Правила работы в учебной микробиологической лаборатории
Работа в микробиологической лаборатории проводится с заразным материалом, что требует тщательности и соблюдения основных правил безопасности при ее выполнении:
а) на рабочем месте не должно быть посторонних предметов;
б) в помещении лаборатории запрещено курение, прием пищи, излишние разговоры, суета (что может привести к инфицированию, нарушить стерильность в работе);
в) работа проводится обязательно в халатах и шапочках;
г) каждый студент имеет в лаборатории постоянное рабочее место;
д) материал для работы раздает студентам дежурный по группе в присутствии преподавателя и в конце занятия собирает;
е) предметы, использованные в работе с живыми микробами, сразу обеззараживают: пипетки, стекла и другие инструменты погружают в дезраствор; петли прожигают в пламени горелки;
ж) если случайно разобьется пробирка или другая посуда с заразным материалом, студент должен немедленно сообщить преподавателю и вместе с ним провести обеззараживание;
з) в конце занятия студент обязан привести в порядок рабочее место, сдать материал дежурному, вымыть руки, представить альбом с зарисовками и протоколами для подписи преподавателю.
Самостоятельная работа студентов
Задание 1.Приготовление препаратов-мазков. Простые методы окраски. Результаты отразить в следующей таблице:
№ | Задача | Ход исследования | Результат |
Определить преобладающую по форме микрофлору зубного налета | а) приготовление мазка из зубного налета; б) окраска по Бурри; в) микроскопия | ||
Определить форму: а) бактерий в исследуемом материале на скошенном агаре; б) бульонной культуры | а) приготовление препарата; б) окраска простым методом; в) микроскопия, зарисовка | ||
В демонстрационных мазках | Микроскопия, зарисовка препарата |
Занятие 2
Методы микроскопического исследования микроорганизмов (продолжение). Структура бактериальной клетки.
Сложные методы окраски
Студент должен:
• знать:
- ультраструктуру бактериальной клетки;
- способы выявления структурных компонентов клетки;
• уметь:
- окрашивать мазки сложными методами (по Циль-Нильсену, Ожешки, Нейссеру, Бурри-Гинсу, Романовскому-Гимзе) для выявления клеточных структур;
- окрашивать мазки по методу Грама (для отличия одних видов бактерий от других, что является важным таксономическим признаком).
Вопросы для проверки исходного уровня знаний
1. Принципы классификации микроорганизмов. Особенности систематики бактерий. Систематизация бактерий в определителе Берджи.
2. Понятия «вид», «штамм», «культура», «клон», «популяция».
3. Основные анатомические структуры клетки прокариотов.
4. Клеточная стенка, ее строение у грамположительных и грамотрицательных бактерий, значение. Выявление клеточной стенки по методу Грама.
5. Строение цитоплазматической мембраны и мезосом бактериальной клетки, их роль в жизнедеятельности бактерий.
6. Нуклеоид бактерий, его отличия от ядер эукариотических клеток. Биологическая функция нуклеоида, его химическая природа, строение. Метод выявления нуклеоида по Романовскому-Гимзе.
7. Рибосомы бактерий, их химический состав, строение, функции.
8. Метод Циля-Нильсена, его сущность и техника окраски, практическое применение. Примеры кислоустойчивых патогенных бактерий.
9. Споры бактерий, образование, значение. Ультраструктура споры, ее прорастание. Окраска по методу Ожешко.
10. Капсулы и микрокапсулы бактерий, условия образования, химическая природа, значение, примеры патогенных капсулообразующих бактерий. Выявление капсул методом Бурри-Гинса.
11. Внутриплазматические включения бактерий, химическая природа, значение, примеры. Выявление включений валютина у дифтерийных палочек, сущность окраски по Нейссеру.
12. Жгутики бактерий, их строение, химический состав. Подразделения жгутиковых бактерий, примеры бактерий с различным типом расположения жгутиков. Методы выявления жгутиков (прямой; косвенный метод полужидких сред).
13. Ворсинки (фимбрии) бактерий, их строение, подразделение, значение. Хеморецепторы. Примеры.