Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В РФ действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Ее деятельность базируется на:

1) признании факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

2) соблюдении принципа превентивности безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

3) приоритетепрофилактической работы; комплексном подходе при формировании системы, т. е. учете всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

4) построении системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и пяти уровней (федерального, регионального, территориального, местного, объектового).

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, а также на силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС

состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково‑спасательных и аварийно‑восстановительных формирований федеральных и других организаций (Минсельхоза, Росгидромета, Минприроды, соединений гражданской обороны, служб МЧС, Минобороны, Минпромэнерго и т. д.). Система РСЧС функционирует в трех режимах.

1. Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно‑промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2. Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогнозов о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

3. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении одного из режимов принимают Правительство РФ, МЧС или комиссии по ЧС.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

58. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО‑ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Подготовка инженерно‑технических работников (ИТР) всех специальностей по нормативным требованиям безопасности обязательна; создаваемая и эксплуатируемая техника и технология являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая новую технику, инженер обязан не только обеспечить ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф, используя новые технологии.

Поскольку повышение экологичности современных технических систем часто достигается применениями экобиозащитной техники, инженер обязан знать, уметь применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. Инженер должен понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, включающие получение и переработку сырья, выпуск продукции, утилизацию и захоронение отходов, а в области безопасности – системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.

Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований.

Этими знаниями должны владеть специалисты всех отраслей экономики, специалисты в области энергетики, транспорта, металлургии, химии и ряда других отраслей промышленного производства, специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности технических объектов, мониторингу окружающей среды в регионах, эксперты по оценке безопасности техносферы и экологичности технических объектов, проектов и планов; инженеры – разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основными задачами деятельности таких специалистов должны быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (через нее и охрана здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

1) нормативы качества окружающей среды.

К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического и биологического): предельно допустимая концентрация вредных веществ, предельно допустимый выброс, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.;

2) экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющие на окружающую среду;

3) органы охраны окружающей среды и санэпидна‑дзора имеют право осуществлять экологический контроль и накладывать запреты на осуществление деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объектов, а также привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения. Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы. При этом ведется контроль за состоянием атмосферы, гидросферы и почвы вблизи транспортных магистралей и предприятий санитарно‑промышленными лабораториями.

Механизм исполнения этих требований выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно‑правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий при начислении налогов, что является прямым экологическим стимулом в охране окружающей природной среде.

Целями решения экологических задач являются рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.

60. НОРМАТИВНО‑ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЖД

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства, где установлено, что в РФ охраняется труд и здоровье людей; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

В состав этих основ входит: экологическая безопасность, охрана труда и чрезвычайные ситуации.

1. Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона 1992 г. «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.

Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения). Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.

2. Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально‑экономические, организационно‑технические, санитарно‑гигиенические, лечебно‑профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные направления государственной политики в области охраны труда: 1) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий; 2) установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; 3) защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и другие.

3. Чрезвычайные ситуации. С 1998 г. действует Федеральный закон «О гражданской обороне». Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Основные задачи ГО: 1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; 5) проведение аварийно‑спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения и т. п.

Наши рекомендации