Обеспечение безопасности трудовой деятельности

Организация охраны труда

Основу обеспечения безопасности трудовой деятельности составляет охрана труда. Под охраной труда понимается комплекс правовых норм направленных на обеспечение безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы отражены в законодательстве, правилах техники безопасности, коллективных договорах, приказах и инструкциях ведомств.

Основы законодательства РФ об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Правовые нормы по охране труда включают в себя:

нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятии;

нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии;

нормы, устанавливающие компенсации и льготы за работу во вредных условиях;

нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля по охране труда;

нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение законов о труде и правил по охране труда.

К основным нормативным актам прежде всего относятся Конституция РФ, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ.

В ФЗ «Об основах охраны труда в российской Федерации» закреплены правовые основы регулирования отношений в области охраны труда.

В ТК РФ вопросы охраны труда представлены во многих разделах: общие положения, социальное партнерство в сфере труда, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, трудовой распорядок, дисциплина труда, оплата и нормирование труда, охрана труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников.

Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех поступающих на работу лиц, а также для работников при переводе на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда. Организовать обучение безопасным методам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. При наличии ВОПФ работодатель обязан обеспечить обучение со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзамена, а также проведение периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

Работник имеет право на рабочее место, свободное от воздействия ВОПФ; на информацию о состоянии условий труда; на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя; на проведение инспектирования условий труда на рабочем месте соответствующими службами государственного и общественного контроля.

Работник обязан соблюдать правила и нормы; выполнять медицинские рекомендации; извещать руководителя (непосредственно) о возникновении опасной ситуации; немедленно сообщать о несчастном случае на рабочем месте.

Обязанности работодателя:

обеспечить рабочие места, находящиеся под его контролем, безопасным для здоровья и жизни людей состоянием;

осуществлять за счет предприятия медицинское обследование работников;

проводить инструктаж по правилам и мерам безопасности, а также проводить в установленные сроки аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система Стандартов безопасности труда (ССБТ). В ее рамках производится взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий.

Отраслевые стандарты (ОСТы) разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать более жесткие, чем в соответствующем ГОСТе.

Такой же подход принят в стандартах предприятия.

ССБТ включает следующие подсистемы.

Стандарты подсистемы 0. Цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ.

Стандарты подсистемы 1. Требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров.

Стандарты подсистемы 2. Общие требования безопасности к производственному оборудованию.

Стандарты подсистемы 3. Общие требования безопасности к производственным процессам.

Стандарты подсистемы 4. Классификация средств защиты.

Стандарты подсистемы 5. Требования безопасности к зданиям и сооружениям.

К нормативно-правомым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации). Положения принимаются постановлениями Правительства РФ или надзорными органами по охране труда. Ими же или Министерством здравоохранения и социального развития утверждаются методические указания и рекомендации.

Ответственность за создание безопасных и безвредных условий труда на предприятиях возлагается на администрацию. Администрация обязана руководствоваться правилами по охране труда. Правила могут быть едиными, межотраслевыми и отраслевыми. На основе отраслевых разрабатываются местные правила и инструкции.

Координация разработки правил по охране труда осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития. Правила по охране труда могут быть на определенный срок или без ограничения срока действия. Типовые инструкции утверждаются центральным органом федеральной исполнительной власти после согласования с профсоюзными органами с учетом срока действия правил. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им. Усеет и систематизацию правил ведет Министерство здравоохранения и социального развития, а типовых инструкций – федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ). Утверждение инструкции для работников учитывается службой охраны труда в журнале учета.

Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие от руководителей предприятий и их высших органов.

Центральные ФОИВ осуществляют контроль за соблюдением отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда в отношении подчиненных им предприятий.

Контроль за выполнением инструкций для работников возложен на руководителей предприятий, структурных подразделений, руководителей цехов (участков), бригадиров.

Выполнение инструкций проверяется при всех видах контроля.

Инструкция для работников цехов на основании приказа (распоряжения) руководителя предприятия разрабатываются руководителями цехов, отделов, лабораторий.

Контроль и помощь в разработке инструкций осуществляет служба охраны труда. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после согласования с профсоюзными органами, службой охраны труда и при необходимости с другими службами.

Каждая инструкция должна иметь номер и наименование. Типовая инструкция и инструкция для работников должна содержать разделы (с учетом технологии процесса и условий труда):

общие требования безопасности;

требования безопасности перед началом работы;

требования безопасности во время работы;

требования безопасности в аварийных ситуациях;

требования безопасности по окончании работы.

Проверка инструкций проводится не реже 1 раза в 5 лет, а при работах с повышенной опасностью – не реже 1 раза в 3 года. Если правила не меняются, то издается приказ о продлении срока их действия.

У руководителя подразделения должны храниться комплект действующих инструкций для всех категорий работников, перечень инструкций.

Инструкции работникам могут выдаваться на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешиваться на рабочих местах (участках), или храниться в доступном месте. Место хранения определяет руководитель подразделения.

Правила и нормы по охране труда имеют правовой характер, их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. В обязанности администрации входит проведение инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности.

Должностные лица виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, несут дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

Наши рекомендации