Структура и завадання единственной государственной системы гражданской защиты
ф Единственная государственная система предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕДС ЦЗ) - совокупность органов управления, спл и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые полагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты.
1. Единственная система гражданской защиты может функционировать в режиме повседневного функционирования, повышенной готовности и в режимах чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного состояния.
2. Режим функционирования единственной системы гражданской защиты в пределах конкретной территории" устанавливается в зависимости от существующей или прогнозируемой обстановки, масштабу чрезвычайной ситуации по решению соответственно Кабинету Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской, районной государственной администрации, городского совета.
Главной целью ЕДС ЦЗ является обеспечение реализации государственной политики на всей территории Украины в сфере предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, защиты населения и территорий от последствий аварий, катастроф и стихийного бедствия.
Основными заданиями ЕДС ЦЗ является:
+обеспечение предотвращения возникновения НС;
+ обеспечение готовности органов управления, сил и средств;
+ проведение спасательных и безотлагательных аварийно обновительных работ та организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;
+ разработка нормативно правовых актов, государственных норм и стандартов;
-4* осуществление целевых и научно-технических программ;
-ф- обеспечение постоянства функционирования объектов экономики;
-+• сбор и прорабатывание информации о НС;
+ определение потребности в силах, материальных и финансовых ресурсах;
+ осуществление государственного присмотра, экспертизы и контроля;
+ создание и рациональное использование материально-технических ресурсов;
+ своевременное и достоверное информирование населения об обстановке и принято меры;
-ф- оповещение населения об угрозе и возникновении НС;
+ социальная защита пострадавшего населения;
+ защита населения в чрезвычайных ситуациях;
+ международное сотрудничество в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Правовой основой создания ЕДС гражданской защиты являются Законы Украины "О гражданской обороне Украины" и "О правовых принципах гражданской защиты", дополнения и изменения к ним, другие законодательные акты, указы Президента Украины о создании структур Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
Территориальная подсистема ЕДС ЦЗ. Территориальные подсистемы единственной системы гражданской защиты создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе
для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, естественного и военного характера в пределах соответствующих территорий и включают территориальные органы управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты и соответствующие комиссии техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций;
Организация, задание, состав сил и средств, порядок деятельности территориальных подсистем единственной системы гражданской защиты определяются положениями, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующими областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Функциональные подсистемы единственной системы гражданской защитысоздаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций и защитой населения и территорий в случае их возникновения.
Организация, задание, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем единственной системы гражданской защиты определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
Органы управления ЕДС ЦЗ.Общее руководство единственной системой гражданской защиты осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины.
Непосредственное руководство деятельностью единственной системы гражданской защиты полагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. Руководитель этого органа является заместителем начальника гражданской защиты Украины.
о |
Руководство территориальными подсистемами единственной системы гражданской защиты в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Начальниками территориальных подсистем единственной системы гражданской защиты по должности является відпо-
відно Председатель Совета министров Автономной Республики Крым и председатели соответствующих государственных администраций. Руководители территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по должности являются заместителями соответствующих начальников территориальных подсистем единственной системы гражданской защиты.
Главными этапами деятельности ЕДС ЦЗ является: *» предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций (подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на регуляцию техногенной и естественной безопасности, проведения оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения НС на основе данных мониторинга, экспертизы, исследований и прогнозов относительно возможного хода событий с целью недопущения их перерастания в НС или смягчение ее возможных последствий); * реагирование на НС (скоординированы действия подразделов единственной государственной системы относительно реализации планов действий (планов ликвидации НС); ** уточненных в условиях конкретного вида и уровня НС с целью предоставления неотложной помощи потерпевшим; ** устранение угрозы жизни и здоровью людей, уменьшения материального вреда и финансовых расходов; * ликвидация последствий НС; |ш, острый период ликвидации НС; » плановый и программный периоды ликвидации НС.
Взаимодействие органов управления ЕДС и подчиненных им сил организуется с целью своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Определяются центральные и территориальные органы управления, которые взаимодействуют в кризисных ситуациях, состав и количество сил и средств реагирования на чрезвычайную ситуацию. Соглашается порядок общих действий сил реагирования на чрезвычайную ситуацию, решаются вопросы всестороннего обеспечения.,і
Базовыми принципами создания ЕДС ЦЗ является: ц> государственный характер системы \ ориентация на общечеловеческие ценности % соблюдение международных норм ^ приоритет требований обеспечения безопасности при деятельности человека \ открытость для международного сотрудничества.
На деятельность ЕДС осуществляют влияние факторы: ф внешние (трансграничный характер НС, социально-экономические изменения в мире, наличие мирового опыта и рынка) и + внутренние (высокий уровень техногенной и естественной безопасности в Украине, необходимость противостояния НС, социально-экономические изменения в Украине, высокий научно-технический уровень в Украине, ограниченность имеющихся материально-технических ресурсов и финансовых резервов).
ЕДС имеет уникальные свойства: х глобальность действия, X постоянная готовность, хмногофункциональное приложение, X высокая наукоємкість, хслишком большая информативность, X высокая оперативность.
Основной целью создания территориальных подсистем в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе есть обеспечение реализации на соответствующей территории государственной политики в сфере предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации, гражданской защиты населения.