Элементы I и II группы Б Периодической системы химических элементов
1)Распределите электроны по четырем квантовым числам в атоме меди. К какому типу элементов (s,p,d или f) относят медь, серебро?
2)Что такое «провал» электронов у d-элементов? Проиллюстрируйте это явление на примере элементов I Б группы.
3) Укажите характерные степени окисления элементов IБ группы. Почему, в отличие от элементов IA группы, они имеют переменную степень окисления?
4) Составьте уравнения реакций меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой .
5)Почему медные предметы покрываются на воздухе зеленым налетом? Почему серебряные предметы чернеют на воздухе? Составьте уравнения реакций.
6) Составьте уравнения реакций нитрата меди (II) и нитрата серебра с раствором щелочи.
7) Составьте уравнения взаимодействия бромида серебра с водным раствором тиосульфата натрия. Какое применение находят эти реакции?
8)Для обнаружения присутствия в растворе ионов Сu2+и Ag+можно использовать реактивы:
А) раствор хлороводородной кислоты Б) гидроксид аммония
В) гексацианоферрат (II) калия Г) иодид калия
9) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения веществ:
а) Сульфат меди (П) → медь → нитрат меди (II) →гидроксид меди (II) → оксид меди (II).
б) Серебро → нитрат серебра → оксид серебра →серебро →сульфат серебра.
10*) Сколько граммов медного купороса (CuS04 · 5H2O) потребуется для приготовления 1 л 2М раствора CuS04?
11) Составьте уравнения реакций цинка с разбавленной азотной кислотой и ртути с разбавленной и концентрированной азотной кислотой.
12) Напишите уравнения реакции взаимодействия цинка с избытком водного раствора щелочи. Возможна ли подобная реакция для кадмия и ртути?
13) Приведите реакции, доказывающие амфотерность гидроксида цинка.
14) При помощи каких реакций можно отличить друг от друга растворы, содержащие ионы Zn2+,Cu2+ или Нg2+?
15)Осуществить превращения :
Цинк →хлорид цинка→хлорид тетраамминцинка→сульфид цинка→оксид цинка.
16) Укажите соединения , являющиеся лекарственными средствами:
А) нитрат серебра( протаргол) Б) медный купорос
В) оксид цинка Г) сульфид цинка
Элементы VII группы Б Периодической системы химических элементов. Железо.
1) Какую степень окисления проявляет железо в соединениях? Как можно обнаружить ионы Fe2+ и Fe3+ в растворе? Составьте уравнения реакций.
2) Могут ли в растворе существовать совместно следующие вещества:
А) FeCI3 и ZnCI2, Б) FeSO4 и NaOH; В) FeCI3 и K3[Fe(CN)6]? Для взаимодействующих веществ составьте уравнения реакций.
3) Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления
следующих превращений:
Fe→ FeCI2→ Fe(CN)2 →K4[Fe(CN)6] → K3[Fe(CN)6]
К окислительно-восстановительным реакциям составьте электронно-ионные уравнения.
4) Феррат калия K2FeO4 образуется при сплавлении Fe2O3 с калийной селитрой KNO3 в присутствии КОН. Составьте электронно-ионное и молекулярное уравнения реакции.
5) Составьте уравнения гидролиза солей:
Fe2 (SO4)3 ; FeCI2 ; K2FeO4 ; FeS ; Fe( HSO4)2 Укажите изменение окраски метилового оранжевого в растворе.
6) В водном растворе находятся одновременно ионы:
а) Mn 2+ и Zn2+ б) Fe2+и Cr+2 в) Fe3 +и Ba2+
Предложите способы их разделения.
7) Расставьте коэффициенты методом электронно-ионных полуреакций:
FeSO4+ H2SO4(разб) + MnO2= Fe2(SO4)3 +MnSO4+ H2O
8)В литре воды растворили 16г. хлорида железа (III). Какова массовая доля (%) соли в растворе?
9) Определите молярную концентрацию раствора сульфата железа(III) с массовой долей 40% ( плотность 1,1 г/мл).
10*) Укажите соединения железа , являющиеся лекарственными средствами.
16. Темы рефератов и презентаций:
1. Коллоидные системы
2. Химический эквивалент.
3. Элементы I и II группы Б Периодической системы химических элементов.
4. Гидролиз солей и бинарных соединений.
5. Элементы I и II группы А Периодической системы химических элементов.
6. Элементы VII группы А Периодической системы химических элементов.
7. Химия и здоровье.
Список литературы.
1Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова "Неорганическая химия".
Ростов на Дону " Феникс" 2008
2. Методическое пособие «Качественные реакции открытия ионов».
А.И. Серебрякова – учебное пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине « Общая и неорганическая химия», Фарм. филиал ГБОУ СПО «СОМК», - Екатеринбург, 2013.
3.