем укрывистость тоже больше).
Связь между укрывистостью пигмента и краски является весьма косвенной. Многие производители ЛKM по разному трактуют эти понятия. Согласно международному стандарту ISO 6504/1 под укрывистостью подразумевается площадь, которую можно укрыть одним литром краски (м2/л). При этом краска должна на 98% укрыть подложку, окрашенную белыми и черными полосами или квадратами. Однако и этот показатель тоже является относительно условным и зависит от вида и качества подготовки подложки, технологии нанесения, малярного инструмента, квалификации исполнителя и т. п.
Красящая способность (интенсивность) — свойство пигмента передавать свой цвет в смеси с белыми, черными или синими пигментами. Чем больше интенсивность пигмента, тем меньше требуется его для получения окраски нужного тона и тем больше его можно заменить наполнителем.
Маслоемкостъ - способность пигмента удерживать определенное количество масла, необходимого для заполнения пустот между твердыми частицами пигмента и получения пластичной массы краски. Зависит от удельной поверхности частиц и распределения их по размерам, а также смачиваемости пигмента. Чем меньше масла (в% по массе) требует пигмент для получения красочной пасты, тем выше стойкость красочного покрытия и больше укрывистость пигмента.
Группируют пигменты обычно по цвету — белые, черные, красные, коричневые, желтые, синие и зеленые. Общая же коллекция цветов, предлагаемая в настоящее время специализированными фирмами, может достигать 10 тыс. эталонных оттенков и более 300 тыс. готовых рецептур. Оттенки могут изготовляться по образцам заказчика и храниться в базе данных фирмы. Заказчик в любое время и в любом объеме может восстановить цветовые тест-образцы и состав краски с требуемыми характеристиками. Производители для получения цветных красочных составов используют в основном три типа базисной эмали (А, В и С) и серии пигментных паст.
Базис «А» имеет исключительно белый цвет и используется как индивидуально, так и для изготовления красок пастельных тонов с добавлением цветных пигментов. Базис «В» — с незначительным содержанием в эмали белого пигмента используется для изготовления красок средней насыщенности. Базис «С» (без содержания белого пигмента) применяется для создания интенсивно окрашенных составов. Колеровка производится автоматически с помощью специальных установок.
Разработаны также пигменты, которые позволяют имитировать золото, серебро, платину, сталь или бронзу. Однако выбор того или иного пигмента и красочного состава обусловливается, главным образом, назначением красочного покрытия, стоимостью, безвредностью и другими факторами.
Белыепигменты. По происхождению могут быть природными и синтетическими. Природные пигменты используют только для приготовления водных окрасочных составов, а также шпатлевок, грунтовок, паст и замазок. В неводных составах они обладают плохой красящей и кроющей способностью и не дают чистого белого цвета. К ним относят мел, известь (гашеная и негашеная), белый цемент и др.
В малярных работах используется молотый мел марок ММ 1, ММ2 и ММЗ, характеризующийся тонкостью помола по остатку на сите № 02 соответственно не более 1, 3 и 6%. В лакокрасочной промышленности применяют:
- мел молотый сепарированный марок ММС1 и ММС2;
- молотый сепарированный гидрофобизированный марок ММСГ1 и ММСГ2;
- молотый обогащенный марки ММО;
- химически осажденный марок MXOl, МХ02 и МХОЗ, характеризующийся не только весьма тонким помолом, но и высоким содержанием углекислого кальция.
В меле всех марок не допускается видимых глазу посторонних примесей. Укрывистость мела 100 г/м2. Для придания желаемого цветового оттенка к мелу можно добавлять все порошкообразные пигменты, кроме свинцового сурика, вызывающего свинцовое отравление.
Обогащенный каолин (природное соединение, глина) применяют для водных окрашивающих составов, а также как добавку для улучшения поверхности малярных покрытий, образующую более жирный и бархатный слой.
Строительную известь используют как белый пигмент и как связующее для наружных и внутренних работ в водных составах и грунтовках. Известь можно смешивать только со щелочестойкими пигментами.
Церуссит (карбонат свинца РbСO3) — природный минерал, образующийся как побочный продукт при получении свинцовых белил.
Синтетические пигменты (свинцовые, цинковые и титановые белила и литопон) применяются в основном для неводных красок и эмалей.
Свинцовые белила—основной карбонат свинца 2РbСO3×РbСO3(ОН)2. Самый ранний рецепт приготовления относится к IV... III вв. до н. э. Обладают хорошей адгезией, укрывистостью, атмосферостой- костью, сильными светоотражающими свойствами и противокоррозионным действием. Являясь одновременно сиккативом, свинцовые белила способствуют активному высыханию масляного связующего и образованию прочной красочной пленки. Однако они ядовиты и со временем чернеют от сероводорода. Производство их из-за вредного воздействия на организм человека практически прекращено.
Цинковые белила (оксид цинка ZnO) представляют собой порошки чисто белого цвета и предложены как заменитель свинцовых белил. Обладают антикоррозийным действием. Светостойки, но подвержены химическому действию кислот и щелочей и недостаточно атмосферостойки. Укрывистость цинковых белил около 130 г/м2. Применяются в любых лакокрасочных материалах для внутренних работ.
Титановые белила (диоксид титана ТЮ2) — один из лучших белых пигментов, обладающий высокой атмосферо-, свето- и химической стойкостью, не ядовит. Укрывистость — одна из самых высоких — не более 40 г/м2. Применяют в любых малярных составах, но преимущественно для завершающего слоя покрытия.
Производство синтетического титанового пигмента впервые осуществлено в 1909 г. В настоящее время в зависимости от назначения и конкретных условий применения производится нескольких марок и разновидностей:
ü А-1 — для водно-дисперсионных составов и внутренних работ;
ü А-01 и А-02 — для внутренних работ с повышенными декоративными свойствами;
ü Р-1 — для кремнийорганических составов и наружных работ;
ü Р-02 — для атмосферостойких составов;
ü Р-04 — то же, но с повышенными декоративными свойствами;
ü Р-05 — для малярных работ не применяется.
Литопон (смесь сульфида цинка ZnS и сульфата бария BaSО4) впервые получен в 1853 г. Применяют в приготовлении красок и эмалей, но для внутренних работ и преимущественно в нижних и средних слоях покрытий, поскольку он со временем темнеет и желтеет.
Черные пигменты.Диоксид марганца (МnO2) — природный порошкообразный минерал (пиролюзит). Применяется в любых окрасочных составах (водных и неводных), особенно для окраски изделий из чугуна. Укрывистость — 40 г/м2.
Сажа представляет собой продукт неполного сжигания различных углеродосодержащих веществ и состоит почти из чистого углерода. Она может быть печная, нефтяная, газовая и ламповая копоть. В чисто водных составах не применяется, поскольку трудно перемешивается. Смешивается только с клеевой или мыльной водой и маслом. Обладает достаточно высокой атмосферо- и светостойкостью, имеет высокую кроющую и красящую способность, устойчива к действию кислот и щелочей. Укрывистость — 15 г/м2. Сажу применяют во всех красках, кроме красок по черному металлу, так как она стимулирует развитие коррозии.
Жженую кость получают обжигом, без доступа воздуха, обезжиренных грубоизмельченных костей. Она содержит в своем составе 10% углерода, 84% кальция и 6% углекислого кальция.
Графит — черный пигмент с сероватым оттенком и характерным жирным металлическим блеском. Содержит 70...94% углерода, обладает высокой устойчивостью к действию различных химических реагентов. Укрывистость — 30 г/м. Используется в масляных красочных составах.
Древесный уголь после измельчения и просеивания через сито тоже может быть использован для приготовления черной краски.
Желтые пигменты. В основном это соли хромовой кислоты, обычно называемые «кронами» от искаженного слова «хром». Крон свинцовый (синтетический пигмент) представляет собой хроматы и сульфохроматы свинца (ГОСТ 478). Цвет — от светло-лимонного до темно-желтого. Обладает высокой кроющей способностью и антикоррозионными свойствами. Токсичен и не пригоден для смешивания с пигментами, содержащими свободную серу (литопон, ультрамарин). Применяют для всех видов красочных составов, кроме щелочных.
Хроматы цинка содержат различное количество цинка, хрома и калия. Применяют для приготовления антикоррозионных, декоративных и художественных красок и эмалей. Наиболее высококачественным является цинковый крон — смесь хромовокислого цинка с небольшим количеством хромового ангидрида. Для снижения стоимости в его состав вводят тяжелый шпат (BaSО4). Цинковый крон, в отличие от свинцового, более светостойкий, но обладает значительно меньшей кроющей способностью.
Крон стронциевый имеет лимонно-желтый цвет, обладает хорошей светостойкостью.
Охра является природным пигментом и представляет собой смесь гидратов оксида железа с глиной. Выпускается следующих марок:
ü О-1 — для изготовления художественных красок;
ü О-2 — приготовления густотертых и готовых к применению красок и эмалей;
ü О-3 — приготовления густотертых красок;
ü О-4 — приготовления цветных штукатурных, клеевых и силикатных составов.
Охра обладает сравнительно высокой атмосферо- и светостойкостью, хорошо противостоит действию щелочей и слабых кислот. Применяется во всех видах малярных составов для окрашивания бетонных, деревянных и металлических конструкций наружного и внутреннего применения. Охра является также основным желтым пигментом в настенной живописи.
Натуральная сиена (ГОСТ 11826) — аналог охры, но содержит больше оксида железа и коллоидного кремнезема. Свое название получила от итальянской провинции Сиена. Цвет — серовато-оранжевый. Если состав хорошо прокалить на огне, то он становится коричнево-красным и называется жженой охрой, или чернядью. Сиены стойки к щелочам и применяют их для всех видов окрашивающих составов по всем поверхностям снаружи и внутри помещений. Применяют сиены также в качестве лессирующего пигмента в производстве художественных красок.
Природный аурипигмент (от лат. аигит — золото и pigmentum — краска) — минерал класса сульфидов As2S3. Имеет цвет от лимонно-желтого до оранжевого. Обладает высокой светостойкостью, красящей и кроющей способностью. Практически не ядовит, но при работе с ним в целях предосторожности необходимо тщательно мыть руки и не допускать попадания в пищу. Применяют для внутренних и наружных работ в клеевых, масляных и дисперсионных составах. Во времена Средневековья аурипигментная краска широко использовалась в живописи и носила название «королевская желтая». Выпускается также и синтетический аурипигмент.
Зеленые пигменты. Хромовая зелень (оксид хрома Сг2О3) — искусственный пигмент темно-зеленого цвета, получен в 1809 г. Характеризуется высокой химической стойкостью к действию щелочей и кислот, а также свето- и теплостойкостью. Хорошо смешивается со всеми связующими и широко применяется в красочных составах для окраски конструкций, работающих в условиях повышенных температур и в некоторых агрессивных средах.
Зелень цинковая — механическая смесь цинкового крона с берлинской лазурью и наполнителями. Атмосфероустойчива, но разрушается под действием щелочей и кислот. Применяется с масляными связующими, главным образом для покрытия металлических материалов, так как повышает их коррозионную стойкость.
Зелень свинцовая хромовая — механическая смесь желтого крона с лазурью и наполнителями. Обладает достаточно высокой укрывистостью, интенсивностью окраски и антикоррозионными свойствами. Не пригодна для красочных составов, предназначаемых для окраски по штукатуркам, так как разрушается в щелочной среде.
Зелень изумрудная (зелень Гинье) по химическому составу представляет собой гидрооксид хрома. Обладает красивым изумрудно-зеленым цветом. На основе изумрудной зелени получается прозрачная лессированная краска. Используется для производства масляных темперных и казеиновых красок.
Медянка (основная уксуснокислая соль меди) — синтетический неорганический пигмент голубовато-зеленого цвета, очень ядовит, но обладает высокими антикоррозионными свойствами. Чернеет при действии сернистых газов и сероводорода. После окраски имеет бирюзовый цвет, но под действием света превращается в ярко-зеленый. Часто применяют вместе со свинцовыми белилами.
Глауконит (от греч. glaukos — светло-зеленый) — водный алюмосиликат железа. В природе встречается в виде минерала глауконита. Цвет колеблется от светло- до темно-зеленого в зависимости от месторождения. Является основным зеленым пигментом настенной живописи.
Фиолетовые пигменты. Фиолетовый кобальт может быть двух типов:
— безводный фосфат кобальта имеет красивый темно-фиолетовый цвет; стойкий к высоким температурам, атмосферным воздействиям и свету. Относится к полулессирующим пигментам и применяется исключительно для производства художественных красок;
— одноводный фосфат кобальт-амония имеет светло-фиолетовый цвет. Относится к лессирующим пигментам и применяется для производства масляных художественных красок.
Фиолетовый ультрамарин приготовляется из синего ультрамарина воздействием на него соляной кислоты и воздуха, либо хлора и водяного пара, а так же хлорида аммония и азотноами- ачной соли. По цвету и прочности несколько уступает фиолетовому кобальту.
Синие пигменты. Ультрамарин (от лат. ultra — более, сверх и marinus — морской) — алюмосиликат натрия, содержащий серу. Выпускается следующих видов:
— натуральный — получают из природного лазуревого камня в результате довольно сложной переработки. По своим качествам он превосходит искусственный, но выпускается немногими фирмами и имеет очень высокую стоимость;
— искусственный (ультрамарин Гимэ) — впервые получен в 1822 г.; по цвету уступает натуральному пигменту, но более дешевый. Применяется во всех техниках живописи, не исключая силикатные фрески. Однако при длительном взаимодействии с гашеной известью изменяет свой тон.
Железная лазурь (ГОСТ 21121) представляет собой синтетический неорганический пигмент, состоящий из ферроцианида железа и калия. В зависимости от метода изготовления различается названиями и составами:
— берлинскую лазурь получают, в основном, смешиванием желтой кровяной соли и солей железа Fe3+;
— соединения более сложного состава образуются при взаимодействии солей железа с кровяной солью и последующем окислении выпавшего осадка, известны под названиями: прусская лазурь, гамбургская синь, нейблау, милори, стальная синяя, парижская синяя, бронзовая синяя, небронзящая лазурь и др.
Однако все они в своей основе содержат одно и то же вещество, а цвет и оттенки их зависят от состава, дисперсности и макроструктуры частиц.
Используют железную лазурь в производстве масляных красок. Применение по штукатурке и цементным растворам не рекомендуется, поскольку лазурь не устойчива к щелочам.
Александрийская фритта (силикат кальция и меди СаСu × Si4O10) - древнейший искусственный пигмент, полученный сплавлением медной соли, песка и соды. В природе тоже существует редкий минерал аналогичного состава — купроре- ваит, использовавшийся в различных произведениях Древнего Египта и настенных росписях царства Урарту (VII в. до н. э.).
Азурит (основной карбонат меди 2СuСO3 × Сu(ОН)2) может быть:
— натуральным — получают из природного минерала азурита; известен с античных времен, однако с XIX в. в настенных росписях не используется;
— искусственным — получают осаждением содой из растворов медных солей (хлорида меди). По качеству несколько уступает натуральному, в промышленных масштабах не производится.
Красные пигменты.Сурик железный (красная охра) может быть:
— природным — представляет собой измельченные железные руды и состоит в основном из оксида железа Fe203; используется в живописи со времен пещерной росписи;
— искусственным - получают с помощью термической обработки желтой охры или зеленого глауконита.
Сурик железный обладает достаточно высокой атмосферо- стойкостью и долговечностью. Применяется для окраски кровель из листовой стали, труб и столярных изделий.
Киноварь (сульфид ртути HgS) в качестве пигмента используется как природный минерал (цинабарит), так и искусственно полученный. Применяется в живописи без каких либо ограничений.
Мумия природная сухая — минеральный пигмент красно-коричневого цвета. Выпускается марок М-1 (светлая) и М-2 (темная). Укрывистость — 30...60 г/м2. Применяется для всех малярных составов при внутренней и наружной отделке по металлу, дереву и штукатурке. Выпускается также и мумия синтетическая укрывистостью до 20 г/см2.
Марс красный имеет бархатистую структуру покрытия, применяется для приготовления красочных составов по древесине, бетону и кирпичу.
Коричневые пигменты. Умброй называют продукты выветривания железных руд, содержащих марганец. Различают умбру:
— натуральную (ГОСТ 11826), которая по составу близка к охре и отличается от нее наличием марганца: чем его больше, тем цвет пигмента темнее;
— жженую — цвет колеблется от яркого коричневого до коричнево-зеленоватого и насыщенного темно-коричневого.
Применяют умбру во всех малярных составах для наружной и внутренней отделки по металлу, древесине и штукатурке, особенно в клеевых красках.
Сиена жженая получается при прокаливании сиены натуральной, по своим свойствам близка к охре и сиене натуральной. Применяется главным образом при отделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.
Металлические пигменты.Они представляют собой тонкоизмельченные на специальных мельницах порошки меди, алюминия, сплавов никеля и цинка (мельхиор) и других цветных металлов. Применяются в основном для окраски металлов и декоративно-художественной отделки зданий. В старинной живописи в качестве металлических пигментов использовали в основном золото, серебро и олово, позднее стали применять медь, бронзовый порошок, цинковую пыль и алюминиевую пудру.
Алюминиевые пигменты (алюминиевая пудра) имеют серебристый цвет, состоят почти из чистого алюминия с небольшим содержанием парафина (3...4%), предохраняющего пигмент от окисления, самовозгорания и взрыва. Укрывистость — 10 г/м2. Выпускаются марок от ПАК1 до ПАК4 (ГОСТ 5494).
Бронзовые пигменты изготовляются из сплавов меди с цинком, и в зависимости от состава их цвет изменяется от красного до золотистого.
Термины «пигмент» и «краситель» часто используют как равнозначные, однако они имеют четко различающиеся функции. Красители представляют собой порошкообразные органические вещества, растворимые в воде, спирте и органических растворителях. Отличительной особенностью их является способность пропитывать окрашиваемый материал (древесину, бумагу, текстиль) и давать цвет по всему объему.
По происхождению красители бывают:
— природные — экстракты красящих веществ, выделяемые из корней и коры деревьев, цветов различных растений или животных организмов;
— синтетические — получают, в основном, из каменноугольной смолы. Первый синтетический краситель, известный в настоящее время как египетский голубой, был получен почти 5 тыс. лет назад.
Наиболее известными в настоящее время красителями являются ярко-красный фуксин, красно-розовый и фиолетово-цветной ализарин, спирторастворимые и протравные красители. Их применяют при изготовлении прозрачных цветных лаков, морилок, бейцов и других красочных составов.
Наполнители, как и пигменты, представляют собой тонкодисперсные минеральные порошки, практически не растворимые в воде и связующем. Они не обладают красящей способностью, но разбавляют тон красок. Их используют для экономии дорогостоящих пигментов и улучшения малярно-технических и эксплуатационных характеристик лакокрасочных покрытий. Наполнители повышают атмосферо-, водо-, огне-, кислото- и щелочестойкость лакокрасочных покрытий, улучшают их адгезионные свойства и прочностные характеристики, придают декоративным пленкам матовость или глянец и ускоряют их высыхание.
В качестве наполнителей используют:
— природные (каолин, мел, тальк, слюду, бентонит, диатомит и др.);
— синтетические (аэросил, белую сажу, окись и гидроокись алюминия и др.), вводимые в краски в количестве от 3 до 8%.