Для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиадные задания

Для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по химии в 2016/2017 учебном году

Класс

Задание № 1. Вам выдана смесь поваренной соли, медных опилок, железных опилок и угля. Выберите один или несколько ответов, описывающих возможную последовательность действий, необходимых для полного разделения смеси на индивидуальные вещества.

1) обработка водой, фильтрование, выпаривание, прокаливание.

2) действие магнитом, обработка водой, отстаивание, фильтрование, выпаривание

3) обработка водой, отстаивание, фильтрование, выпаривание, действие магнитом

4) обработка водой, выпаривание, фильтрование, действие магнитом

5) обработка водой, кипячение, охлаждение раствора, кристаллизация

Задание № 2.Массовые доли кислорода и кремния в земной коре равны 47,2% и 27,6% соответственно. Во сколько раз число атомов кислорода в земной коре больше числа атомов кремния?

Задание № 3.Неполные формулы. Ниже приведены формулы химических веществ, в которых пропущены некоторые элементы или индексы (в каждой формуле – только один пропуск). Заполните все пропуски.

1) Al23 6) Na2CO…
2) K…O4 7) N…3
3) Fe…O4 8) …H4
4) Cu(OH)… 9) H22
5) …2O5 10) …2CO5H2

Задание № 4.Вещество состоит из двух элементов, в его молекуле – 5 атомов. Масса одного из атомов в 3 раза больше суммарной массы всех остальных атомов. Определите формулу вещества.

Задание № 5. (экспериментальное). Анализ жидкостей.Перед учениками была поставлена экспериментальная задача – распознать выданные вещества: дистиллированную воду, растворы поваренной соли и этилового спирта. Значения плотности жидкостей, выданных для исследования, представлены в таблице.

Выданная жидкость Плотность,г/мл
вода 1,00
раствор поваренной соли 1,15
раствор этилового спирта 0,84

Ученик взял чистую пробирку, поместил в неё несколько металлических шариков и закрыл пробкой. Затем он поочерёдно опускал её в стаканы с исследуемыми жидкостями и отпускал свободно плавать. Результаты наблюдений представлены на рисунках.

Проанализировав полученные результаты, ученик точно указал, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования.

А.Определите, в каком стакане находится каждое вещество. Ответ обоснуйте.

Б.Предложите ещё два способа распознавания выданных жидкостей.

Класс

Задание № 1.Винни-Пух и Пятачок не нашли в лаборатории банку с поваренной солью и решили получить ее химическим путем, используя склянки с растворами веществ, хранящимися на полке в школьном кабинете химии. Внимательно прочитав учебник, им удалось получить чистую поваренную соль пятью различными способами. А вот записать уравнения реакций наши герои не смогли. Помогите им.

Задание № 2.Смесь метана, ацетилена (C2H2) и водорода массой 20 г при полном сгорании дает 36 г воды. Найдите объем углекислого газа, измеренный при н.у., который при этом образуется.

Задание № 3.Ниже приведены уравнения химических реакций, в которых пропущены формулы некоторых веществ и коэффициенты. Заполните все пропуски.

1) Cu2O + H2 = …Cu + …

2) 2H2S + 3… = …H2O + 2SO2

3) 6… + O2 = …Fe3O4

4) 2AgNO3 = …Ag + 2NO2 + …

5) 2KOH + … = K2SO4 + …H2O

Задание № 4.Отбеливающее средство «Белизна» представляет собой водный раствор гипохлорита натрия NaClO. Благодаря своей доступности «Белизна» получила широкое применение для отбеливания и удаления пятен с белых изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей, мытья и дезинфекции посуды, керамической плитки, изделий из пластика и фаянса. При нагревании препарата происходит разложение гипохлорита натрия. Одним из продуктов реакции является кислород. Скорость реакции разложения гипохлорита натрия резко возрастает при добавлении свежеосажденного гидроксида кобальта(III). Причем гидроксид кобальта(III) можно использовать для разложения отбеливающего средства многократно.

а) Запишите уравнение реакции разложения гипохлорита натрия.

б) Какой объем кислорода (н.у.) можно получить из 200 г препарата «Белизна», если известно, что массовая доля гипохлорита натрия в препарате составляет 7%?

в) Какую роль выполняет гидроксид кобальта (III) в данной реакции?

Задание № 5. Школьный синтез.В колбу Вюрца (на рисунке обозначена цифрой 1) поместили водную суспензию1 оксида марганца(IV) (2) и закрыли пробкой, в которую была вставлена капельная воронка (3). В капельной воронке находился раствор вещества X. Затем открыли кран (4) и добавили раствор вещества X в колбу Вюрца, сразу началась бурная реакция, сопровождающаяся выделением бесцветного газа Y. Газ Y собрали в банку (5) и внесли в неё горящую серу. Голубое пламя горящей серы стало более ярким, горение более интенсивным. По окончании реакции банка (5) заполнилась бесцветным газом Z, имеющим резкий запах. В банку с газом Z налили раствор вещества X, встряхнули иполучили серную кислоту.

А.Определите, какие вещества зашифрованы буквами X, Y и Z. Б.Напишите уравнения следующих реакций: – получения газа Y из вещества X; – горения серы в Y с образованием газа Z; – образования серной кислоты при взаимодействии X с Z. В.Какие реакции следует провести, чтобы доказать, что в результате всех превращений образуется серная кислота? Г.С какой целью раствор вещества X используется в домашней аптечке? Д.Предложите ещё один способ получения серной кислоты, который можно было бы осуществить в школьной лаборатории.

Олимпиадные задания

для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по химии в 2016/2017 учебном году

Класс

Задание № 1.

Существование этого элемента предсказал Д.И.Менделеев в 1871 году. В своей статье «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств неоткрытых элементов» Дмитрий Иванович назвал его экацезием. Однако открыт он был лишь в 1939. За эти годы многие ученые пытались его обнаружить и называли его последовательно АЛКАЛИНИЙ, ВИРГИНИЙ, МОЛДАВИЙ, РУССИЙ, но название он получил совершенно другое. О каком элементе идет речь? Возможно, вы знаете, кем он был открыт? Напишите формулы его оксида и высшего гидроксида, укажите их характер.

Задание №2.

Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей последовательности изменения степени окисления серы.

S -2 → S 0→ S+4 → S+6 →S+4 →S0 → S-2 → S+4

Задание №3.

При взрыве 8 мл газообразного углеводорода с 36 мл кислорода образовалось

16 мл углекислого газа некоторое количество водяного пара. После взрыва осталось 8 мл

кислорода. Объемы газов указаны при одинаковых условиях. Определите молекулярную

формулу углеводорода, напишите уравнение реакции его горения.

Задание №4

В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс»

(«General Motors Research») Томасу Мидглей младшему удалось синтезировать и

выделить в своей лаборатории химическое соединение, состоявшее на 23,53% из углерода,

1,96% водорода и 74,51% фтора. Полученный газ был в 3,52 раза тяжелее воздуха и не

горел. Выведите формулу соединения, напишите структурные формулы органических

веществ, соответствующих полученной молекулярной формуле, дайте им названия по

номенклатуре ИЮПАК. Где применяются в наше время подобные соединения?

Задание №5.

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих

веществ: хлорида калия, йодида калия, карбоната калия, серной кислоты, сульфата меди

(II). Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных

реактивов. Напишите уравнения реакций.

Олимпиадные задания

Наши рекомендации