Изучение совмещенных равновесий и конкурирующих процессов разного типа
Цель:Научиться прогнозировать направление конкурирующих процессов различных типов и характеризовать состояние равновесия в виде общей константы равновесия, рассчитанной по частным константам равновесия.
Задание: Выполнить серию опытов и определить для каждого случая: 1) типы совмещенных равновесий;2) объект конкуренции и конкурирующие частицы ; 3) частицу, выигрывающую конкуренцию. Рассчитать общую константу равновесия через частные и спрогнозировать направление процесса.
Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками. Водные р-ры хлорида бария, хлорида магния, иодида калия, нитрата свинца, оксалата натрия, хлорида железа (Ш), тартрата калия, сульфата меди, тиосульфата натрия, хлорида кальция, карбоната натрия, сульфата железа (П), гидрофосфата натрия, дигидрофосфата натрия(с=0,1 моль/л), соляная кислота (с=0,1 моль/л), серная кислота (с=0,2 моль/л), гидроксид натрия (2 моль/л и 6 моль/л), ЭДТА натрия (с=0,01 моль/л), гексацианоферрат (П) калия (с=0,5 моль/л), иодид калия кристаллический, хлорид аммония кристаллический.
Сущность работы: Преобладание того или иного процесса определяется величиной общей константы равновесия, которая рассчитывается через частные константы равновесия как правило
диссоциативного типа ( константы кислотности для протолитических равновесий, константы
растворимости для гетерогенных, константы нестойкости для лигандообменных).
Общая константа равновесия равна отношению произведения частных констант диссоциативного типа веществ в левой части уравнения, к произведению частных констант диссоциативного типа веществ, стоящих в правой части уравнения, возведенных в степени стехиометрических коэффициентов.
Выполнение эксперимента:
Опыт 1. Изучение совмещенных протолитических и гетерогенных равновесий.
Уравнения реакций:
Mg(OH)2 + HCl →
Mg(OH)2 + NH4Cl →
Наблюдения:1 пробирка:
2 пробирка:
Расчет:
1.
2.
Вывод:
1.
2.
Опыт 2. Изучение совмещенных гетерогенных и лигандообменных равновесий.
2а. Уравнения реакций:
Наблюдения:
Расчет:
Вывод:
Дата _________ Занятие _________
МОДУЛЬ 10. Физическая химия поверхностных явлений
Задания для самостоятельной работы
10.31; 10.35; 10.40; 10.46,10.52; 10.54
Дата _________ Лабораторная работа 9.3
Влияние различных факторов на адсорбцию из растворов
Цель: Определить влияние удельной поверхности адсорбента, природы адсорбента, адсорбтива и растворителя на адсорбцию красителей из растворов.
Задание: Выяснить влияние на величину адсорбции перечисленных выше факторов.
Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, воронки. Водные р-ры метиленового синего, фуксина, эозина, р-р метиленового синего в этаноле, уголь активированный, каолин, кремниевая кислота, фильтровальная бумага.
Сущность работы: Визуальное наблюдение: 1) окраски адсорбента; 2) окраски фильтратов
после проведения адсорбции.
Выполнение эксперимента:
Определениие знака заряда окрашенных ионов красителей капиллярным методом на фильтровальной бумаге.
Перед проведением основных опытов устанавливают по степени растекания пятна водного раствора красителя, к каким классам (кислотным или основным красителям) относятся объекты анализа
Метиленовый синий –
Эозин –
Фуксин –
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 1. Влияние природы адсорбента и адсорбтива на адсорбцию.
Адсорбент –
Адсорбтив –
Растворитель –
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 2. Влияние природы растворителя на адсорбцию.
Адсорбент – Адсорбент –
Адсорбтив – Адсорбтив –
Растворитель- Растворитель –
Наблюдения:
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 3. Влияние удельной поверхности адсорбента на адсорбцию.
Адсорбент –
Адсорбтив –
Растворитель –
Наблюдения:
Вывод:
Растворитель- Растворитель –
Наблюдения:
Наблюдения:
Вывод:
Опыт 3. Влияние удельной поверхности адсорбента на адсорбцию.
Адсорбент –
Адсорбтив –
Растворитель –
Наблюдения:
Вывод: