РСЧС: определение, назначение, основные задачи, законодательная и нормативная правовая база функционирования
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС- организационная система, которая объединяет ОУ, СиС, ФОИВ, ОИВС РФ, ОМСУ и организаций, в полномочия которой входит ЗНТ от ЧС.
Правовой основой создания и функционирования РСЧС являются ФЗ от 21.12.94 №68 "О ЗНТ от ЧС ПТГХ"; ПП РФ от 30.12.2003 №794 «О единой гос. системе ПиЛ ЧС»
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целями настоящего Федерального закона являются:
− предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
− снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
− ликвидация чрезвычайных ситуаций.
− разграничение полномочий в области ЗНТ отЧС между ФОИВ, ОИВС РФ, ОМСУ и организациями
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет ОУ, силы и средства ФОИВ, ОИВС РФ, ОМСУ, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНТ от ЧС.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
− разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНТ от ЧС;
− осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
− обеспечение готовности к действиям ОУ, СиС, предназначенных и выделяемых для ПиЛ ЧС;
− сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНТ от ЧС;
− подготовка населения к действиям в ЧС;
− организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
− прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
− создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ЛЧС;
− осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНТ от ЧС;
− ликвидация ЧС;
− осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
− реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
− международное сотрудничество в области ЗНТ от ЧС.
Задачи РСЧС:
1)Осуществление целевых и научно-практических программ направленных на предупреждение ЧС и устойчивое функционирование организаций.
2)Обеспечение готовности к действиям ОУ СиС предназначенных для ПиЛ ЧС.
3)Сбор, обмен и выдача информации в области ЗНТ от ЧС.
4)Подготовка населения к действиям в ЧС.
5)Организация своевременного оповещения, информирования населения о ЧС.
6)Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
7)Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
8)Ликвидация ЧС.
9)Осуществление МП по соц.защите пострадавшего населения, проведение гуманитарных акций.
10)Международное сотрудничество в области ПиЛ ЧС.
2.Эвакуация населения из зон ЧС: определение, варианты и способы эвакуации, принятие решения на эвакуацию
Эвакуация– это комплекс МП, по организованному выводу, вывозу населения из зон ЧС или возможной ЧС и его кратковременному размещению в заблаговременных подготовленных по условиям первоочередного ЖО в безопасных районах (в пунктах временного размещения). Сущность– в организованном выводе, вывозе населения в безопасные районы.
В соответствии с №68-ФЗ «О ЗН от ЧС ПТХ» принятие решения на проведение эвакуации населения принадлежит ОИВС, ОМСУ, на территориях которых возникли или прогнозируются ЧС. На ОИВС, ОМСУ возложены задачи планирования, организации, обеспечения и проведения эвакуации населения, размещение населения в безопасные р-ны и его возвращения в места постоянного проживания после ЛЧС.
В соответствии с положением о РСЧС в случае крайней необходимости решение на проведение эвакуации принимает руководитель работ по ЛЧС самостоятельно. Эвакуация населения из зоны ЧС проводится в соответствии с Планом действий по ПиЛ ЧС и его составной частью – Планом эвакуации.
Особенность проведения эвакуации определяются:
− Характером источника ЧС;
− Масштабами ЧС и ее последствиями;
− Численности эваконаселения;
− Временем и срочностью проведения эвакуации.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяют варианты и условия эвакуации населения:
− Заблаговременная; Экстренная.
Заблаговременная эвакуации из зон возможной ЧС проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности запроектной аварии на ПОО с катастрофическими последствиями на период от нескольких десятков минут до нескольких часов, суток.
Основание проведения данной меры защиты – краткосрочное прогнозирование ЧС, которое постоянно уточняется. В случае возникновения ЧС с опасными последствиями проводится экстренная эвакуация, его вывод, вывоз из зоны ЧС может осуществляться при малом времени и даже в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС. Экстренная эвакуация населения может проводиться в случае нарушения нормального ЖОН, при которых возникает угроза жизни людей.
В зависимости от развития ЧС, масштабов зон бедствия и численности вывода, вывоза населения – варианты эвакуации: Локальная; Местная; Региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае когда зона возможного воздействия поражающего фактора ЧС ограничена пределами городских микрорайонов, сельских населенных пунктов, а численность эваконаселения может составлять от нескольких 10-ов до нескольких тысяч человек. Размещение населения осуществляется в примыкающих городских районах и населенных пунктах.
Местная эвакуация проводится в том случае если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы, крупные города, сельские районы, а численность эваконаселения составляет от нескольких тысяч до 10-ов тысяч человек. Размещение населения осуществляется в районах соседних областей.
Региональная эвакуация осуществляется при распространении поражающих факторов ЧС на значительной площади, охватывающие территорию нескольких муницип. областей, всего региона с высокой плотностью населения, а численность эваконаселения составляет от нескольких 10-ов до 100-ен тыс.человек.
В зависимости от охвата эваконаселения, оказавшегося в зоне ЧС различают следующие варианты ее проведения: Общая эвакуация; Частичная эвакуация.
Общая эвакуация – предполагает эвакуацию всего населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация – осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС детей, учащихся учебных заведений, пожилых людей.
В зависимости от времени эвакуации она м.б.:
− временной – с возвращением на постоянное место жительства в течении нескольких суток.
− среднесрочной– до 1 мес
− продолжительной– более 1 мес.
Способы эвакуации населения зависят от его численности, наличия трансп.ср-тв и коммуникаций.
Население может эвакуироваться: транспортом, пешим порядком или комбинированным способом. Основной способ – комбинированный.
Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено за границы зоны ЧС в безопасные районы.
БИЛЕТ 14
1. Вопрос 5.3 Особенности эвакуации из зон радиоактивного
и химического заражения.
3.3.1 Особенности эвакуации из зон радиоактивного заражения
Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени
имеют свои особенности.
Эвакуация населения из зон радиоактивного загрязнения порой является
единственным способом защиты. Она проводится из тех районов, где
пребывание может привести к облучению людей выше допустимых
пределов и где нельзя обеспечить их защиту другими способами.
Оповещение производится на всю глубину зоны опасного радиоактивного
заражения, где можно ожидать поражения людей. В первую очередь
оповещается население районов, непосредственно прилегающих к месту
аварии, а затем более удаленных.
Населению по сигналу оповещения необходимо строго выполнять указания
органов управлений ГОЧС района, города, области.
Находясь в помещениях, до получения последующих указаний
управления ГОЧС, необходимо плотно закрыть окна, форточки, двери,
заделать щели.
В первую очередь эвакуация проводится из зоны отчуждения. Решение на
эвакуацию принимается главой администрации субъекта РФ. Эвакуация
проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения
маршрутов движения с учетом радиационной обстановки. Население заранее
предупреждается о времени и порядке эвакуации. Транспорт подается к местам
нахождения населения (к подъездам домов). Погрузка и перевозка людей
проводится на крытых транспортных средствах в короткие сроки по
маршрутам с наименьшими уровнями радиации во избежание переоблучения
людей. В период движения ведется радиационная разведка и дозиметрический
контроль, используются СИЗ. Население доставляется до границы зоны
загрязнения, а затем пересаживается на «чистый» транспорт (в районе
развертывания ППЭ) и доставляется в места размещения. При
необходимости проводится санитарная обработка людей. дезактивация
одежды, СИЗ, имущества и транспортных средств.
Не подлежащая дезактивации одежда утилизируется с выдачей чистой из
подменного фонда.
Из районов, где ожидается длительное радиоактивное загрязнение, может
проводиться эвакуация предприятий, учреждений и организаций с вывозом
оборудования, материалов и имущества.
Реэвакуация населения производится после завершения работ по
дезактивации населенных пунктов или снижения уровня радиации до
допустимых пределов вследствие естественного распада радиоактивных
веществ.
3.3.2 Особенности эвакуации из зон химического заражения.
При химическом заражении местности решающее значение имеет скорость
выполнения защитных мероприятий. Эвакуация при этом носит общий
характер (за исключением сил ГО, занятых ликвидацией аварийного выброса и
дегазацией). По масштабу она чаще всего бывает локальной или местной с
перемещением населения на близлежащие улицы, районы вне зоны заражения.
Свойство химически опасных веществ оказывать, как правило,
незамедлительное поражающее воздействие, требует проведения экстренной
эвакуации, комбинированным способом и применения СИЗ. Транспорт для
неработающего населения, попадающего в зону химического заражения,
подается к местам проживания. Сборные эвакуационные пункты при этом не
развертываются, действуют оперативные группы.
При наличии запаса времени до подхода зараженного облака эвакуация
может иметь упредительный характер (при крупномасштабных авариях с
большой глубиной распространения). Длительность пребывания населения вне
мест постоянного жительства и работы зависит от стойкости выброшенного
химическо опасного вещества в зоне заражения и, большей частью,
непродолжительно, не требует выполнения мероприятий жизнеобеспечения.
2.????????????????????????
БИЛЕТ 15
1.????????????????????????????????
2.???????????????????????????
БИЛЕТ 16