Арматура для предварительно напряженных конструкций
Ползучесть бетона.
Опыты показывают, что если сжимающая нагрузка действует на бетонный образец длительное время, его деформация возрастает, стремясь при достаточно продолжительном нагружении к некоторому пределу. Такую медленно нарастающую деформацию при неизменном (постоянном) уровне напряжений принято называть ползучестью.
В общем случае величина деформации ползучести бетона зависит от целого ряда факторов, главными из которых принято считать:
* возраст бетона в момент нагружения;
* относительный уровень напряжений, действующих на бетонный образец;
* температура и влажность окружающей среды;
* технологические параметры бетонной смеси
* геометрические размеры поперечного сечения элемента.
Ползучесть делят на линейную и нелинейную. Переход от линейной к нелинейной наступает при напряжении 0,45 .
Линейная ползучесть объясняется вязкостью неотвердевших масс и вытеснения химически несвязной воды.
Нелинейная ползучесть связана с процессами развития микротрещин в структкре бетона.
В расчетах железобетонных конструкций ползучесть учитывается при помощи коэффициента ползучести, (отношение относительных деформаций ползучести в момент времени t к упругой относительной деформации, возникающей от нагрузки, приложенной в момент времени t0), т.е.
В расчет вводится Эффективный модуль упругости:
13. Релаксация напряжений в бетоне.
С течением времени в бетонном образце под действием постоянной нагрузки напряжения в бетоне уменьшаются.
Применительно к ЖБК учитывается что общая длина должна быть постоянной, следовательно напряжения в арматуре должны возрасти.
14. Деформации бетона при однократном кратковременном нагружении.
Характеристикой упруго-пластических свойств бетона является его модуль деформаций, устанавливающий зависимость между напряжениями и относительными деформациями в любой точке диаграммы деформирования.
Характер диаграммы деформирования «σ–ε» свидетельствует об изменяемости модуля деформаций. При σ = 0 он имеет максимальное значение (начальный или динамический модуль упругости бетона). Там, где напряжения σC =fCM , модуль упругости уменьшается до нуля. Практическое значение для расчетов железобетонных конструкций имеет т.н. модуль упругости бетона ECM, выражаемый тангенсом угла наклона секущей в точке σС = 0,4 fCM .
Учитывая нелинейную связь между напряжениями и относительными деформациями обычно при определении модуля продольных деформаций используют:
** мгновенный (секущий) модуль полных деформаций Ес, выражаемый тангенсом угла наклона касательной к кривой, описывающей диаграмму «σ–ε» в ее произвольной точке.
** модуль упругости Ecm, выражаемый тангенсом угла наклона секущей, проходящей через начало координат (σ = 0) и точку на кривой при σС = 0,4fcm;
** начальный модуль упругости Ec0, выражаемый тангенсом угла наклона касательной к кривой, описывающей диаграмму «σ–ε», и проходящей в начале координат (σс = 0).
Величину модуля упругости для тяжелого и мелкозернистого бетонов в соответствии с нормами определяют по эмпирической формуле вида:
(МПа).
15. Деформации бетона при многократно-повторных нагрузках.
Характерность действия нагрузки можно оценить введением коэффициента асимметрии цикла, который характеризует изменение нагрузки от минимального до максимального значения.
При работе в условиях многократно повторяющихся нагрузок имеется некоторый уровень напряжений в бетоне, который следует ограничивать в следствии того, что при количестве циклов n=1∙106 возможно получить разрушение образца в результате разрушения материала образца, т.е. на определенном цикле напряжений будут исчерпаны все остаточные деформации в результате уплотнения структуры, и бетон будет вести себя как упругий материал. А при увеличении циклов нагружения произойдет разрушение в результате энергии, накопленной в строительном материала.
Для учета работы бетона в таких условиях вводят понятие выносливости бетона. Производят специальные расчеты на выносливость.
16. Нормативные и расчетные диаграммы деформирования бетона при осевом сжатии.
В общем случае в качестве нормативной диаграммы деформирования бетона при расчете бетонных и железобетонных конструкций принято рассматривать полную идеализированную диаграмму с нисходящей ветвью, для которой значения напряжений в пиковой точке принимают равными нормативному сопротивлению бетона (fck) соответствующего класса по прочности при осевом сжатии.
Переход от нормативной к расчетной диаграмме деформирования производят путем замены нормативных сопротивлений расчетными, определяемыми по формуле:
коэффициент, учитывающий длительное действие нагрузки;
а) Полная идеализированная. Используется для нелинейных конструкций.
Здесь модуль упругости проходит через .
б) Линейно-параболическая. Используется при расчете по 1 группе пред. сост.
в) Билинейная. При второй группе предельных состояний.
17. Диаграмма деформирования бетона при осевом растяжении.
Несмотря на обширные исследования, диаграммы деформирования бетона при осевом растяжении не включены ни в один нормативный документ по расчету железобетонных конструкций.
Поэтому расчетные методы, принятые в нормативных документах, основаны на допущении о том, что сопротивление бетона, располагаемого в растянутой зоне сечения, не учитывается в расчетных уравнениях. Некоторые расчетные модели используют единую кривую для описания зависимости между напряжениями и относительными деформациями бетона, как при сжатии, так и при растяжении.
Диаграмма имеет верхнюю точку которой соответствует
Восходящая ветвь:
,
Нисходящая ветвь:
При расчетах по 2 группе предельных состояний диаграмму приводят к прямолинейной зависимости.
18. Арматура для железобетонных конструкций ее назначение.
Арматура для ЖБК необходима для восприятия в основном растягивающих усилий, которые не могут быть восприняты при работе бетона.
**По назначению бывает: 1*рабочая продольная; 2*рабочая поперечная; 3*продольная конструктивная; 4*монтажная.
Рабочей арматурой назначают такую арматуру, которая устанавливается по расчету для восприятия растягивающих усилий. Кол-во и диаметр стержней определяется: *для продольной – расчетом на прочность по нормальным сечениям; *для поперечной – по наклонным на перерезывающие усилия.
Конструктивная арматура необходима:
1.для восприятия усадочных деформаций в бетоне
2.для более равномерного восприятия и распределения усилий в продольной ар-ре
3.для фиксации продольной ар-ры в проектном положении
Монтажная необходима для:
1.подъема и монтажа к-ий
2.восприятия растягивающих усилий на стадии транспортировки, монтажа, хранения
**По способу изготовления:
· Горячекатанная стержневая
· Холоднотянутая проволочная
В дальнейшем их можно упрочнять термическим или механическим способами.
**По виду поверхности: *гладкая, круглая; *периодического профиля
Гладкая выпускается диаметрами:3,4,5,6,8 – проволочная, от6 до 40 – стержневая.
Периодического профиля: 3,4,5,6 и от 6 до 40 соответственно.
Кроме этого используется различная жесткая арматура(трубы, Т, 2Т….)
19. Виды арматуры и арматурных изделий.
**По назначению бывает: 1*рабочая продольная; 2*рабочая поперечная; 3*продольная конструктивная; 4*монтажная.
**По способу изготовления:
· Горячекатанная стержневая
· Холоднотянутая проволочная
В дальнейшем их можно упрочнять термическим или механическим способами.
**По виду поверхности: *гладкая, круглая; *периодического профиля
Гладкая выпускается диаметрами:3,4,5,6,8 – проволочная, от6 до 40 – стержневая.
Периодического профиля: 3,4,5,6 и от 6 до 40 соответственно.
Кроме этого используется различная жесткая арматура(трубы, Т, 2Т….)
Проволочная и стержневая арматура в ЖБК может быть соединена с помощью сварки или с использованием вязальной проволоки, в результате чего получаются арматурные изделия. К арматурным изделиям относят каркасы и сетки.
Каркасы – арматурные изделия в результате соединения ар-ры диаметрами 5-40. Длина каркасов больше 2 других ее размеров.
По образованию каркасной формы: *плоские; *объемные.
По способу соединения стержней: *сварные; *вязанные
Сетки – арматурные изделия изготовленные из проволочной ар-ры 4-6мм или стержневой 8-22мм, которая имеет значительные размеры по ширине и длине. Выпускаются только в плоском варианте.
По способу изготовления: *сварные; *вязанные
Плоские сетки и каркасы исходя из условий транспортировки а также сортамента выпускают длиной до 12м. рулонные сетки выпускают длиной т.о. чтобы их масса не превышала 150кг.
20. Диаграмма деформирования арматуры.
Арматурную сталь в ЖБК подбирают т.о. чтобы обеспечить при своей работе на растяжение и сжатие достаточно высокие прочностные и деформативные свойства. Также предъявляются требования по корозиостойкости, свариваемости, ползучести, выносливости и гибкости.
МЯГКАЯ СТАЛЬ
В конце диаграммы .
Для расчета конструкций используется упрощенная с горизонтальной ветвью.
Для расчета сечений используется упрощенная с наклонной ветвью.
ВЫСОКОПРОЧНАЯ СТАЛЬ
нормативное временное сопротивление высокопрочной стали.
расчетное временное сопротивление высокопрочной стали.
етствующий остаточной деформации 0,1%.
Здесь упрощенная диаграмма переламывается в точке .
Основной деформативной характеристикой является модуль упругости:
.
21. Нормативные и расчетные сопротивления арматуры.
Арматура, применяемая для конструкций без предварительного напряжения.
В соответствии с требованиями норм в качестве ненапрягаемой арматуры железобетонных конструкций следует применять гладкую стержневую арматуру класса S240 и арматуру периодического профиля S400, S500.
Принятое условное обозначение класса арматуры является в достаточной степени информативным, так как в нем после буквенного обозначения (S) указана величина нормативного сопротивления арматуры, выраженная в МПа.
Для арматурных сталей, применяемых в ЖБК, установлены следующие прочностные характеристики:
а)мгновенная прочность на растяжение или временное сопротивление при разрыве .
б)нормативное временное сопротивление , определяемое по результатам испытания серии образцов (но не менее 15 штук) одного диаметра из одной марки стали с учетом статистической изменчивости с обеспеченностью не менее 0,95;
в) нормативное сопротивление арматуры – наименьшее контролируемое значение физического или условного предела текучести;
г) расчетное сопротивление арматуры ,
Арматура для предварительно напряженных конструкций
В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных конструкций следует применять стержни и канаты классов S800, S1200, S1400. По способу производства арматура может быть горячекатанной, термомеханически упрочненной и хо-лоднодеформированной.
Нормативное сопротивление высокопрочной напрягаемой арматуры – это наименьшее контролируемое значение условного предела текучести, равного значению напряжения, соответствующего остаточному относительному удлинению 0,1 %.
Расчетное сопротивление напрягаемой арматуры
учитывает неравномерность распределения напряжения по длине стержня.(0,8)
учитывает снижение сопротивления ар-ры в случае использования ее в сварных каркасах(0,9)
22. Классификация арматуры.
В ЖБК стальную арматуру объединяют в классы т.о. чтобы марки сталей из которых она будет получена имели примерно одинаковые как прочностные, так и деформативные хар-ки, определяемые для мягких сталей по физическому пределу текучести, для высокопрочных – по нормативному временному сопротивлению.
· Стержневая ненапрягаемая арматура а также мягкая проволочная
· Напрягаемая стержневая
етствующий остаточной деформации 0,1%.
· Высокопрочная проволочная, а также канаты
нормативное временное сопротивление;
канаты
проволока
кол-во проволок в канате
Число показывает категорию по релаксационному классу
1. Обычная стержневая арматура S240. . Гладкая, круглого профиля.
2. Стержневая арматура А300. . . Периодического профиля с рисунком поперечных ребер ввиде 2 винтовой спиральной навивки.
3. S400 – основная арматурная сталь. . . Периодического профиля с рисунком «в ёлочку».
4. S500. с рисунком «в ёлочку».
5. Высокопрочная стержневая S540. Получена упрочнением вытяжкой S400. Рядом с ней в конструкции несвязный каркас.
6. S800,S1200 в ёлочку.
23. Соединения арматуры.
По длине арматурные стержни могут соединяться внахлест или сваркой.
Сварные соединения:
· Контактная сварка ( )
· Ванная сварка
· Соединения с накладками
Соединения внахлест применяются:
· Для арматурных сеток в рабочем и не рабочем направлениях
· Для продольных стержней из высокопрочной арматуры в зонах с неполным использованием прочностных характеристик.
24. Сцепление арматуры с бетоном и методы увеличения сцепления при анкеровке арматуры.
Основным фактором, обеспечивающим совместную работу арматуры и бетона в конструкции, является надежное сцепление арматуры с бетоном. Снижение сцепления арматуры с бетоном приводит к чрезмерному раскрытию трещин, уменьшению жесткости и прочности конструкции.
Работая совместно с гибкими арматурными стержнями, бетон, кроме того, обеспечивает их защиту от коррозии и от действия высоких температур. Совместная работа бетона и арматуры в железобетонной конструкции становится возможной благодаря выполнению следующих условий:
* бетон и арматура имеют достаточно близкие значения коэффициента температурного расширения;
* силы сцепления, возникающие по границе контакта между бетоном и арматурой обеспечивают выполнение условия равенства деформаций арматуры и бетона при действии усилий от нагрузок.
Совместная работа арматуры и бетона обусловлена, кроме того, правильным определением необходимого количества арматуры, размещаемой в конструкции.
Конструктивно анкеровку арматурных стержней можно повысить:
1) устройство лапок 2) устройство петель
3) устройство крюков 4) за гранью опоры должно быть хо 2 попер.стержня
5) дополнительные элементы анкеровки
25. Защитный слой бетона и конструктивные требования при установке арматуры.
Защитный слой бетона получают путем искуственного удаления вглубь сечения арматурных стержней продольной и поперечной арматуры на величину, которая устанавливается согласно требованиям стандартов. Защитный слой необходим:
1)для вовлечения в совместную работу бетона и арматуры
2)для защиты арматуры от коррозии.
минимальная величина защитного слоя бетона, определяемая исходя из требований сцепления ар-ры с бетоном.
определяется исходя из требований по условиям эксплуатации и класса ответственности конструкции: X0 15 мм; XC1 20 мм; XC2 25 мм;
Для элементов с высокопрочным армированием величину защитного слоя увеличивают не менее чем на 5мм.
Расстояние между стержнями арматуры должно быть:
От стенки к-ии до ближайшего продольного стержня 15, до торца стержня – 5.
26. Коррозия железобетона и меры защиты.
Коррозионная стойкость железобетонных элементов зависит от плотности бетона и степени агрессивности среды.
Коррозия бетона, имеющего недостаточную плотность, может происходить от воздействия фильтрующей, особенно мягкой воды, которая растворяет составляющую часть цементного камня — гидрат окиси кальция. Наибольшей растворяющей способностью обладает мягкая вода. Внешним признаком такой коррозии бетона являются белые хлопья на его поверхности.
Другой вид коррозии бетона возникает под влиянием газовой или жидкой агрессивной среды: кислых газов в сочетании с повышенной влажностью, растворов кислот, сернокислых солей и др. При взаимодействии кислоты с гидратом окиси кальция цементного камня бетон разрушается. Продукты химического взаимодействия агрессивной среды и бетона, кристаллизуясь, постепенно заполняют поры и каналы бетона, приводят к разрыву их стенок и быстрому разрушению бетона. Наиболее вредны для бетона соли ряда кислот, особенно серной; они образуют в цементе сульфат кальция и алюминия. Сульфатоалюминат кальция, растворяясь, вытекает и образует белые подтеки на поверхности бетона. Весьма агрессивны грунтовые воды, содержащие сернокислотный кальций, а также воды с магнезиальными и аммиачными солями. Морская вода при систематическом воздействии оказывает вредное влияние па бетон, поскольку содержит сульфатомагнезит, хлористую магнезию и другие вредные соли.
Коррозия арматуры (ржавление) происходит в результате химического и электролитического воздействия окружающей среды. Она обычно протекает одновременно с коррозией бетона, но может протекать и независимо от нее. Продукт коррозии стали имеет больший объем, чем арматура, в результате чего создается значительное радиальное давление на окружающий слой бетона.
Мерами зашиты от коррозии ЖБК являются:
· снижение фильтрующей способности бетона введением специальных добавок;
· повышение плотности бетона;
· увеличение толщины защитного слоя бетона;
· применение лакокрасочных пли мастичных покрытий, оклеечной изоляции;
· замена портландцемента глиноземистым цементом;
· применение специального кислотостойкого бетона.
27. Метод расчета по предельным состояниям.
Основной метод расчета любых конструкций.
Предельное – такое состояние конструкции, после достижения которого она перестает удовлетворять требованиям по несущей способности и требованиям по пригодности нормальной эксплуатации конструкции.