Происхождение намывных россыпей

Намывные россыпи как новый источник получения золота и платины

Подъяконов - инженер, 1932 г

Инженер Подъяконов – журнал «Советская промышленность», №№ 3 – 4, 1932 г.

Это россыпи по косам и в руслах рек. Это, по терминологии горного инженера П. Яворовского, давшего им первое описание, так называемые«намывные россыпи».

ОСОБЕННОСТИ НАМЫВНЫХ РОССЫПЕЙ

Основная отличительная особенность «намывных россыпей» - крайняя мелкость заключаю­щихся в них зерен металла, достигающих в среднем 0,2 мм в поперечнике, их очень ча­стая своеобразная чешуйчатая, листоватая форма. Благодаря этим физическим свойствам, частицы металла вместе с мелкими продукта­ми выветривания, шлихом, песком и эфелем, очень легко переносятся водой на большие расстояния и осаждаются вместе с ними на речных косах, отмелях и в руслах речек. Од­нако, при громадной разнице в удельном весе, условия движения золотых ча­стиц и условия их осаждения совпадают с таковыми для остальных песчаных частиц аллю­вия, одновременно увлекаемых водным потоком. Они чувствительнее реагируют на изменение скорости течения, быстрее осаждаются и медленнее пускаются в новый путь. Поэтому во время движения наносов, содер­жащих раздробленное золото и платину, происходит непрерывно процесс обогащения, значительно увеличивающий процент содержания ценных металлов в общей массе потока наносов и особо концентрирующих его в наиболее благоприятных пунктах,в головках кос.

При доводке черных шлихов с наносным золотом на ручных промывальных приборах (на лотках и ковшах) можно наблюдать, как доведенное до чистоты золото вдруг всплывает со дна на поверхность воды, образуя на ней иногда сплошную пленку, которая вновь тонет при нажиме пальцем. Это сходство плавучести золотых и платиновых частиц требует чрезвы­чайного умения и большой осторожности при промывке намывных песков на ручных бутарах, где снос превышает 50 %. В то же время это свойство делает совершенно невозможной массовую промывку этих песков на обычного типа промывальных приборах-шлюзах и сто­лах. Всем известна и памятна попытка золотопромышленника Мордина, поставившего в 1907 году на р. Зее драгу для промывки кос и, несмотря на крайне высокое содержание, доходившее до 16 золотых рублей на м3, не получившего со столов золота.

Тем не менее, факт, что „косовое" золото и платина все-таки осаждаются из водного потока, указывает на то, что данное им название „плавучих" не совсем точно. Факт этот свидетельствует, что так называемый плавучий металл при своей крайней раздробленно­сти и часто специальной форме все-таки под­чиняется законам обогащения, происходящего в особых условиях замедленного движения вод­ной струи, и дает возможность применить к нему испытанный мною новый массовый прием обогащения, построенный на принципе осаждения золота в тяжелых искусственно взмученных смесях, а не на принципе осаждения из обладающей большой живой силой бы­стротекущей водной струи, на котором основаны все существующие приборы.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАМЫВНЫХ РОССЫПЕЙ

наряду с концентрированными выделениями золота в составе разного рода жил, лежащих в основании всех существующих золотых россыпей, образовавшихся в результате их же разрушения, золото зачастую содержится и в самых горных породах, проходящих в золотоносных районах. Содержание золота в них является крайне ничтожным, причем золотые частицы чрезвычайно мелки. Но при громадной массе, представляемой этими породами, залегающими иногда на десятках квадратных километров, абсолютное количество содержащихся в них запасов золота весьма значительно и достигает, несомненно, многих сотен тонн. Непрерывно идущие процессы вы­ветривания, нивелирующие целые горные хребты, разрушая эти золотоносные породы, освобождают заключенные в них частицы благородных металлов, которые вместе с другими продуктами разрушения, элювием и делювием постепенно сползают с долины и вступают в общий поток их аллювиальных отложений.

Золото, будучи значительно тяжелее многих других материалов, имеет тенденцию откладываться в определенных местах по движению потока. Такие отложения называются аллювиальными.

В отличие от крупного золота обычных россыпей, подвергающихся тому же процессу, плавучее золото не образует россыпей, а разносится по долине, распределяясь по всей массе ее отложений иногда на протяжении многих сотен километров.

так как на уничтожение золотоносной породы нужны целые геологические эпохи, продолжительность которых, по сравнению с человеческой деятельностью, является совершенно несоизмеримой, то с обычной человеческой точки зренияэтот источник питания аллювия мелким золотом мо­жет считаться неистощимым.

Это обстоятельство является также полной противоположностью при сравнении с обычным типом россыпей. Каждая из них, обязанная разрушению одной какой-нибудь жилы или свиты жил, представляет явление совершенно законченное. Запас металла в ней выражается в конкретных определенных цифрах и, будучи выработан, уже не может быть пополнен. Непрерывного питания у ней нет, и она не может восстанавливаться. Она истощима.

Признавая материнские горные породы глав­ным и основным источником происхождения мелкого золота и питания им долинного аллю­вия, нельзя отрицать некоторого участия в этом проникании в аллювий и мелкого золота, выделившегося из обычных россыпей в период их образования.

Содержась в горных породах, включающих золотоносные жилы, мелкое золото не может не содержаться и в самых жилах. И действительно, промывка доказывает, что почти в каждой россыпи в общей массе золота содержится известный процент плавучего золота. Процент этот обычно очень мал, благодаря тому, что россыпь, впредь до ее окончательного оформления в том виде, в каком мы с ней ознакомились, подвергалась в большинстве случаев неоднократным процессам переноса, перемыва и обо­гащения, при которых большая часть ее плавучего золота была уже отмыта вниз по бас­сейну реки и рассеяна в массе аллювия. Для всякой сформировавшейся россыпи процесс этого перемыва является законченным; отдав известную часть своею плавучего золота, рос­сыпь этим заканчивает питание им аллювия.

Как бы ни была богата жила плавучим зо­лотом, абсолютное его количество, не может быть значительным в виду относительно небольшого объема жильной массы, взятого по сравнению с общей массой включающих ее по­род. Однако можно допустить, что вблизи жильных выделений и самые породы содержат большой процент плавучего золота. Этим и объясняется, что наиболее богатые намывные россыпи, указывающие на большую насыщен­ность аллювия плавучим золотом, часто наблю­даются ниже особо богатых россыпей обыч­ного типа.

Всем известна сильно истертая, окатанная форма золотин многих россыпей, а также постепенное уменьшение крупности золота от вершины к низовьям долин.

. Таким об­разом, плавучее золото аллювия имеет в своем составе лишь небольшую часть золотин, веду­щих свое происхождение из золота жильных скоплений; основная его масса - золото из материнских горных пород.

Содержание плавучего золота в массах ал­лювия обычно настолько невелико, что залежи эти, как общее правило, не имеют промышлен­ного значения за очень редкими исключениями. Но и в этих последних содержание настолько мало (около 10 зол. коп. на м3), что даже при совершенных условиях работ оно стоит на гра­нице почти не промышленного и доступно лишь для наиболее совершенных механических способов эксплуатации, к сожалению, пока еще не нашедших в современных условиях доста­точного применения. Поэтому эти долинные от­ложения аллювия и не могут носить названия россыпей. Они являются как бы складом мате­риала, который при дальнейшем естественном его обогащении дает в результате так называ­емые, „намывные" россыпи, расположенные по косам и в руслах рек.

Наибольше содержание золота свойственно той полосе аллювия, которая проходит в районе материнских золотоносных пород. Но, бла­годаря чрезвычайной подвижности плавучего золота, весь аллювий части бассейна, лежащий ниже района вплоть до океанского устья, дол­жен являться также золотосодержащим, с тем лишь отличием, что по мере удаления от ма­теринского района и по мере того, как выне­сенный из него аллювий разубоживается мас­сами аллювия из боковых, пустых притоков, содержание все более и более падает, а вместе с тем падает и значение аллювия как матери­ала для образования «намывных» россыпей.

Процессом, посредством которого из непро­мышленного материала аллювия образуются имеющие промышленное значение «намывные» россыпи, является размывающее действие речного потока. Массы воды, несомые им во время половодий, подмывают образованные аллювием возвышенные берега русла, увлекают отмытые массы вниз по течению, измельчают и отсорти­ровывают их и откладывая в заводях и в ме­стах с замедленным течением, образуют отмели, косы и подвижные постели русла. При этом, как уже было указано, происходит энергичный процесс обогащения аллювия, совершенно ана­логично тому, как это имеет место на золото-промывальных приборах. В результате этого одни из частиц драгоценных металлов, осаждаясь быстрее, сосредоточиваются на косах, особенно в их изголовьях, образуя „косовые" россыпи, а другие частицы осаждаются на дне потока, образуя «русловые» россыпи. Как те, так и другие, благодаря своему большему обо­гащению металлом по сравнению с долинным аллювием, представляют уже значительный промышленный интерес.

Наши рекомендации