Способы сжигания органического топлива
Способы сжигания твердого топлива можно проклассифицировать в зависимости от скорости движения воздуха wв относительно скорости движения частиц топлива wт.
Выделяют следующие технологии сжигания топлива:
1. Сжигание топлива в плотном фильтрующем слое.
wв>>> wт;
2. Сжигание топлива в кипящем и фонтанирующем слое. Кипящий и фонтанирующий слой называется псевдоожиженным слоем.
wв> wт;
3. Сжигание в потоке воздуха
wв wт;
4. Циклонное сжигание топлива
wв ≤ wт.
Сжигание топлива в плотном фильтрующем слое
Этот метод применяют для сжигания кускового топлива, которое располагается слоем на колосниковой решетке.
Слой топлива продувается воздухом со скоростью, при которой не нарушается устойчивость слоя.
рис.19
1 – кислородная зона;
2 – восстановительная зона.
При слоевом сжигании топлива его тщательно сортируют.
Для сжигания применяют топливо с размерами частиц: 6-13, 13-25, 25-50 мм.
При горении в слое процесс прогревания угля протекает более эффективно, чем при горении в потоке, из него выделяется влага, изменяется структура.
Процесс горения в слое можно разделить на две зоны:
· кислородную;
· восстановительную.
Кислородная зона характеризуется реакцией взаимодействия с кислородом и образованием СО и СО2.
В конце кислородной зоны (по высоте) температура максимальная. Размер кислородной зоны зависит от начального состава топлива.
Восстановительная зона
Н2О+С Н2+СО
СО2+С СО
В ней происходят восстановительные реакции с образованием СО и Н2(эндотермические реакции) при взаимодействии с углем топлива, температура снижается.
Высоту стараются поддерживать близкой к высоте кислородной зоны.
Если все таки высота слоя больше, то для дожигания СО, Н2 и др. применяют острое дутье, которое заключается в том, что в топку над слоем топлива подают вторичный воздух.
Горение в этом слое протекает при небольших потерях теплоты и высоких температурах горения в кислородной зоне, которая близка к теоретической.
Регулирование скорости горения производят путем изменения расхода воздуха.
Топки для сжигания в слое
Топки слоевого сжигания в плотном слое предназначены для сжигания кускового (дробленого) твердого топлива на различных колосниковых решетках. По способу обслуживания они подразделяются на ручные и механизированные. В зависимости от относительного положения топлива и решеток, а также от типа последних различают топки: с неподвижным слоем и неподвижными решетками; с относительным перемещением топлива вдоль неподвижных решеток и с подвижным вертикально перемещающимся слоем, с периодическим перемещением и перемешиванием топлива на неподвижных горизонтальных решетках, с подвижными колосниковыми решетками прямого и обратного хода.
Топки с ручным обслуживанием имеют небольшую мощность. Зажигание топлива происходит снизу и частично сверху за счет радиационной составляющей между слоем топлива и зона факельного горения летучих.
При сжигании топлива коэффициент избытка воздуха достигает 75%.
Топки с частичным перемещением и перемешиванием топлива – это топки с шурующей планкой (выровненная толщина слоя улучшает процесс горения)
С помощью шурующей планки топливо сдвигается к противоположной стенке, равномерно распределяясь по колосниковой решетке, что способствует его более раннему зажиганию.
Большое распространение получили механические топки с двигающейся колосниковой решеткой. В механических топках с двигающейся колосниковой решеткой горение происходит в слое топлива, который неподвижен относительно решетки.
С колосниковой решеткой прямого хода:
рис.20
Топливо и колосниковая решетка движутся в одном направлении.
С колосниковой решеткой обратного хода:
рис.21
Интенсивность горения в этих топках выше, чем в топках с прямым ходом.
Топливо забрасывается на решетку с помощью специальных забрасывателей, механических и пневматических, а наиболее часто применяют комбинированные пневмомеханические забрасыватели.
Механические забрасыватели – забрасывают топливо к противоположной стенке топки. Чем больше кусок топлива, тем он летит дальше.
Пневматические – чем крупнее топливо, тем дальность полета меньше.
Применением комбинированного забрасывателя достигается равномерное распределение топлива на колосниковой решетке.
Расход топлива регулируется изменением скорости движения решетки.