Правила личной гигиены и здоровья
Гигиена(от греч. hygieinos – здоровый) – область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний. Научная гигиена развивается со 2-й половины XIX в. Ее основоположником считается М. Петтенкофер; В России – А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман. Для изучения санитарного состояния внешней среды и ее влияния на организм человека гигиена использует физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Гигиена включает ряд самостоятельных разделов (коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, военная гигиена, радиационная гигиена и др.). (Большой энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 303.)
Гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм человека и разрабатывающая меры сохранения здоровья. (Словарь русского языка. Т. I. – М.: Русский язык, 1981, с. 308.)
Правила гигиены – совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья.
Составляющие личной гигиены
– соблюдение чистоты тела;
– соблюдение чистоты белья;
– соблюдение чистоты одежды;
– соблюдение чистоты жилища;
– правильное приготовление и регулярный приём пищи;
– чередование труда и активного отдыха;
– чередование умственного и физического труда;
– занятия физической культурой и спортом;
– полноценный сон.
1. Его продолжительность соответствует возрастным нормативам с постоянным и точно установленным временем начала и пробуждения полноценный сон.
2. Белки, жиры, углеводы должен содержать суточный пищевой рацион.
3. Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма при наибольшем покое, называются основным обменом веществ.
4. У старших школьников наиболее высокий и продолжительный подъем работоспособности наблюдается с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
5. Состояние здоровья человека и эффективность его учебной и трудовой деятельности зависит от ритмической деятельности органов и систем организма.
6. Энергетические затраты при жизнедеятельности организма (передвижение в пространстве, выполнение работы и т. п.) называются общим обменом веществ.
7. Во время занятий уменьшает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, предупреждает нарушение осанки и способствует сохранению работоспособности правильное положение тела за столом.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите основные составные части режима дня.
2.Каково значение физкультуры и закаливания для обеспечения полноценной жизни?
3.Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?
Тема 1.2 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Вопрос №1Основные виды вредных привычек.Алкоголь, курение и его влияние на здоровье человека.