Пожарные специалисты выделяют пять групп способов поджога.
Первая - поджоги, совершаемые без специальной подготовки при "обычном для данных условий пожароопасном сосредоточении горючих или легковоспламеняющихся материалов".
Вторая - случаи, когда поджигатель пользуется "вспомогательными горючими материалами и веществами", которые ему удается отыскать на месте или принести с собой.
Третья - так называемые высокотехнологичные поджоги. Речь идет об использовании специальных технических средств или заранее сконструированных зажигательных приспособлений, вызывающих возгорание спустя значительное время после их применения.
Четвертая - когда поджигатель имитирует возникновение пожара от случайных причин - по неосторожности или из-за неумышленного нарушения правил пожарной безопасности.
Пятая группа - способы поджога, сочетающие в себе признаки четырех предыдущих.
Существует множество косвенных признаков, которые в той или иной степени свидетельствуют в пользу версии о поджоге, и прямые (квалификационные) признаки поджога. При осмотре места пожара должны быть выявлены и закреплены в соответствующей процессуальной форме и те, и другие признаки.
3.Особенности ведения боевых действий и организация спасательных работ при тушении пожаров в зданиях повышенной этажности.
При расчете сил и средств для тушения пожара в зданиях повышенной этажности, кроме общих методических рекомендаций, необходимо учитывать некоторые особенности.
1. Численность разведгрупп определяют по обстановке и условиям проведения многомаршрутной разведки, по составу - не менее четырех человек.
2. При тушении пожара на этажах, начиная с пятого и выше, следует предусматривать подачу стволов от внутренних пожарных кранов, включив в работу пожарные насосы-повысители.
3. Стволы на этажи здания подают по автолестницам, коленчатым автоподъемникам, путем прокладки рукавных линий между маршами внутренних лестниц или снаружи с помощью веревок. Для контроля за работой рукавных линий на каждой площадке. лестничной клетки, балконах и лоджиях, где закреплены линии, выставляют посты (один - два человека) с резервными рукавами.
4. Следует иметь в виду, что выезд подразделений, вооруженных автолестницами, коленчатыми автоподъемниками, техническими автомобилями, автомобилями ГДЗС, связи и освещения, дымососными станциями и аварийных служб города предусматривается по первому сообщению.
5. Исходя из обстановки на пожаре, подача воды может производиться по различным схемам боевого развертывания, которые в достаточной степени отработаны практикой. Наиболее целесообразные из них, учитывающие условия боевой работы подразделений и использование пожарных насосов на полную тактическую возможность, показаны на рис. 6.3 и 6.4.
6. Собирая схему подачи воды от пожарной машины, следует учитывать тактические решения, от которых зависит работа насосно-рукавной системы и ее последующее свертывание. Так, на магистральной линии у здания устанавливают разветвление для возможного перекрытия магистрали и перед ним врезают специальную вставку с краном для выпуска воды из рукавов, поднятых на высоту. При отсутствии вставки можно использовать рукавное разветвление с краном в корпусе специально для выпуска воды или обычное разветвление, включенное в магистральную линию наоборот.
В дальнейшем магистральную рукавную линию прокладывают на этаж или два ниже места пожара, врезают в нее одно или два разветвления в зависимости от схемы подачи стволов, а затем прокладывают рабочие линии. В местах установки рукавного разветвления (разветвлений) постоянно должны находиться два пожарных из числа боевого расчета подразделений.
7. По выбранной схеме вода на тушение может подаваться пожарными насосами от водоисточников непосредственно или способом перекачки с установкой автомобиля у здания не далее 20 м. В первом случае подъем воды для целей пожаротушения возможен максимально до 15-16 этажей при расположении водоисточников на предельных расстояниях, приведенных в табл. 6.2. Во втором подачу воды можно обеспечить на высоту 20-25 этажей в зависимости от диаметра прорезиненных рукавов
Билет №33 1.Правовые основы информационно-пропагандистской деятельности и ее значение в обеспечении пожарной безопасности. 2.Назначение, устройство и принцип работы контрольно-пусковых узлов установок водяного пожаротушения.Контрольно-пусковой узел установки пожаротушения (КПУ УПТ), предназначен для обнаружения и тушения пожаров, осаждения продуктов сгорания, контроля и сигнализации состояния и запуска установки пожаротушения с формированием тревожных сигналов о пожаре, неисправности, блокировании на внутренние и внешние светозвуковые оповещатели, трансляции извещений на пульт централизованного наблюдения (ПЦН).Основные технические данные и характеристикиКПУ выполнен в виде шкафа управления. В подводящем к КПУ трубопроводе должно быть обеспечено минимальное рабочее давление не менее 0,3 МПа при интенсивности подачи (расходе) воды не менее 2,5 дм³/с. 3.Пожарная опасность производственных зданий, противопожарные требования, предъявляемые к ним. Противопожарные требования . Противопожарные требования сводятся к назначению степени огнестойкости здания, а также к архитектурно-планировочным решениям зданий. При этом вводится ограничение этажности, размеров помещений между брандмауэрами, противопожарными преградами. Расчетами определяются количество и размеры эвакуационных проходов, выходов, лестничных клеток, проездов и въездов и их размещение в зданиях. Особые требования предъявляются к устройству противопожарного водопровода, конструкциям отопления и вентиляции. Все производства в соответствии со СНиП по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности подразделяют на шесть категорий: А, Б, В, Г, Д, Е. К категории А относится ограниченное число помещений, т.е. отделения лакирования, крашения, склады лакокрасочных материалов. Например, к категории А относятся производства, связанные с применением веществ, воспламенение и взрыв которых могут последовать в результате воздействия воды или кислорода воздуха, искры, удара или детонации, причем взрыв может вызвать разрушение конструкции здания. К категории Б относятся взрывоопасные производства, связанные с применением веществ, образующих легковоспламеняющиеся смеси пылей и газов, взрыв которых не разрушает основных конструкций зданий (производства, связанные с угольной пылью, древесной мукой и др.). К категории В относятся производства, обрабатывающие твердые сгораемые материалы и вещества (деревообделочные, хлопкообрабатывающие, текстильные и др.). К категории Г относятся производства, обрабатывающие несгораемые вещества в раскаленном или расплавленном состоянии (литейные, плавильные, прокатные, кузнечные и др.). К категории Д относятся производства, обрабатывающие несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии (механические, инструментальные). К категории Е относятся взрывоопасные производства, в которых могут образовываться горючие газы, без жидкой фазы и взрывоопасной пыли в таком количестве, что они могут образовывать взрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5 % объема помещения. Основные строительные конструкции зданий с производствами категории Е следует проектировать несгораемыми с ненормируемым пределом огнестойкости. Производственные здания должны иметь выходы, обеспечивающие безопасную эвакуацию находящихся в здании людей в случае возникновения пожара или в других аварийных случаях. Билет №35 1.Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности. Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; · установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; · установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; · установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; · открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; · недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. 2.Дозаторы и способы дозирования. 3.Показатели пожарной опасности строительных материалов. Показатель пожарной опасности Группа горючести; Группа распространения пламени; Группа воспламеняемости; Коэффициент дымообразования; Показатель токсичности продуктов горения. Строительный материал: Отделочные и облицовочные материалы; Материалы для покрытия полов; Ковровые покрытия полов; Кровельные материалы; Гидроизоляционные и пароизоляционные материалы толщиной более 2 см*; Теплоизоляционные материалы. Билет №36 1.Назначение, общее устройство, тактико-технические характеристики пожарного поезда. Пожарный поезд – железнодорожный состав, предназначенный для тушения пожаров, а также для оказания помощи при авариях, крушениях, возгораниях и других стихийных бедствиях. Пожарный поезд состоит из нескольких цистерн, заполненных водой, и вагон-насосной станции. Он имеет на вооружении две стационарные и одну переносную мотопомпы, переносную электростанцию, до 1,5 км пожарных рукавов, от 5 до 10 тонн пенообразователя и 100-150 куб. м воды. На каждом обслуживаемом пожарным поездом участке определены пункты заправки его цистерн-водохранилищ водой. В боевом расчете большинства пожарных поездов созданы звенья газодымозащитной службы, на вооружении которых есть аппараты сжатого воздуха, позволяющие тушить пожаров и проводить аварийно-спасательные работы в зоне, не пригодной для дыхания. Вагоны пожарного поезда окрашиваются в красный цвет с белыми полосами. 2.Меры пожарной безопасности на складах лесных материалов. При проектировании складов лесных материалов следует соблюдать противопожарные нормы и правила, установленные СНиП 21.03-2003.Расстояние от ограждения склада до штабелей и куч лесоматериалов должно быть не менее их расчетной высоты, но не менее 15 м. Для хранения пожарного оборудования на складах лесоматериалов предусматриваются пожарные посты из расчета не менее одного поста на группы штабелей и куч в радиусе не более 200 м. Над штабелями и кучами лесоматериалов нельзя сооружать воздушные линии электропередачи. На территории складов лесоматериалов по всей длине группы штабелей или кучи должен быть обеспечен проезд пожарных машин: с одной стороны при ширине группы штабелей или кучи до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м. По периметру круглых куч лесоматериалов на бетонных основаниях для проезда пожарных машин устраивается полоса шириной не менее 6 м. По периметру квартала групп штабелей и куч лесоматериалов должен быть обеспечен проезд пожарных машин. Расстояние от края пожарного проезда до основания штабелей и куч лесоматериалов следует принимать не менее 8 и не более 25 м. На открытых складах лесоматериалов площадь группы пакетных штабелей пиломатериалов не должна превышать 1200 м2, рядовых - 900 м2. Группы штабелей отделяются друг от друга продольными проездами и поперечными разрывами или проездами. По продольным проездам должен быть обеспечен проезд пожарных машин. Площадь квартала групп пакетных штабелей должна быть не более 4,5 га, рядовых-не более 3 га. При суммарной площади кварталов групп пакетных штабелей свыше 18 га и рядовых - свыше 12 га следует предусматривать противопожарные зоны шириной не менее 100 м, разделяющие склад на участки суммарной площадью кварталов соответственно не более 18 и 12 га. Расстояния между кварталами групп штабелей следует принимать не менее величин, указанных в табл. 15.2 Высота штабелей, м | Расстояния между кварталами групп штабелей, м | пакетных | рядовых | До 7 | | | Св. 7 до 10 | | | Св. 10 до 12 | | | На открытых складах круглых лесоматериалов площадь группы штабелей не должна превышать 1,5 га, а ширина каждой группы - 70 м. Группы штабелей в квартале следует разделять между собой продольными и поперечными проездами шириной соответственно не менее 20 и 10 м. По ним должен быть обеспечен проезд пожарных машин. Площадь квартала групп штабелей следует принимать не более 4,5 га. Расстояния между кварталами групп штабелей следует принимать не менее величин, указанных в табл. 15.3.. Высота штабелей, м | Расстояния между кварталами групп штабелей, м, при их суммарной площади, га | до 9 | св. 9 до 18 | св. 18 | До 8 | | | | Св. 8 до 10 | | | | Св. 10 до 12 | | | | На открытых складах балансовой древесины, осмола и дров расстояния между продольными и поперечными сторонами прямоугольных куч принимаются соответственно не менее 30 и 20 м; между круглыми кучами - не менее 20 м. Площадь квартала куч следует принимать не более 4,5 га. Расстояния между кварталами куч следует принимать: 50 м при суммарной емкости куч в квартале до 500 000 м3; 100 м - при емкости куч свыше 500000 м3. На открытых складах щепы, опилок, коры и древесных отходов расстояния между продольными сторонами прямоугольных куч следует принимать не менее 40 м, между поперечными сторонами, а также между круглыми и кольцеобразными кучами - 30 м. Площадь квартала куч щепы, опилок, коры и древесных отходов следует принимать не более 4,5 га. Расстояния между кварталами куч следует принимать: 50 м при суммарной емкости куч в квартале до 500000 м3; 70 м при емкости куч свыше 500000 м3. Закрытые склады пиломатериалов, как правило, следует размещать по периметру квартала. Расстояния от закрытых складов до штабелей пиломатериалов принимается в зависимости от степени огнестойкости зданий от 15 до 25 м. 2.3. Площадь группы штабелей пиломатериалов не должна превышать 180 м2, высота штабелей - 5,5 м. Здания складов пиломатериалов площадью 500 м2 и более следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения, менее 500 м2 - автоматическими установками пожарной сигнализации. На складах лесных грузов на железнодорожном транспорте действуют ведомственные правила пожарной безопасности . В соответствии с ними размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длину бревна, по длине 50 м и по высоте - 2 м. Размеры штабелей пиломатериалов и шпал не должны превышать по длине и ширине длины доски, шпалы или бруска, а по высоте - 4 м. Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы 50 м и ширине - 15 м. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м. К штабелям лесоматериалов должен быть обеспечен свободный доступ. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования и т.п. Установка пакетов лесоматериалов в проездах и подъездах к водоисточникам запрещается. На территорию склада разрешается въезд тепловозов, оборудованных искроулавливателями. В жаркую, сухую и ветреную погоду территорию, прилегающую к штабелям, и разрывы между ними рекомендуется ежедневно орошать водой. Наши рекомендации |