Методические указания к выполнению практической работы

1. Выполнение работы начинается с самостоятельного изучения студентом данных методических указаний.

2. Рассчитайте общий и групповой риск для следующих ситуаций:

- В городе проживает 50 тысяч человек. Функционирует химический завод, на котором работает 2000 человек. Произошла авария – 40 человек пострадали; 2 – погибло; от паров химического вещества отравились 150 жителей города. Рассчитать общий и групповой риск людей, которые пострадали.

- Общая площадь лесов на Украине – 690 тыс. га. На территории хозяйства, которому принадлежит 800 га леса, произошел пожар. Выгорело 45 га леса. Рассчитать общий и групповой риск события, которое произошло.

3. Оцените риск и определите его классификацию, используя матрицу:

- Столкновение самолетов в воздухе. Определить по индексу риска опасности классификацию и критерии этой опасности.

- В хозяйстве, которое насчитывает 500 голов крупного рогатого скота, 1400 голов птицы, погибло за год от инфекционных заболеваний 4 племенные коровы и 25 птиц. Определить по индексу риска опасности классификацию и критерии этой опасности.

- Определить уровень риска от удара молнией человека.

- Рассчитать числовое значение общего риска бытового травматизма со смертельными последствиями. Согласно статистическим данным за 2002 г. в Украине погибло в бытовой сфере 72374 человека. Определить по индексу риска опасности классификацию и критерии этой опасной ситуации.

- Определить по индексу риска опасности классификацию и критерии запуска космического корабля.

4.Отчет по практической работе должен быть оформлен на листах А4.

5. При сдаче практической работы студент должен знать ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение опасных и вредных факторов. Приведите примеры.

2. Дайте общую оценку и характеристику опасности.

3. Оценка риска опасности.

4. Концепция допустимого риска.

5.Что такое риск в производственной деятельности человека?

6. Как осуществляется управление риском?

Рекомендуемая литература (1-2, 4-10)

Практическая работа № 2

Анализ опасности во время работы с вредными и взрывопожароопасными веществами

Цель работы: показать возможность достижения предельно-допустимой концентрации вредного вещества и нижней границы концентрации пожароопасности в помещении.

Задания:

1. Найти время, за которое при температуре 25°C в лаборатории объемом V, где случайная утечка бензола образовала пятно площадью S будет достигнута предельно допустимая концентрация (ПДК), средне смертельная концентрация и нижняя граница пожароопасности (НГП).

2. Оценить возможность возникновения микромеркуриализма (хронического отравления ртутью при действии незначительных концентраций паров ртути), если в комнате объемом V случайно разбили медицинский термометр, пролитая ртуть из которого не собрана.

Общие положения

Практическое значение для характеристики токсичности вредных веществ имеют предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны, так как часто отравления на производстве происходят вследствие того, что вредные вещества попадают в организм человека через органы дыхания. Большая площадь поверхности легких и значительная скорость проникновения вредных веществ в кровь приводят к ингаляционному отравлению. В настоящее время ПДК установлены для более 1400 веществ.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДК) – это такая концентрация, которая при работе каждый день (кроме выходных дней) в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более чем 41 час в неделю, за период всего рабочего стажа не может обусловить отклонения в состоянии здоровья, которые определяются современными методами диагностики как в период работы, так и в последующие годы и в последующих поколениях.

Средне смертельная концентрация в воздухе (ССК) – это такая концентрация вещества, которая вызывает смерть у 50 % животных при 2-4 – часовом ингаляционном действии.

Наши рекомендации