Техническое обслуживание и ремонт химических установок
Постоянная работоспособность оборудования поддержива-
ется его правильной эксплуатацией и своевременным и качест-
венным ремонтом. Поэтому ремонтная служба имеет огромное
значение для нормальной жизнедеятельности любого пред-
приятия.
Надежная и безопасная эксплуатация оборудования в преде-
лах установленных параметров работы может быть обеспечена
только при строгом выполнении определенных, запланированных
во времени мероприятий по надзору и уходу за оборудованием,
включая проведение необходимых ремонтов. Комплекс организа-
ционных и технических мероприятий по обслуживанию и ремон-
ту оборудования в химической промышленности, проводимых с
заданными последовательностью и периодичностью, представля-
ет собой единую систему, именуемую системой технического об-
служивания и ремонта (ТОиР) или планово-предупредительного
ремонта (ППР).
Система технического обслуживания и ремонта оборудова-
ния должна учитывать: порядок сдачи оборудования в ремонт и
приемки из ремонта; формы и методы организации ремонта; пла-
нирование, учет и отчетность; номенклатуру и нормы расхода за-
пасных частей; основные требования по обеспечению ремонто-
пригодности; общие требования по технике безопасности при
техническом обслуживании и ремонте; общие технические усло-
вия на ремонт оборудования; виды и периодичность, а также тру-
доемкость и продолжительность технического обслуживания и
ремонтов; расчет численности ремонтного и дежурного персона-
ла и др.
Для осуществления мероприятий, предусмотренных систе-
мой ТОиР или ППР, на предприятиях имеются соответствующие
службы или отделы (главного механика, главного энергетика,
контрольно-измерительных приборов, архитектуры и строитель-
ства и др.)
Служба отдела главного механика обеспечивает проведение
технического обслуживания и ремонта технологического и обще-
го (неспециального) оборудования, коммуникаций и средств
транспорта, а при отсутствии на предприятии службы главного
архитектора или главного строителя – еще и всех зданий, соору-
жений и дорог.
Техническое обслуживание – это комплекс работ, направ-
ленных на поддержание работоспособности или исправности
оборудования при его использовании, хранении и транспортиро-
вании. Наиболее распространены периодическое и регламентиро-
ванное техническое обслуживание. В первом случае подразуме-
вают обслуживание, проводимое через установленные в эксплуа-
тационной документации значения наработки или интервалы
времени, во втором – обслуживание, предусмотренное в норма-
тивно-технической документации и выполняемое с периодично-
стью и в объеме, установленными в ней независимо от техниче-
ского состояния оборудования в момент начала технического об-
служивания.
Из методов технического обслуживания применяют сле-
дующие: централизованный, при котором техническое обслужи-
вание выполняется персоналом и средствами одного подразделе-
ния предприятия; децентрализованный, при котором обслужива-
нием занято несколько подразделений предприятия; метод об-
служивания эксплуатационным персоналом. Сложное оборудо-
вание в необходимых случаях обслуживается персоналом, спе-
циализированным на выполнении операций технического обслу-
живания, специализированными организациями или предприяти-
ем-изготовителем.
Если в процессе технического обслуживания в соответствии
с инструкциями не удается устранить неисправность и она созда-
ет аварийную ситуацию, старший по обслуживанию ставит в из-
вестность службу эксплуатации производственного участка для
остановки неисправного оборудования. Если оборудование дуб-
лируется, то до остановки неисправного оборудования подготав-
ливают и запускают резервное с соблюдением всех правил ава-
рийной остановки и запуска, предусмотренных правилами прове-
дения технологических режимов.
Персонал, осуществляющий техническое обслуживание, не-
сет ответственность за соблюдение всех условий безопасности и
безаварийности при проведении работ, поэтому он должен прой-
ти специальную подготовку и инструктаж по принятой на пред-
приятии системе.
Важной составной частью системы ППР или ТОиР являются
организация и проведение ремонтов оборудования, на которые
приходится основная часть трудовых и материальных затрат.
Согласно ГОСТ 18322-78 «Система технического обслужи-
вания и ремонта техники. Термины и определения², под ремон-
том понимают комплекс операций по восстановлению исправно-
сти или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов
изделий и их составных частей. Применительно к оборудованию
химических заводов этот комплекс включает работы по полному
или частичному восстановлению размеров, форм и физико-
механических свойств как отдельных деталей и узлов, так и всего
оборудования. Совместно с комплексом операций, направленных
на предотвращение или приостановку износа, качественно прове-
денный ремонт способствует поддержанию проектных эксплуа-
тационных и технико-экономических показателей оборудования.
В инструкциях по техническому обслуживанию и ремонту
указан порядок и приведены правила технического обслуживания
как работающего оборудования, так и находящегося в стадии
подготовки к работе и хранения. В них приведены исчерпываю-
щие указания по перечню работ, обеспечивающих работоспособ-
ность оборудования при одновременном соблюдении всех мер
безопасности (включая пожаро- и взрывобезопасность).
Инструкции по эксплуатации оборудования устанавливают
допустимые пределы параметров эксплуатации. В них приведены
указания, правила и требования по режиму работы и безопасно-
сти на всех стадиях эксплуатации оборудования, состав обслужи-
вающего персонала, порядок наблюдения за оборудованием во
время его работы или кратковременных перерывов, характерные
неисправности и методы их устранения и т. д.
ГОСТ 18322-78 определяет следующие виды ремонта тех-
ники: капитальный, средний и текущий.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления ис-
правности и полного (или близкого к полному) восстановления
ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его
частей, включая базовые. Этот вид ремонта – наибольший по
объему плановый ремонт, при котором оборудование подвергают
разборке в объеме, необходимом для детального выявления его
состояния (в том числе и полной). Этот ремонт отличается наи-
большей продолжительностью проведения и наименьшей часто-
той повторяемости по сравнению с остальными видами ремонта.
В результате капитального ремонта технические характери-
стики оборудования должны удовлетворять всем требованиям его
паспорта и инструкций. Если восстановление оборудования в со-
ответствии с утвержденными требованиями путем капитального
ремонта невозможно либо требует неоправданно высоких затрат
или если оборудование морально устарело, то в процессе капи-
тального ремонта его полностью заменяют новым, имеющим бо-
лее высокие технико-экономические показатели.
Капитальный ремонт может быть проведен также для мо-
дернизации оборудования путем замены отдельных узлов более
совершенными, если это обосновано соответствующим проектом.
Средний ремонт выполняют для восстановления исправно-
сти и частичного восстановления ресурса оборудования в преде-
лах, установленных нормативно-технической документацией, с
заменой или восстановлением составных частей ограниченной
номенклатуры.
Текущий ремонт является наиболее часто проводимым ви-
дом ремонта; он призван обеспечить, или восстановить работо-
способность оборудования путем замены или восстановления от-
дельных его частей. При каждом текущем ремонте должен вы-
полняться комплекс ремонтных работ, обеспечивающий работо-
способность оборудования до следующего запланированного ре-
монта (капитального, среднего или текущего).
Как правило, текущий ремонт отличается небольшим объе-
мом работ. Наиболее характерными работами являются: разборка
и последующая сборка отдельных узлов оборудования; тщатель-
ный осмотр и оценка характеристики и интенсивности износа по-
верхностей; обнаружение нарушений размеров деталей и качест-
ва посадок сопряженных деталей; ремонт или замена деталей.
Капитальный, средний и текущий ремонты могут быть пла-
новыми и неплановыми. Неплановый ремонт проводят с целью
устранения отказов. Плановый ремонт осуществляют в соответ-
ствии с требованиями нормативно-технической документации.
Плановый ремонт обеспечивает высокую надежность оборудова-
ния и эксплуатации при наименьших трудовых и материальных
затратах и минимальном непроизводительном простое.
ГОСТ 18322-78 предусматривает еще два вида ремонта: рег-
ламентированный и по техническому состоянию. Оба вида ре-
монта являются плановыми и применяются на отдельных участ-
ках некоторых отраслей промышленности и транспорта, где к
эксплуатируемому оборудованию предъявляют специфические
требования.
Регламентированный ремонт выполняется с периодично-
стью и в объеме, установленными в эксплуатационной докумен-
тации, независимо от технического состояния изделия в момент
начала ремонта. Этот вид ремонта носит принудительный харак-
тер, предусматривает остановку оборудования в заранее заплани-
рованные сроки и ремонт его строго по инструкции. При этом от-
дельные детали и узлы, отслужившие установленный срок, неза-
висимо от их фактического технического состояния заменяют но-
выми или реставрированными. Регламентированный ремонт га-
рантирует высокую эксплуатационную надежность оборудова-
ния, однако характеризуется значительными материальными и
трудовыми затратами.
Ремонт по техническому состоянию предусматривает кон-
троль технического состояния оборудования с периодичностью и
объемом, установленными в нормативно-технической докумен-
тации; объём и момент начала ремонта определяют по техниче-
скому состоянию оборудования, его узла.
Ремонтным циклом называют наименьшие повторяющиеся
интервалы времени или наработку оборудования, в течение кото-
рых выполняются в определенной последовательности все уста-
новленные виды ремонта. Продолжительность ремонтного (меж-
ремонтного) цикла исчисляют с момента окончания одного капи-
тального ремонта до окончания последующего капитального ре-
монта, включая работу и простой оборудования при плановых
ремонтах всех видов. Структура ремонтного цикла определяет
чередование ремонтов всех видов в определенной последова-
тельности и через определенные промежутки времени. Продол-
жительность ремонтного цикла основного оборудования в опре-
деляется едиными отраслевыми нормативами.
На крупных заводах для надзора за эксплуатацией и техни-
ческим состоянием основных фондов имеются отделы техниче-
ского надзора, подчиненные главному механику предприятия.
Отдел технического надзора состоит из инженерно-технических
работников, специализирующихся по отдельным видам оборудо-
вания, трубопроводам, зданиям и т. д.
Технический надзор заключается в обеспечении безусловно-
го соблюдения действующих на предприятии правил и норм по
устройству и безопасной эксплуатации основных фондов (обору-
дование, средства производства, здания и сооружения).
Отдел технического надзора проводит систематические, за-
планированные осмотры, ревизии, технические освидетельство-
вания и испытания действующего оборудования, а также прове-
ряет правильность и полноту выполненных ремонтных работ и
соответствие нового оборудования техническим условиям. Высо-
кий уровень надзора обеспечивается хорошим оснащением кон-
трольно-измерительными приборами и специализированными
контрольными лабораториями.