Электролиз растворов солей на инертных электродах
Ход и данные опыта
В опыте исследуется химическая активность Zn, Cu, Al в водных растворах CuSO4,, ZnSO4, Al2(SO4)3, FeCl3.
Выпишите из Приложения (табл.П.2) значения стандартных электродных потенциалов:
_______
_______
________
______
Перед практическим выполнением опыта проведите теоретическую оценку возможности протекания реакций в соответствии с условием самопроизвольного протекания окислительно-восстановительных реакций в водных растворах электролитов:
Уравнения теоретически возможных реакций в краткой ионной и молекулярной формах:
________________________________________________________________________________________________
В ходе эксперимента проводите только те реакции, которые были определены как теоретически возможные. Результаты наблюдений внесите в таблицу 1.
Таблица 1
CuSO4 | ZnSO4 | Al2(SO4)3 | FeCl3 (индикатор K3[Fe(CN)6]) | |
Zn | ||||
Cu | ||||
Al |
Анализа результатов опыта
1. Какой из исследованных металлов самый активный и какой наименее? Расположите исследуемые металлы по убыванию их активности в водных растворах. _______________________
2. Согласуются ли полученные результаты с прогнозом возможного протекания реакций и теоретическими положениями. Укажите влияние пассивирующих (оксидных) слоев на поверхности активных металлов на характер протекания окислительно-восстановительных реакций.
_______________________
_______________________
3. Сделайте вывод о химической активности металлов в зависимости от их положения в электрохимическом ряду напряжений.
________________________________________
2. Определение стандартной ЭДС химического гальванического элемента
Ход и данные опыта
Для выполнения данного опыта собран медно-цинковый гальванический элемент. Значение ЭДС определено с помощью измерительного прибора.
Епракт =
Дополните рисунок недостающей деталью. Обозначьте анод и катод. Покажите направление движения электронов во внешней цепи и ионов во внутренней цепи гальванического элемента.
Анализа результатов опыта
1.Составьте электрохимическую схему исследованного гальванического элемента в молекулярной и ионной формах, приведите уравнения анодно-катодных процессов и суммарное уравнение токообразующей реакции.
_______________________________________________________________________________
2. Используя данные Приложения (табл. П.2), рассчитайте значение стандартной ЭДСи сравните его с экспериментальным. Рассчитайте максимальную полезную работу (Ам) элемента, изменение свободной энергии Гиббса (∆G0) и константу равновесия (КР) токообразующей реакции.
______________________________________________________________________________
3. Не проводя эксперимента, рассчитайтезначения ЭДС исследуемого элемента при концентрациях растворов:
а) 0,001 М ZnSO4 и 1 М СuSO4; б)1 М ZnSO4 и 0,001 M СuSO4.
_______________________________________________________________________________________________
Сравните полученные значения ЭДС с величиной стандартной ЭДС и сделайте выводо влиянии концентраций потенциалопределяющих ионов на величины электродных потенциалов и значение ЭДС.
____________________________________________________________________________
4. Как изменятсяэлектродные процессы, если Zn- и Cu-электроды (оба) поместить в один и тот же раствор серной кислоты (H2SO4)? Как называется такой элемент? Ответ обосновать приведением электрохимической схемы элемента.
____________________________________________________________________________
5. Объясните, почему с течением времени в таком элементе значение ЭДС уменьшается? Какие виды поляризации имеют место в элементе Вольта? Какими способами можно уменьшить поляризацию и увеличить численное значение ЭДС?
____________________________________________________________________________________
6. Сделайте обобщающий вывод, от каких факторов зависит численное значение ЭДС химических гальванических элементов.
____________________________________________________________________________
Электролиз растворов солей на инертных электродах
Ход и данные опыта
В опыте исследуют реакции, протекающие на графитовых электродах при прохождении постоянного тока через растворы солей CuSO4, KI, NaCl. При выполнении работы используются: электролизер (U‑образная стеклянная трубка, закрепленная в штативе), графитовые электроды, выпрямитель тока Е‑24М или ИЭПП‑2 и 0,5 М растворы солей CuSO4, KI, NaCl.
3.1. Электролиз сульфата меди
Данные опыта
1. Опишите результаты наблюдений. Почему поверхность катода покрывается медью, как это связано с ее активностью?
______________________________________________________________________
2. Увеличение концентрации каких ионов в результате реакции у анода обусловило изменение рН раствора? Какой газ выделился на аноде? Окисляются ли кислородсодержащие ионы SO42– на аноде при данном напряжении?
___________________________________________________________________________________________________
Анализа результатов опыта
1. Составьте схему электролиза раствора CuSO4 на графитовых электродах:
______________________________________________________________________________
2. Как согласуются полученные результаты с теоретическими положениями?
________________________________________________
3.2. Электролиз хлорида натрия
Данные опыта
1. Опишите результаты наблюдений. Почему на катоде не выделился металлический натрий? Увеличение концентрации каких ионов в результате реакции у катода обусловило изменение окраски фенолфталеина в малиновый цвет? Как изменится при этом значение рНэлектролита? Какой газ выделился на катоде?
__________________________________________________________________________
2. Объясните, почему раствор в анодном пространстве окрасился в синий цвет?Какие частицы окислились на аноде? Запишите уравнение качественной реакции на молекулярный хлор.
__________________________________________________________________________________
Анализа результатов опыта
1. Cоставьте схему электролиза раствора NaCl на графитовых электродах:
________________________________________________________________________
2. Как согласуются полученные результаты с теоретическими положениями?
____________________________________________________________________________
3.3. Электролиз иодида калия
Данные опыта
1. Опишите результаты наблюдений. Почему на катоде не выделился металлический калий? Увеличение концентрации каких ионов в результате реакции у катода обусловило изменение окраски фенолфталеина в малиновый цвет? Как изменится при этом значение рНэлектролита? Какой газ выделился на катоде?
______________________________________________________________________
2. Почему раствор в анодном пространстве окрасился в синий цвет? Какие частицы окислились на аноде?
____________________________________________________________________
Анализа результатов опыта
1. Составьте схему электролиза раствора KI на графитовых электродах:
____________________________________________________________________________
2. Как согласуются полученные результаты с теоретическими положениями?
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Сделайте обобщающий выводоб особенностях процессов электролиза на инертных электродах. Укажите, какие основные факторы определили характер катодных и анодных реакций в проведенных опытах.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы
1. На основании указанного состава гальванических элементов Pt, H2 |2H+ || Cu2+ | Cu и Cu | Cu 2+ || Ag+ | Ag определите анод и катод, заряды на электродах. Напишите схемы элементов. Вычислите для каждого элемента Е0 и Ам, G0298 протекающих в них реакций.
__________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте схему гальванического элемента при CAg+ = 10–1 моль/л у одного электрода и С Ag+ = 10–4 моль/л у другого электрода. Определите анод и катод. Рассчитайте ЭДС элемента и ∆G. Какой из указанных электродов нужно взять для получения наибольшей ЭДС со стандартным водородным электродом? Составьте схему этого элемента, рассчитайте ЭДС.
__________________________________________________________________________________________________
3. Составьте схему электролиза 1 М раствора МgCl2 на графитовых электродах. Запишите уравнения анодно-катодных процессов и суммарное уравнение электролиза. Определите, какая масса вещества выделится на аноде, если на катоде выделилось 22,4 л газа (н.у.). Какое количество электричества прошло через электролит, если BT = 80 %?
____________________________________________________________________________________________
4. Приведите схему электролизной системы для получения металлического никеля на стальной (Fe) подложке. Запишите уравнения электродных реакций и рассчитайте количество электричества, необходимое для получения 1 моля никеля.
____________________________________________________________________________________