Занятие 5 (Влияние температуры и реакции среды на каталитическую активность ферментов. Специфичность ферментов)
Цель занятия: изучить свойства ферментов, обусловленные их белковой природой.
Студент должен знать:
1. Прямые и косвенные доказательства белковой природы ферментов а также то, что ферменты могут иметь структуру простых и сложных белков.
2. Соединения, выполняющие функцию простетической группы ферментов.
3. Принципы классификации ферментов, современную классификацию и номенклатуру.
4. Свойства ферментов и факторы, влияющие на скорость ферментативной реакции.
5. Как регистрируется активность фермента. Факторы, влияющие на скорость ферментативной реакции.
6. Что представляет собой активный и каталитический центры фермента
7. Способы выражения активности ферментов.
Студент должен уметь:
1. Расшифровать функцию фермента по его химическому наименованию.
2. Назвать субстрат фермента по химическому наименованию.
3. Рассчитать активность фермента по данным, полученным в экспериментальной системе, в которой после внесения исследуемого фермента через определенное время установили количество превращенного субстрата.
4. Распознать среди перечня химических соединений те из них, которые могут играть роль коферментов.
5. Определять температурный и рН-оптимум фермента.
6.. Строить графики зависимости скорости реакции от температуры, рН среды и концентрации субстрата, находить константу Михаэлиса.
Студент должен получить представление:
1) о существовании заболеваний, обусловленных наследуемыми дефектами генов, ответственных за продукцию белков-ферментов,
2) о возможностях, которые предоставляет энзимология практической медицине,
3) о лечебном применении энзимов в диагностике и терапии (энзимодиагностике и энзимотерапии),
4) о принципах хранения ферментативных препаратов
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1) сведения о связи структуры и функции в молекуле белка;
2) сведения о факторах, стабилизирующих белковую молекулу, и факторах, повышающих лабильность белковой молекулы,
3) сведения о влиянии температуры и рН среды на диссоциацию.
Аудиторная работа.
Лабораторные работы
1. Влияние температуры на каталитическую активность амилазы слюны.Амилаза слюны катализирует расщепление крахмала через стадию образования декстринов до дисахарида мальтозы, которая обладает восстанавливающими свойствами. О действии фермента можно судить по исчезновению субстрата амилазы (крахмала) или по образованию конечных продуктов расщепления.
Крахмал обнаруживается пробой Люголя (синее окрашивание со свободным йодом). Мальтоза открывается реакцией Троммера (при нагревании с восстанавливающим сахаром гидрат окиси меди восстанавливается сначала в гидрат закиси желтого цвета, затем - в закись меди кирпично-красного цвета).
Ход работы. В четыре пробирки отмерить по 4 мл 0,5%-ного раствора крахмала и по 1 мл слюны, разведенной в 10 раз водой. 1-ю пробирку поместить в кипящую водяную баню, 2-ю - в ледяную баню, 3-ю - в термостат при 370 С, 4-ю - оставить при комнатной температуре. Через 10 мин содержимое каждой пробирки разделить на две примерно равных части.
С одной частью провести пробу на крахмал, с другой - на восстанавливающий сахар (пробы Люголя и Троммера соответственно):
1) к содержимому пробирки добавить 2 капли раствора Люголя – появление синего окрашивания свидетельствует о наличии крахмала;
2) к содержимому пробирки добавить 1 мл 10%-ного раствора едкого калия и по каплям вносить 1%-ный раствор сернокислой меди до образования неисчезающего осадка (муть на фоне голубой окраски раствора); затем нагреть до кипения - появление желтого окрашивания, переходящего в кирпично-красное, указывает на наличие восстанавливающих углеводов.
Сравнить результаты проб, проведенных при разных температурах, и сделать выводы.
2. Влияние рН на действие ферментов.Зависимость активности ферментов от концентрации Н-ионов можно проследить в опытах с амилазой слюны, рН-оптимум которой равен 6,8.
Ход работы. В три пробирки внести по 3 мл буферного раствора с рН 1,2; 6,8 и 10,0. Добавить в каждую пробирку по 1 мл слюны, разведенной водой в 10 раз, и по 2 мл 0,5%-ного раствора крахмала. Смешать и инкубировать при 370С 10 мин. Подкислить содержимое второй и третьей пробирок добавлением соответственно 1 и 2 мл 0,1 н соляной кислоты (реакция на крахмал положительна только в кислой среде!) и провести пробу Люголя. Сравнить интенсивность распада крахмала в зависимости от рН и сделать выводы.
3. Специфичность действия ферментов.Специфическими субстратами амилазы слюны являются крахмал и гликоген, расщепление которых амилаза катализирует. Образующаяся при расщеплении крахмала мальтоза обнаруживается пробой Троммера.
Используя в качестве субстрата сахарозу, можно убедиться в том, что амилаза не катализирует распад крахмала.
Ход работы. В одну пробирку внести 2 мл 0,5%-ного раствора крахмала, в другую -.2 мл 2%-ного раствора сахарозы. Добавить в обе пробирки по 2 мл слюны, разведенной в 10 раз водой, смешать и оставить на 10 мин при 370С.
Провести с содержимым обеих пробирок пробу Троммера. Она окажется положительной при наличии редуцирующего углевода - мальтозы (пробирка первая) и отрицательной в отсутствие редуцирующего углевода (пробирка вторая).
Решите следующие задачи, приведите ход рассуждений:
1. Как доказать, что способность дрожжевых клеток расщеплять крахмал сохраняется и при их разрушении?
Вы располагаете раствором крахмала, раствором Люголя, поваренной солью и льдом.
2. Как обнаружить присутствие каталазы в биологической жидкости?
3. Какой раствор можно использовать для обнаружения примеси свежей крови в воде: разбавленным этанолом, муравьиной кислотой, перекисью водорода, раствором хлорида калия?
4. Выберите правильное утверждение:
а) катализатор ускоряет реакцию, не участвуя в ней;
б) катализатор ускоряет реакцию, образуя промежуточные соединения с исходными продуктами, и входит в состав конечных продуктов;
в) катализатор ускоряет реакцию, взаимодействуя с реагирующими соединениями, но не входит в состав конечных продуктов;
г) катализатор ускоряет реакцию, но не входит в состав конечных продуктов.
5. Вещества А и Б взаимодействуют по схеме А+Б↔АБ. При заданной концентрации Аи Б через 30 мин после их смешивания устанавливается подвижное равновесие - скорость прямой и обратной реакций уравниваются.
Какую из приведенных характеристик реакции изменит внесение катализатора?
6. Вещество х,не изменяет соотношения между концентрацией исходных и конечных продуктов реакции в состоянии подвижного равновесия, но удлиняет (или сокращает) время наступления равновесия.
В каком случае это вещество можно назвать катализатором?
7. Скорость взаимодействия А+Б увеличилась в 3 раза после добавления вещества К. В качестве конечных продуктов в последнем случае обнаруживаются соединения АК и БК. Является ли вещество К катализатором?