Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки

Задача 1. Приведение уровней радиации к одному времени после взрыва.

Уровни радиации в ходе радиационной разведки измеряют, как правило, в различное время. Поэтому, для правильной оценки радиационной обстановки и нанесения ее на карту (схему) необходимо привести уровни радиации, измерен­ные в различных точках местности в разное время, к одному времени после взрыва. Это необходимо также для контроля за спадом уровней радиации. За эталон принимают, как правило, уровень радиации на один час после взрыва ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ).

Пересчет уровней радиации на 1ч производят по формуле:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , (6.1)

по таблицам, графикам, номограммам.

Для решения задачи используем табл. 6.1, где приведены коэффициенты пересчета уровней радиации на любое значение времени:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (6.2)

Здесь и далее Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – уровню радиации на 1ч после взрыва.

Чтобы определить уровень радиации на 1ч после взрыва, необходимо из­меренный уровень радиации умножить на величину коэффициента "П", соответ­ствующего времени измерения.

ПРИМЕР 1. В 10час. 15мин. уровень радиации на территории объекта составил 25Р/ч. Определить уровень радиации на объекте на 1ч после взрыва и зону, в которой находится объект, если ядерный удар нанесен в 8ч. 45мин.

РЕШЕНИЕ:

1) Определяем время измерения уровня радиации с момента взрыва:

10 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru –8 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru =1час. 30мин.

2). Определяем коэффициент

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

(строка, соответствующая времени 1,5ч после взрыва)

3). Определяем уровень радиации на 1час после взрыва:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

4). Определяем зону - зона А (8 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru 80Р/ч) между центром (25Р/ч) и внут­ренней границей зоны (80Р/ч) (табл. 6.3).

ПРИМЕР 2. На объекте через 2ч после взрыва уровень радиации составил 100Р/ч. Определить ожидаемый уровень радиации на 10ч после взрыва.

РЕШЕНИЕ:

1. По табл. 6.1 находим отношение Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , соответственно, для 2-х и 10ч после взрыва.

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Составляем пропорцию и находим Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ;

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Решить задачу 1 можно и в случае, когда время взрыва неизвестно. Для этого достаточно в данной точке произвести два измерения уровней радиации в различное время. В этом случае используется табл. 6.2 , по которому по разно­сти времени измерения и отношения уровней радиации второго измерения к первому, определяют время с момента взрыва до второго измерения и далее решают задачу с использованием табл. 6.1.

ПРИМЕР 3.В 15ч 00мин на территории объекта уровень радиации ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) составил 80Р/ч, а в 15ч 30мин – ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) – 56Р/ч. Определить время ядерного удара и зону, в которой находится объект.

РЕШЕНИЕ:

1. Определяем интервал времени между измерениями 15 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru –15 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru = 30мин.

2. Определяем отношение уровней радиации

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

при втором и первом измерениях;

3. Определяем время взрыва на пересечении вычисленных величин по табл. 6.2. Время с момента взрыва до второго измерения равно 2ч. Взрыв осуществлен в 15 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru –2 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru =13час. 30мин.

4. Определяем уровень радиации на 1час после взрыва по табл. 6.1.

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (или Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru )

5. Определяем зону по табл. 6.3 – зона Б (80 Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru 240Р/ч) между внешней границей (80 Р/ч) и серединой (140 Р/ч).

Задача №1 чаще всего решается для нанесения границ зон радиоактивного заражения на карту или схему.

Коэффициенты пересчета уровней радиации на

любое заданное время Таблица 6.1

Время ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), прошедшее после взрыва Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru Время ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), прошедшее после взрыва Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru Время ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), прошедшее после взрыва Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru
0,25 0,19 6,50 9,45 23,0 43,06
0,5 0,43 7,0 10,33 24,0 45,31
0,75 0,71 7,50 11,22 1 сутки  
1,00 1,00 8,00 12,13 30,0 59,23
1,25 1,31 8,50 13,04 36,0 73,72
1,50 1,63 9,00 13,96 42,0 88,69
1,75 1,96 9,50 14,90 48,0 104,10
2,00 2,30 10,00 15,85 2 суток  
2,25 2,65 11,00 17,77 60,0 136,1
2,50 3,00 12,00 19,72 72,0 169,3
2,75 3,37 13,00 21,71 3 суток  
3,00 3,74 14,00 23,73 84,0 203,7
3,25 4,11 15,00 25,73 96,0 239,2
3,50 4,50 16,00 27,86 4 суток  
3,75 4,88 17,00 29,95    
4,00 5,28 18,00 32,08    
4,500 6,08 19,00 34,24    
5,00 6,90 20,00 36,41    
5,50 7,73 21,00 38,61    
6,00 8,59 22,00 40,83    

Время, прошедшее после ядерного взрыва до второго измерения, вчасах, минутах Таблица 6.2

Время между двумя измер. Отношение уровня радиации при втором измерении к уровню радиации при первом измерении
0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80 0,85 0,90 0,95
Минуты                                
0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 1,00 1,10 1,30 2,00 3,00 6,00
0,50 0,55 1,00 1,10 1,20 1,30 1,40 2,00 2,30 3,00 4,00 6,00 12,00
1,00 1,05 1,10 1,20 1,25 1,30 1,45 1,50 2,10 2,30 3,00 3,45 4,30 6,00 9,00 18,00
Часы                                
1,0 1,20 1,30 1,40 1,45 1,50 2,00 2,20 2,30 3,00 3,30 4,00 5,00 6,00 8,00 12,00 24,00
1,5 2,00 2,10 2,30 2,35 2.50 3,00 3,30 3,50 4,30 5,00 6,00 7,00 9,00 12,00 18,00 36,00
2,0 2,40 3,00 3,10 3,30 3,40 4,00 4,30 5,00 6,00 7,00 8,00 9,00 12,00 16,00 24,00 48,00
2,5 3,20 3,40 4,00 4,20 4,45 5,00 5,30 6,00 7,00 8,00 10,00 12,00 15,00 20,00 30,00 60,00
3,0 4,00 4,20 4,40 5,00 5,30 6,00 7,00 8,00 9,00 10,00 12,00 14,30 18,00 24,00 35,00 84,00
3,5 4,40 5,10 5,30 6,00 6,30 7,00 8,00 9,00 10,00 12,00 14,00 17,00 21,00 28,00 42,00 84,00
4,0 5,30 6,00 6,30 7,00 7,30 8,50 9,00 10,00 12,00 14,00 16,00 19,00 24,00 32,00 48,00 96,00
4,5 6,00 6,30 7,00 8,00 8,30 9,00 10,00 11,00 13,00 15,00 18,00 22,00 27,00 36,00 54,00 108,00
5,0 7,00 7,30 8,00 8,30 9,00 11,00 12,00 13,00 15,00 17,00 20,00 24,00 30,00 42,00 60,00 120,00
5,5 8,00 9,00 9,30 10,00 11,00 13,00 14,00 15,00 17,00 20,00 24,00 29,00 36,00 48,00 72,00 144,00
6,0 16,00 17,00 18,00 20,00 22,00 24,00 26,00 30,00 34,00 42,00 48,00 58,00 72,00 96,00 144,00 288,00

Средние уровни радиации на внешних

границах зон заражения, Р/ч. Таблица 6.3

Время после взрыва, ч В районе и на следе подземного взрыва, и на следе взрывов наземного и на водной преграде
А Б В Г

ПРИМЕР 4.Нанести на карту границы зон заражения, если радиацион­ной разведкой установлено, что уровни радиации на местности (по пунктам) при их измерении были равны:

Таблица 6.4

ПУНКТЫ П С Р Н О Т
Уровни радиации 3,5
Время измерения после взрыва (час.) 1,5 2,5

Расположение пунктов на карте:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

РЕШЕНИЕ:

1. Пересчитываем в каждой точке измерения уровни радиа­ции на 1ч после взрыва, записываем их на карте.

2. Интерполируя, находим точки, соответствующие уровням радиации на границах зон (8, 80, 240).

3. Соединяем эти точки с равными уровнями радиации плавными линиями соответствующего цвета.

Контрольные задания

На территории объекта Х произошел ядерный взрыв.

Определить:

· время ядерного взрыва;

· уровни радиации на местности (по пунктам) на 1ч после взрыва;

· ожидаемый уровень радиации через 24ч.

Нанести на схему (рис. 6.1) границы зон заражения используя данные радиационной разведки.

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Рис.6.1 Схема местонахождения пунктов радиационного контроля

Исходные данные контрольного задания. Таблица 6.5

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , Р/ч Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , Р/ч Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , ч данные радиационной разведки
пункты Н О П Р С Т
0,25 уровни радиации 2,5 19,5 16,5
время измерения после взрыва (ч) 1,75 1,25 5,5
уровни радиации 6,5 36,5 105,5
время измерения после взрыва (ч) 3,75 7,5 9,5
0,75 уровни радиации 2,5 97,5 105,5
время измерения после взрыва (ч) 2,5 0,25 4,5
1,0 уровни радиации 36,5 33,5 20,5 75,5
время измерения после взрыва (ч) 4,5 5,5 9,5
1,5 уровни радиации 6,5 5,5 13,5 75,5
время измерения после взрыва (ч) 3,25 2,75 8,5
2,0 уровни радиации 6,5 17,5 38,5 29,5 32,5
время измерения после взрыва (ч) 7,5 2,75 3,25
2,5 уровни радиации 36,5 38,5 97,5 23,5 75,5
время измерения после взрыва (ч) 0,5
3,0 уровни радиации 19,5 33,5 29,5
время измерения после взрыва (ч) 0,25 2,75 3,5
3,5 уровни радиации 6,5 19,5 75,5
время измерения после взрыва (ч) 3,5 3,75 5,5 1,25
4,0 уровни радиации 38,5 46,5 70,5
время измерения после взрыва (ч) 2,5 7,5
4,5 уровни радиации 6,5 19,5 97,5 46,5 75,5
время измерения после взрыва (ч) 3,25 2,75 6,5
5,0 уровни радиации 19,5 38,5 33,5
время измерения после взрыва (ч) 5,5 2,25
5,5 уровни радиации 6,5 18,5
время измерения после взрыва (ч) 0,75
6,0 уровни радиации 2,5 38,5 16,5
время измерения после взрыва (ч) 3,25 2,25
0,75 уровни радиации 2,5 97,5 105,5 16,5
время измерения после взрыва (ч) 1,75 7,5 6,5
0,5 уровни радиации 2,5 17,5 38,5 46,5
время измерения после взрыва (ч) 5,5 1,25 0,75
0,75 уровни радиации 29,5
время измерения после взрыва (ч) 1,25 6,5
1,0 уровни радиации 2,5 17,5 29,5 20,5
время измерения после взрыва (ч) 3,25 6,5
1,5 уровни радиации 2,5 19,5 97,5
время измерения после взрыва (ч) 1,75 6,5
2,0 уровни радиации 5,5 46,5 29,5 16,5
время измерения после взрыва (ч) 1,75 0,5

Примечание:

1. Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – время между двумя измерениями ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), где Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru и Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru - время 1-го и 2-го измерения соответственно;

2. Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru и Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru - уровни радиации соответственно при 1-м и 2-м измерении.

ЗАДАЧА 2. Определение возможных доз облучения при действиях на местности, зараженной радиоактивными веществами.

Дозы облучения на зараженной местности можно определить с помощью индивидуальных дозиметров или, при наличии приборов радиационной развед­ки, путем измерения уровней радиации через равные промежутки времени, оп­ределить средний уровень радиации ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) за время нахождения в зоне зараже­ния (Т) и затем рассчитать дозу по формуле:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (6.3)

где: Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – коэффициент ослабления дозы, зависящий от условий расположения людей. Ориентировочные Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru даны в табл. 6.6.

Однако таким методом можно фиксировать только случившееся. Заранее рассчитывать действия людей на зараженной местности можно по формуле:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , (6.4)

где Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – уровень радиации на один час; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – соответственно время нача­ла и окончания облучения; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – коэффициент ослабления радиации в зависимости от условий нахождения людей. Для удобства работы:

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Если люди в зоне заражения находятся в разной степени защищенности, то определяют средний уровень защищенности ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ):

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (6.5)

где ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) – общее время нахождения в зоне; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – время нахождения в зоне откры­то; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – время и коэффициенты ослабления в соответствующей степени за­щищенности – Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), (здесь Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ).

Доза может быть определена также с помощью таблиц, графиков, номо­грамм и радиационных линеек.

Воспользуемся табл. 6.7, в которой приведены дозы радиации на открытой местности для уровней радиации 100Р/ч на 1ч после взрыва.

Фактические дозы для других значений уровня радиации ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), полученное по таблице значение дозы ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) умножается на отношение Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru где Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – фактический уровень радиации на 1час после взрыва, т.е.

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (6.6)

ПРИМЕР5. На объекте через 2ч после взрыва уровень радиации соста­вил 150Р/ч. Определить дозу, которую получают рабочие и служащие объекта на открытой местности и в производственных помещениях ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) за 4ч работы, если облучение началось через 8ч после взрыва.

РЕШЕНИЕ:

1. Производим пересчет уровня радиации на 1ч после взрыва

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (табл. 6.1).

2. По табл. 6.7. для времени Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru и продолжительности Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru находим табличную дозу Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru .

3. Находим фактическую дозу

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (при нахождении людей открыто).

4. Находим дозу, получаемую при нахождении в цехе Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

Средние значения коэффициента ослабления

дозы радиации ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) Таблица 6.6

Наименование укрытия и транспортных средств Коэффициент ослабления
Открытое расположение на местности
Зараженные открытые траншеи, окопы, щели
Дезактивированные траншеи, окопы, щели
Перекрытые участки траншей (щели)
Противорадиационные укрытия (ПРУ) 100 и более
Убежища 100 и более
Автомобиль, автобус, тягачи
Железнодорожные платформы 1,5
Крытые вагоны
Пассажирские вагоны
Производственные одноэтажные здания (цеха)  
Производственные и административные здания
Дома деревянные одноэтажные

Примечание:

Коэффициент защиты для зданий, сооружений и ПРУ определяется расчетом.

Дозы радиации ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), получаемые на открытой местности при уровне

радиации Р Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru =100Р/ч на 1ч после взрыва Таблица 6.7

Время начала облучения Время пребывания (ч)
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 6,0 7,00 8,00
0,5 74,3 139,1 158,1 173,0 185,2 195,4 204,2 212,0 218,8 224,9 230,5 240,2 248,4
1,0 38,9 64,7 83,7 98,6 110,8 121,1 129,9 137,6 144,5 150,6 156,1 161,2 170,1 177,8
1,5 25,8 44,8 59,7 71,9 82,1 90,9 98,7 105,5 111,6 117,2 122,2 126,9 135,2 142,3
2,0 19,0 33,9 46,1 56,3 65,2 72,9 79,7 85,9 91,4 96,5 101,1 105,4 113,1 119,8
2,5 14,9 27,1 37,3 46,2 53,9 60,7 66,9 72,4 77,5 82,1 86,4 90,4 97,5 103,9
3,0 12,2 22,4 31,3 39,0 45,8 52,0 57,2 62,6 67,2 71,5 75,5 79,2 85,9 91,8
3,5 10,3 19,1 26,8 33,5 39,8 45,3 50,4 55,0 59,3 63,3 67,0 70,5 76,8 82,4
4,0 8,8 16,5 23,4 29,5 35,1 40,1 44,8 49,1 53,0 56,7 60,2 63,5 69,4 74,7
4,5 7,7 14,6 20,0 26,2 31,3 35,9 40,2 44,2 47,9 51,4 54,6 57,7 63,3 68,4
5,0 6,8 13,0 18,5 23,6 28,2 32,5 36,5 40,2 43,7 46,8 50,0 52,9 58,2 63,0
5,5 6,1 11,7 16,7 21,4 25,7 29,6 33,4 36,8 40,1 43,1 46,0 48,8 53,8 58,4
6,0 5,5 10,6 15,3 19,5 23,5 27,2 30,7 33,9 37,0 39,9 42,6 45,2 50,1 54,5
6,5 5,1 9,7 14,0 18,0 21,7 25,1 28,4 31,4 34,3 37,1 39,7 42,2 46,8 51,0
7,0 4,6 8,9 12,9 16,6 20,1 23,3 26,4 29,3 32,0 34,6 37,1 39,5 43,9 47,9
7,5 4,3 8,3 12,0 15,4 18,7 21,7 24,6 27,4 30,0 32,5 34,8 37,1 41,3 45,2
8,0 4,0 7,7 11,1 14,4 17,5 20,4 23,1 25,7 28,2 30,5 32,8 34,9 39,0 42,7
8,5 3,7 7,2 10,4 13,5 16,4 19,1 21,7 24,2 26,5 28,8 31,0 33,0 36,9 46,5
9,0 3,5 6,7 9,8 12,7 15,4 18,0 20,5 22,8 25,1 27,2 29,3 31,3 35,0 38,5
10,0 3,1 6,0 8,7 11,3 13,8 16,1 18,4 20,5 22,6 24,6 26,5 28,3 31,8 35,0
11,0 2,7 5,3 7,8 10,2 12,4 14,6 16,6 18,6 20,5 22,3 24,1 25,8 29,0 32,0
12,0 2,5 4,8 7,1 9,2 11,3 13,3 15,2 17,0 18,8 20,5 22,1 23,7 26,7 29,5
13,0 2,3 4,4 6,5 8,4 10,3 12,2 13,9 15,6 17,3 18,9 20,4 21,9 24,7 27,4

Продолжение таблицы 6.7

14,0 2,1 4,0 5,9 7,8 9,5 11,2 12,9 14,5 16,0 17,5 18,9 20,3 23,0 25,5
15,0 1,9 3,7 5,5 7,2 8,8 10,4 11,9 13,4 14,9 16,3 17,6 18,9 21,5 23,8
16,0 1,8 3,5 5,1 6,7 8,2 9,7 11,1 12,5 13,9 15,2 16,5 17,7 20,1 22,4
17,0 1,6 3,2 4,8 6,2 7,7 9,1 10,4 11,7 13,0 14,3 15,5 16,6 18,9 21,1
18,0 1,5 3,0 4,5 5,8 7,2 8,5 9,8 11,0 12,2 13,4 14,6 15,7 17,8 19,9
20,0 1,4 2,7 3,9 5,2 6,4 7,6 8,7 9,8 10,9 12,0 13,0 14,0 16,0 17,0
22,0 1,2 2,4 3,5 4,6 5,7 6,8 7,8 8,9 9,8 10,8 11,8 12,7 14,5 16,2
24,0 1,1 2,2 3,2 4,2 5,2 6,2 7,1 8,0 8,9 9,8 10,7 11,6 13,2 14,8

Примечание:

1. Для решения типовой задачи №2 необходимо табличную дозу ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) умножить на отношение Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

2. Для решения типовой задачи №3 и задач Б, В, Г при АСиДНР надо предварительно оп­ределить условную табличную установленную дозу Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , где: Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – фак­тическая доза; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – установленная доза; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – установленная табличная доза; Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru – фактический уровень радиации на 1ч после взрыва.

ЗАДАЧА3. Определение допустимой продолжительности пребывания людей на зараженной местности.

Для решения задачи необходимы следующие исходные данные:

– время начала облучения (входа в зараженную зону);

– уровень радиации на момент входа;

– установленная доза облучения;

– коэффициент ослабления радиации.

Установленная доза – доза, установленная ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) на время выполнения определенной задачи или работы в зоне радиоактивного заражения. Величина ее определяется командиром (начальником) в зависимости от стоящих задач и оста­точной дозы, если люди уже подвергались облучению.

Величину остаточной дозы определяют по табл. 6.8.

Таблица 6.8

Время после облучения, недели
Остаточная доза облучения, %

Задача может быть решена по формуле (6.4) или по табл. 6.7. как обратная. В этом случае надо предварительно определить условную (табличную) установленную дозу Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru и далее, найдя на строке времени начала облучения условную табличную дозу, против нее по вертикали отсчитать допустимую про­должительность пребывания в зоне.

Для этой цели воспользуемся табл. 6.9. Используя исходные данные, определяем отношение Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru (горизонталь) и на пересечении с вертикалью, соответствующей времени входа ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ), находим допустимую продолжи­тельность пребывания в зоне заражения.

ПРИМЕР 6. Определить допустимую продолжительность пребывания рабочих на зараженной территории, если работы начались через 2ч ( Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru ) после взрыва, уровень радиации на это время составил Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , установленная доза Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru . Рабочие работают в здании с Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru .

РЕШЕНИЕ:

1. Рассчитаем отношение

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru

2. По табл. 6.9. на пересечении с вертикальной колонкой Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru , нахо­дим допустимую продолжительность пребывания на зараженной местности (Т),

Методика фактической оценки (решение типовых задач) радиационной обстановки - student2.ru .

ЗАДАЧА 4. Определение возможных радиационных потерь. Радиационные потери определяют в зависимости от величины полученной дозы и времени (дли­тельности) ее получения (табл. 6.10). Процент потерь, в зависимости от возмож­ных доз облучения и длительности облучения, определяют по табл. 6.11.

ПРИМЕР 7: Расчетами определено, что при принятом варианте действий в зоне заражения, личный состав формирования ГО может получить за четверо су­ток дозу 200Р. Как это отразится на боеспособности (трудоспособности) личного состава?

РЕШЕНИЕ: По табл. 6.10 находим на пересечении дозы 200Р и длительно­сти 4 суток, что возможен выход из строя 50% личного состава. По табл. 6.11 уточняем, что 15% этого количества выйдет из строя сразу, а остальные 35% – в течение последующих 1-2 недель.

Наши рекомендации