Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

6. организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Имеет пять уровней:

· федеральный (вся территория Российской Федерации): управление – гос. органы исполнительной власти, силы – федерального центра, средства – федерального бюджета),

· межрегиональный (территория субъекта Российской Федерации) – силы Фед. округа, средства субъекта РФ, орган управления – Фед. округа),

· территориальный (межмуниципальный): управление – органы испол. власти субъекта РФ, силы – субъекта РФ, средства – бюджет субъекта РФ),

· муниципальный: управление и силы – органы местного самоуправления, , средства – муниципального бюджета),

· местный (локальный): управление – руководство предприятия, собственными силами и средствами)

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:

· силы и средства наблюдения и контроля (органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей);

· силы и средства ликвидации последствий ЧС (военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно восстановительные формирования федеральных и других организаций; военизированные противоградовые и противолавинные служб Росгидромета и т.п.).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. повседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпи­демий);

2. повышенной готовности (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возмож­ности возникновения ЧС);

3. чрезвычайный (при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций).

  • Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.2):

- Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  • Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.3)

- Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

  • Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.4)

Тема: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В последние десятилетия во всем мире интенсивно развивается научно-практическое направление «медицина катастроф», связанное с оказанием экстренной медицинской помощи (ЭМП) одновременно большому числу пораженных. Медицина катастроф является составной частью системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.

Опыт мирового сообщества по управлению экстренными медицинскими силами ЧС, организации федерального и регионального уровней управления и их взаимодействия представляет значительный интерес.

Системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации стали создаваться в различных странах после ряда крупных химических аварий (г. Бхопал, Индия, 1984 г.; г. Сезево, Италия, 1975 г.; г. Аббистед, Великобритания, 1984 г. и др.). В США со второй половины 80-х гг. Агентство окружающей среды ведет интенсивную работу по созданию системы быстрого реагирования при химических авариях.

Изучение зарубежного опыта показывает, что для каждой страны характерны свои особенности в создании систем защиты и спасения населения при ЧС. И хотя большинство авторов отмечает, что лучших результатов можно достичь при централизованном руководстве, опыт Франции свидетельствует об обратном.

Учитывая накопленный опыт по ликвидации медицинских последствий аварий и катастроф, специалисты на первый план выдвигают профессиональную подготовку кадров, заблаговременное проведение мероприятий по обеспечению материально-технической базы, связь и взаимодействие различных аварийно-спасательных служб, а также международное сотрудничество.

Соединенные Штаты Америки

На государственном уровне за разработку мероприятий и определение общей политики предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий отвечает несколько ведомств, подчиняющихся непосредственно президенту страны.

ü Основным ведомством, которому отводится главная роль при катастрофах, является FEMA (Federal Emergency Management Agency):

· координирует деятельность органов гражданской обороны штатов, федеральных министерств и ведомств (министерства энергетики, министерства транспорта и др.) и предприятий частного сектора.

· обеспечивает подготовку кадров, обучение населения и распространение информации по вопросам ГО,

· проведение научно-исследовательских работ,

· решение задач по борьбе с терроризмом,

· контроль за использованием электронных средств массовой информации в период чрезвычайного положения,

· взаимодействия с Вооруженными силами.

FEMA непосредственно связано с региональными центрами и центрами чрезвычайного реагирования штатов. Городской центр взаимосвязан со следующими агентствами и организациями: управлением коммунального хозяйства, школами, воинскими частями, больницами и другими медицинскими учреждениями, в том числе и военными, Американским отделением Красного Креста, Армией спасения, страховыми агентствами, пожарными агентствами, окружными следственными отделами, местными радиолюбительскими обществами, транспортными агентствами.

ü Медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях в США осуществляется в рамках Национальной системы медицины катастроф (National Disaster Medical System — NDMS).

Ответственными за NDMS являются министерство здравоохранения и социального обеспечения и министерство обороны. Материальную поддержку оказывают FEMA и Комитет ветеранов.

NDMS занимается

· планированием организационных, эвакуационных, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий,

· организацией отрядов специализированной медицинской помощи и распределением пораженных по госпиталям в случае возникновения бедствия.

ü В соответствии с директивой президента министерство здравоохранения и социального обеспечения, ответственное за медицинское обеспечение гражданского населения при возникновении ЧС, осуществляет руководство медицинской службой ГО.

Франция

Принята децентрализованная форма координации спасательных работ. Каждый департамент и крупный населенный пункт имеет собственную специальную систему сил и средств для ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий, приводящих к появлению большого числа пострадавших.

Сигнал о катастрофе поступает сначала в полицию, а затем передается в Центральный совет по организации и помощи службам префектуры.

ü Неотложная медицинская служба — SAMU:

На каждом из 97 пунктов круглосуточно дежурят терапевты, хирурги, анестезиологи-реаниматологи и средний медицинский персонал. Кроме того, SAMU укомплектована специалистами, постоянно работающими в других учреждениях (медицинских, полицейских, пожарных, транспортных и др.) и прошедшими специальную подготовку по 400-часовой программе. В специализированных командах скорой медицинской помощи дипломированные спасатели берут на себя функции руководителей таких команд, а медицинский персонал в них выполняет только свои непосредственные обязанности.

ü Важную роль в системе оказания экстренной помощи людям, пострадавшим в результате ЧС, играют формирования добровольных спасателей, очень популярные во Франции в настоящее время. Французские ассоциации добровольных спасателей показали на деле свою эффективность, особенно в тех случаях, когда эти добровольные формирования были обеспечены необходимым снаряжением.

Массовое движение по оказанию первой помощи, как считают во Франции, должно развиваться. Созданию формирований спасателей уделяют большое внимание, оказывают помощь и поддержку государство, власти департаментов и городов.

Как считают во Франции, цель оказания первой помощи — принятие всех необходимых мер экстренной помощи при угрозе жизненным функциям организма. Дипломированный спасатель должен уметь вывести человека из критического состояния. Хорошо подготовленные спасатели включаются в спасательные мероприятия в случае крупных катастроф.

Германия

система скорой помощи при чрезвычайных ситуациях включает элементы медицины катастроф США и Франции.

В случае катастрофы для оказания помощи вместе с полицией привлекаются все федеральные и коммунальные службы, пожарные части, а также вспомогательные службы и благотворительные союзы.

Например, в Баварии существует около 7800 добровольных пожарных команд, насчитывающих примерно 348 тыс. пожарных, 6 профессиональных и около 400 заводских и производственных пожарных команд. В их компетенцию входит не только противопожарная защита, но и оказание технической помощи.

ü Среди добровольных вспомогательных служб наиболее крупной организацией является Баварский Красный Крест, который для региональных крупномасштабных случаев располагает в качестве федерального резерва поездом помощи «Бавария». Поезд обеспечивает оказание помощи примерно 4 тыс. лиц по линии медицинской службы и службы обслуживания. Кроме того, он располагает 19-ю полностью оснащенными инфекционными госпиталями.

Швеция

ü Служба неотложной медицинской помощи при катастрофах находится в ведении пожарного управления министерства внутренних дел страны.

ü Шведская ассоциация неотложной медицинской помощи

проводится усиленный курс для службы скорой помощи и спасателей. Цель обучения — выработка навыков оказания помощи пострадавшим при пожарах и взрывах, разрушениях конструкций, оползнях, наводнениях и штормах, дорожно-транспортных происшествиях, радиоактивном заражении местности, утечках нефти и опасных химических веществ.

ü Национальное управление спасательных служб, руководящее в чрезвычайных ситуациях аварийными работами спасателей 284 местных органов самоуправления.

Оно несет ответственность за организацию и обучение муниципальных и спасательных служб коммун, оказывает справочно-консультативную помощь при их работе в экстремальных ситуациях, обеспечивает население всей необходимой информацией и др.

В чрезвычайных ситуациях медицинские учреждения Швеции переходят в подчинение командования гражданской обороны соответствующего уровня и готовы принять до 200 тысяч пораженных (общая численность населения — 8 млн человек). Кроме того, могут быть развернуты 92 стационарных, 90 временных госпиталей и 76 отдельных медицинских пунктов. Для этого на государственных, муниципальных складах и складах коммун созданы соответствующие запасы медикаментов, медицинского оборудования и других материальных средств.

Великобритания

ü центральным органом, координирующим действия аварийно-спасательной службы в стране, является министерство внутренних дел.

ü В составе правительства, кроме министерства внутренних дел, в координации подготовки и проведения аварийно-спасательных работ участвует ведущее министерство, в ведении которого находится район или объект, оказавшийся в зоне бедствия. Наряду с министерством внутренних дел оно информирует о происшествии и ходе ликвидации его последствий правительство, парламент и население. При крупных бедствиях после оценки ведущим министерством масштаба и характера создавшейся чрезвычайной ситуации кабинет министров вырабатывает необходимые решения по проведению спасательных работ и оказанию помощи местным властям, соответствующим службам и населению.

Бельгия

ü система реагирования при возникновении ЧС включает 5 центров кризисных ситуаций, укомплектованных профессиональными специалистами. Руководит ими министерство внутренних дел страны. Центры оснащены необходимыми техническими средствами локализации аварий и спасения людей.

ü Управление силами и средствами потенциально опасных объектов, а также кризисных центров осуществляется в единой системе информационного обеспечения.

ü Подготовка аварийно-спасательных подразделений и специалистов предприятий организована на базе специального центра, оснащенного необходимым оборудованием и укомплектованного квалифицированными преподавателями. В нем имеется полигон, учебные места для отработки практических действий в чрезвычайной обстановке.

В Бельгии создана серьезная законодательная база в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения:

- Только в этой стране принят закон о налогообложении промышленных фирм, эксплуатирующих объекты повышенного риска.

- Система страхования также отличается от российской, являясь действенным экономическим рычагом, повышающим заинтересованность руководителей фирм в обеспечении безопасности своих объектов.

Голландия

национальный план предусматривает при возникновении ЧС использование 20 больниц, каждая из которых располагает бригадой экстренной медицинской помощи в составе хирурга, анестезиолога и двух медицинских сестер. При необходимости эти бригады направляются на место катастрофы и оказывают помощь пораженным (до 200 чел. в час).

Наши рекомендации