ВВЕДЕНИЕ. Методические указания к лабораторным занятиям

Методические указания к лабораторным занятиям

по дисциплинам «Аналитическая химия»

и «Аналитическая химия и физико-химические

методы анализа» для студентов

Химико-технологических специальностей

Минск 2002

УДК 543

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета.

  Составители: А. Е. Соколовский,
  Н. А. Коваленко, Н. Ф. Поповская,
  Е. В. Радион  
  Под редакцией канд. хим. наук Е. В. Радион  
  Рецензент доцент кафедры общей и неорганической химии Т. Л. Залевская

По тематическому плану изданий учебно-методической литературы университета на 2002 год. Поз.7.

Для студентов химико-технологических специальностей.

  © Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»,  
  © Соколовский А. Е., Коваленко Н. А., Поповская Н. Ф., Радион Е. В., составление, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Главным содержанием всех химико-аналитических работ являются разделение компонентов анализируемого вещества и выделение их, идентификация компонентов анализируемого вещества и количественное определение компонентов. Идентификациякомпонентов – задача качественного анализа, количественное их определение – задача количественного анализа. Разделениекомпонентов необходимо для обоих видов анализа.

В соответствии с этим курс аналитической химии условно делится на 2 больших раздела – «Методы обнаружения и разделения элементов (качественный анализ)» и «Методы количественного определения элементов (количественный анализ)».

Изучение основ качественного анализа имеет целью закрепить знание теоретических основ аналитической химии; изучить качественные реакции катионов и анионов, выявляющих сходство и различие их химико-аналитических свойств; освоить методы анализа смесей катионов и анионов (разделение и идентификация).

Качественный анализ неорганических веществ включает анализ катионов и анализ анионов и предусматривает подразделение их на группы. Аналитическую группу составляют сходные по химико-аналитическим свойствам ионы. Сходство химико-аналитических свойств ионов характеризуется главным образом общими реакциями, а различиечастными реакциями. При изучении аналитической химии необходимо прежде всего знать сходство и различие свойств ионов, которые позволяет предвидеть Периодический закон Д.И.Менделеева.

В основу классификации ионов в аналитической химии положено различие в растворимости образуемых ими соединений. При систематическом ходе анализа ионы выделяют из сложной смеси не поодиночке, а целыми группами, пользуясь одинаковым отношением их к действию некоторых реагентов, называемых групповыми реагентами. Классификация катионов и анионов приведена в табл. 1 и 2.

В химическом анализе используют все типы химических реакций. Каждую реакцию и операцию необходимо осуществлять при вполне определенных условиях, благоприятствующих им и препятствующих протеканию нежелательных процессов (коллоидообразование, соосаждение, гидролиз и т.п.).

Направление и полнота протекания химических процессов в растворах зависят от условий, при которых они осуществляются (концентрация реагирующих веществ, температура, рН среды, катализаторы, время и т.д.). Скорость протекания химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ в растворе, температуры и др. факторов. Растворимость веществ, константы диссоциации слабых электролитов зависят от температуры и от природы электролита.

Таблица 1

Наши рекомендации