Виды передачи генетической информации

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить механизмы хранения и передачи генетической информации, а также патогенез некоторых наследственных и приобретенных заболеваний, связанных с нарушением обмена нуклеиновых кислот.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:

1. Виды передачи генетической информации. Молекулярная догма.

2. Биосинтез ДНК- репликация. Общий принцип матричного синтеза: сущность полуконсервативного механизма репликации: условия, ферменты. Представление о молекулярном механизме биосинтеза ДНК.

3. Ошибки репликации. Репарация. Дефекты репарационных систем и наследственные болезни.

4. Биосинтез РНК – транскрипция: условия, Особенности РНК-полимеразы.

5. Понятие о транскриптоне. Процессинг РНК. «Издержки» транскрипции.

Домашнее задание:

1.Написать схему репликативной вилки, при этом обращать внимание:

- на наличие 3¢ -5¢ –концов

- указать лидирующую и отстающую цепи, уметь пояснить, почему.

- указать главный фермент репликации, а также субстраты для него.

2. Написать участок траскриптона, назвать его функциональные участки и отметить их биологическую роль.

3. Показать схему процессинга, обратить внимание на ферментную систему этого процесса.

Решить ситуационные задачи

1.Что определяется соотношением Г+Ц и А+Т в составе ДНК? Почему этот показатель может характеризовать филогенетические особенности различных видов животных (коэффициент специфичности дДНК)?

2.Уотсон и Крик установили, что спираль ДНК имеет следующее строение: две полинуклеотидных цепи уложены в правильную спираль диаметром,примерно 20 А, которая делает полный оборот каждые 3 А. Расстояние

между нуклеотидами 3-4 А (на виток 10 нуклеотидов). Какой из перечисленных пораметров позволил прийти к выводу, что между пуриновыми и пиримидиновыми нуклеотидами двух цепочек ДНК существуют комплементарные отношения?

3.Клетки содержат больше различных видов мРНК или тРНК?

4.Какие особенности рРНК позволили исключить возможность их участия в синтезе белка в качестве матрицы?

5.Известно, что тРНК содержат большое количество минорных нуклеотидов. Зная структуру тРНК, можно ли предположить вероятное расположение необычных нуклеотидов?

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лекции по биохимии

2. Северин Е.С. Биохимия. М. 2003

3. Северин Е. С. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. М. 2001

4. Березов Т.Т., Коровкин В.Ф. Биологическая химия, 1982.

5. Строев В.А. Биологическая химия. 1986.

6. Николаев А.Я. Биологическая химия.1989.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека. М. 1980

2. Мецлер Д. Биохимия. М. 1980

3. Альбертс с соавт. Молекулярная биология клетки. М.1994.

Занятие 14

Обмен белков

Цель занятия изучить физиологическую роль белков, источники и потребность в белках; ферментный состав пищеварительных соков, участвующих в переваривании белков (желудочного, дуоденального и кишечного), химизм процессов переваривания белков. Изучить особенности биосинтеза белка и его регуляцию

ПЕРЕВАРИВАНИЕ, ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ, СИНТЕЗ БЕЛКА

1. Протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта (пепсин, химотрипсин, трипсин, эластаза, карбоксипептидазы, аминопептидаза, дипептидаза).

2. Механизмы выработки, активации и действия выше перечисленных ферментов.

3. Промежуточные и конечные продукты переваривания белков и их всасывание.

4. Гниение белков в кишечнике и обезвреживание продуктов гниения.

5. Биосинтез белка.

А) Цитозольный этап:

- активация аминокислот, образование ацил-т-РНК, двойная специфичность ферментов АРС- аз;

- характеристика т- РНК, м-РНК, р-РНК;

- современные представления о структуре рибосом.

Б) Рибосомальный этап синтеза белка:

- механизм инициации, сборка инициирующего комплекса;

- фаза элонгации;

- фаза терминации;

В) Посттрансляционная модификация полипептидов,(процессинг).

6. Регуляция биосинтеза белка на уровне транскрипции (индукция и репрессия) на примерах лактозного и гистидинового оперона

7. Генетический код.

8. Молекулярные болезни, классификация.

Наши рекомендации