Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня
Задание 1. Студенту предложили синтезировать сложный эфир, предоставив следующие вещества: спирт, кислоту, альдегид, амин. Что он использовал, выполнив задание?
А. Кислоту и амин
В. Только кислоту
С. Только спирт
D. Спирт и альдегид
Е. Спирт и кислоту
Задание 2. Лабораторный анализ после гидролиза вещества выявил в гидролизате аденин, рибозу и фосфорную кислоту. Какой структуры исходное вещество?
А. Пептид
В. Нуклеозид
С. Мононуклеотид
D. Пентозофосфат
Е. Гликозаминогликан
Задание 3. Для определение пирувата его нужно превратить в гидразон по реакции:
СН3 NH-NH 2
I I NO2
С=О + O2 N
I → гидразон
СООН
Какими функциональными группами реагируют вещества?
А. -СООН группой пирувата и -NO2 группой гидразина
В. О
II
-С- группой пирувата и -NO2 группой гидразина
C. -СООН группой пирувата и -NН2 группой гидразина
D. О группой пирувата и -NН2 группой гидразина
II
-C-
Е. О группой пирувата и - группой гидразина
II
-С-
Задание 4. Образуемая при работе в мышцах молочная кислота в покое частично превращается в пировиноградную, отдавая водород, в реакции называемой:
А. Дегидратацией
В. Дегидрированием
С. Гидрированием
D. Гидратацией
Е. Гидролизом
Задание 5. Изобразите структуру аденозинмонофосфата, тристеарата и уксусно-этилового эфира. Укажите, какой тип связи есть только у одного из этих соединений.
А.a-Гликозидо-гликозидная
В.Сложноэфирная
С.b-N-гликозидная
D.Пептидная
Е.Дисульфидная
Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:
1 - Е, 2 - С, 3 - D, 4 - В.
Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:
1.Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М.: Медицина, 1991. – С.55-71.
2.Тюкавкина Н.А. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии. - М.: Медицина, 1985. - С.27.
3..Лекции по биоорганической химии.
Содержание обучения
Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).
Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:
1.Понятие и классификация витаминов.
2.Причины гипо-, авитаминозов, понятие об антивитаминах и провитаминах.
3.Структура, свойства, биологическая роль, признаки авитаминозов витаминов В1 , В2 , В6 и РР.
4. Методы определения коферментной функции витаминов В1 и РР.
Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:
Обязательная литература
1.Губський Ю.Г. Біологічна хімія. - Київ-Тернопіль.: Укрмедкнига, 2000.- С. 89-92, 209-210, 399-404.
2.Тестовые задания по биологической химии/ Под ред. Б.Г.Борзенко. - Донецк, 2000. - С. 3-44.
3.Лекции по биохимии.
4.Граф логической структуры (Приложение 1).
5.Инструкция к практическому занятию .
Дополнительная литература
1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина, 1998. - С. 204-210, 220-228.
2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия.-М.: Медицина, 1990. - С. 133-137, 147-153.
3.Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: ООО «Медицинское мнформационное агентство», 1998. - С. 169-172.
4. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. - М.: Мир, 1993. – С. 63-66
5.Ленинджер А.Основы биохимии.- М.: Мир, 1985, т. 1. - С. 273-281 После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается решить следующие целевые обучающие задачи. Правильность решения задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.
Целевые обучающие задачи
Задача 1. Больному нейродермитом врач заменил пиридоксин на пиридоксальфосфат, объясняя это лучшим терапевтическим эффектом. Напишите структуру этих соединений и объясните, что учитывал врач.
А. Лучшее всасывание в ЖКТ
В. Особенности химической структуры
С. Биологически активную (коферментную) форму
D. Лучший транспорт кровью
Е. Более медленное разрушение в организме.
Задача 2. Подтверждением диагноза бери-бери, поставленного врачом, послужил результат анализа мочи, показавший :
А. Повышенное показание оксалата
В. Повышенное количество лактата
С. Повышенное количество ацетоацетата
D. Повышенное количество пирувата
Е. Повышенное количество глутамата
Задача 3. На ферме, разводящей чернобурых лис, у вполне здоровых животных, которые находятся на полноценном и достаточном рационе, стали появляться симптомы полиневрита. Анализ показал наличие тиаминазы в рыбе, которой кормили животных. В чем причина авитаминоза?
А.Поступление в организм антивитамина
В.Угнетение микрофлоры кишечника
С.Дефект ферментов синтеза кофермента
D.Повышенное разрушение витамина
Е.Нарушение всасывания витамина в ЖКТ
Задача 4. У подопытных крыс, находящихся на особом рационе питания, развился паралич конечностей. При вскрытии тушек крыс в крови, мозгу и других органах обнаружили повышенное содержание пировиноградной кислоты. Нарушение какой реакции к этому привело?
А. Трансаминирования
В. Гидролиза
С. Окислительного декарбоксилирования
D. Карбоксилирования
Е. Гидрирования
Задача 5. В эксперименте изучали механизм действия аминотрансферазы. Фермент готовили из апофермента и кофермента. Какой кофермент использовался?
А. ТПФ
В. ФМН
С. ФАД
D. НАД
Е. ФП
Задача 6. Как было установлено, синдром Вернике-Корсакова, проявляющийся нарушением тонуса мышц конечностей, снижением умственной способности и дезориентацией, связан с нарушением прочной связи апофермента и кофермента в ферменте транскетолазе. Симптомы этого синдрома могут проявиться у алкоголиков вследствии снижения поступления в организм одного из витаминов. Какого именно?
А. Рибофлавин
В. Тиамин
С. Пиридоксин
D. Никотинамид
Е. Пиридоксаль
Задача 7. У больного туберкулезом после курса лечения изониазидом, антагонистом пиридоксина, лабораторно подтверждена аминоацидурия. Нарушение каких метаболических реакций является побочным эффектом препарата?
А. Трансаминирование аминокислот
В. Окислительное дезаминирование аминокислот
С. Трансметилирование аминокислот
D. b-окисление высших жирных кислот
Е. Обезвреживание биогенных аминов
Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.
Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:
1 – С; 3 – D; 4 – С.
Инструкция к практическому занятию «Изучение коферментной функции витаминов».
Работа І. Изучение коферментной функции витамина В1
Принцип метода: активность фермента пируватдекарбоксилазы устанавливается по убыли сустрата, количество которого определяется качественной реакцией.
Материальное обеспечение:
Апофермент декарбоксилаза
ТДФ
Буферный раствор рН 6,8
Динитрофенилгидразин
Штативы, пробирки, пипетки, термостат
Ход работы: в контрольную и опытную пробирки вносят следующие реагенты:
Содержание пробирок Контроль Опыт
1.Апофермент пируватдекарбоксилазы 0,5мл 0,5 мл
2.Тиаминдифосфат - 1,0
3.Буферный раствор рН 6,8 1,0 1,0
4.Пируват 1,0 1,0
Содержимое обеих пробирок инкубируют 15 минут при +37 град. С.
После инкубации выполняют качественную реакцию на пируват, добавляя:
5.Динитрофенилгидразин 1,0 1,0
Окраска растворов:
В присутствии пировиноградной кислоты появляется розовое окрашивание.
ВЫВОДЫ:
Работа ІІ «Изучение коферментной функции витамина РР»
Принцип метода: активность ферментов ЛДГ и пируватдекарбоксилазы определяется по убыли субстрата, об активности которого судят по качественной реакции.
Материальное обеспечение:
апофермент пируватдекарбоксилаза
ТДД, ПВК, буферный раствор рН 7,4
Динитрофенилгидразин
Пробирки, пипетки, штативы, термостат
Ход работы :
Содержание пробирок Контроль Опыт
1.Апофермент лактатдегидрогеназы 0,5 0,5
2.НАД - 1,0
3.Буферный раствор рН 7,4 1,0 1,0
4.Лактат 1,0 1,0
5.Бидистиллированная вода 1,0
Содержимое обеих пробирок инкубируют 15 минут при + 37 град С.
После инкубации выполняют качественную реакцию на лактат с реактивом Уффельмана.
Окраска растворов:
В обеих пробирках проводят реакцию Уффельмана на молочную кислоту.
Для этого вначале готовится реактив Уффельмана: к 20 кап. 1% раствора фенола необходимо добавить 1-2 капли раствора хлорного железа. Получается раствор, окрашенный в фиолетовый
цвет, - фенолят железа .
Раствор фенолята железа делят на две части. К одной из них приливают содержимое контрольной пробы, к другой – содержимое опытной пробы. В присутствии молочной кислоты фиолетовая окраска переходит в желто-зеленую благодаря образованию молочнокислого железа.
ВЫВОДЫ:
Подрись преподавателя:
Приложение 1
Граф логической структуры
В1 ТПФ
Вит В2 ФМН
ФАД
В6 Ф П
РР НАД
НАДФ