Виды фиксации памятников архитектуры

План ландшафтного анализа. Содержание и область применения. Мацкевич

Этот вид работ им. решающее значение для последующего определения зон охраны памятников истории и культуры: охр. зон, зон регулирования застройки, хон охраняемого ландшафта. Так же устанавливает режимы их использования.

Выполняется но подоснове 1:5000; 1:2000

Его цель – отразить особенности его природного и рукотворного ландшафта, особенности визуального восприятия природных и архитектурных доминант, выявить ценные и дисгармоничные эл..

Условные об.: пойменная тер, крутые склоны, уч. оползневых склонов, бровки террас и оврагов, улицы с резким перепадом рельефа, озеленение (дисгармон-е), подпорные стенки, лестницы, мощение, промышленные тер, кварталы исторически слож-ся усадебной застр, …городского центра, кварталы смешанной застр. (истор-й и современной), кварталы современной застройки, историч-е доминанты, утраченные доминанты, современные акценты, памятники, ценная ср, видовые связи м/у доминаниами, зоны наилучшего восприятия (пам-ка, ландшафта), бассейн видимости ансамблей и доминант (уст-ся только на местности, зависет от общего хар-ра рельефа), зона наилучшего восприятия объекта культ-го наследия (200-300м.)

Фиксация памятников архитектуры и ее задачи Мацкевич

Фиксация памятника играет большую роль в процессе подготовки к реставрации.

1- фиксация дает представление о состоянии памятника на момент исследования. 2 данные фиксации позволят впоследствии судить, как выглядело сооружение прежде, что в ходе реставрации удалено или дополнено, степень технической сохранности конструкций в определенный момент. Материалы фиксации необходимы в ходе разработки проекта реставрации как исходная подоснова для реставрационных чертежей, для определения физических размеров памятника при расчетах объемов и стоимости необходимых работ по исследованию и реставрации. Процесс фиксации - неотъемлемая часть изучения памятника: выявляются особенности, дающие основания для предварительных выводов и позволяющие целенаправленно вести дальнейшее исследование.

Виды фиксации памятников архитектуры

Фиксация при разработке проекта производится путем обмеров, фотографирования и словесных описаний. Могут выполняться зарисовки общего вида и деталей, схемы цветового решения и т. п. Обмерная фиксация - основная, тк она излагает информацию о памятнике на профессиональном языке архитектора, дает представление о виде памятника и о всех его размерах. Обмерные чертежи служат подосновой для разработки проекта реставрации. 4 вида обмеров: 1 схематический - служит для определения основных размеров и планировочной структуры памятника, выполняется на ранней стадии для общего представления о памятнике и предварительного определения объемов. 2 архитектурный — графически отражает общую схему и архитектурные формы памятника; дает представление о композиции, характере декора, стилистических особенностях. Арх. Обмер плоский, линии – правильные, идет идентификация деталей и упрощение формы памятника. Арх. обмер планов в мелком масштабе (1:200) принят при паспор­тизации, проводимой государственными органами охраны памятников. Архитектурно-археологический обмер, дает фиксацию памятника, учи­тывающую все отклонения от идеальной геометрической схемы. Детали — точно соответствуют друг другу. Каждая точка памятника фиксируется таким образом, чтобы можно было определить ее место в пространстве и нанести на нужную проекцию. Арх.-археоло­гический обмер должны передает: характер кладки, различные следы переделок, срубленные детали, границы закладок и перекладок. На чертежи наносятся раскрытия, произведенные на памятнике в целях его исследования. При этом не фиксируются или фиксируются упрощенно временные пристройки и другие добавления случайного характера. Т.е. арх.-археологический обмер — это исследовательская фиксация подлежащего реставрации памятника.

Фотограмметрический обмер,требует применения специальной высокоточной аппаратуры. Фотограмметрический обмер имеет преимущества перед ручным обмером: работы занимают меньше времени и не требуют установки лесов. Область применения обмера ограничена условиями съемки, поэтому дополняется «ручным» обмером; съемка лишает архитектора непосредственного и длительного контакта с памятником, в ходе которого обычно удается собрать много ценных наблюдений. Поэтому применение фотограмметрии нисколь­ко не снимает задачи визуального осмотра памятника. Фотографическая фиксацияпамятника и его деталей производится на стадии предварительного ознакомления с объектом и на всех последующих стадиях его исследования и реставрации. Основное преимущество фотографии при фиксации памятника — ее строгая документальность. Фотосъемка дает максимальную информацию о памятнике, его внешнем виде, интерьере, деталях, о его связях с окружением. При раскрытиях обязательно ведется постоянная фотофиксация, по которой можно проследить весь ход реставрации. Цель – сообщение о памятнике и о ведущихся работах, поэтому ее называют протокольно-документальной. Требования: съемка не должна искажать, предпочтительнее фронтальная съемка, объект должен быть подготовлен: удалены мусор, посторонние предметы, если не фиксируется рабочий процесс, присутствующие при съемке люди не должны попадать в кадр, для масштабирования выставляется масштабная рейка, резкость деталей, снимают на черно-белую пленку. Для демонстрационного рассказа рекомендуется дублировать кадры на цветную пленку, при производстве сложных и ответственных работ сопровождают реставрацию киносъемкой. Словесное описание - полное представление о памятнике. Содержание: сведения о планировке, арх. композиции, конструкциях, декоре, технической сохранности, утратах, следах перестроек. Подробное описание места и характер разрушений, остатки стенописей, лепнины или др. элементов декоративного убранства, старинные надписи, ценные предметы исторической обстановки, об осн. этапах перестройки, о деформациях. Тщательно и квалифицированно составленное описание в значительной степени служит обоснованием основной направленности дальнейших исследовательских и реставрационных работ на памятнике.

Виды реставрации Мацкевич

Реставрация— комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Цель — продление жизни памятника. Она включает в себя элементы ремонта, и консервации; изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, что позволяет подчеркнуть его общественную ценность и способствовать созданию условий для его длительной жизни. Реставрация – фрагментарная и целостнаяисостоит из двух операций: раскрытия памятника путем удаления поздних искажающих его элементов и восстановления утраченных элементов.
Раскрытие возможно тогда, когда удаляемые части не представляют интереса. Это должно быть признано при открытом коллегиальном обсуждении с участием авторитетных специалистов. При этом необходимо убедиться, что удаляемые части не таят в себе в скрытом виде ценных остатков. Удаление поздних частей имеет смысл, когда оно позволяет раскрыть сохранившиеся архитектурные формы более древней части памятника или достаточные остатки таких форм. Если же подлинник бесследно утрачен, то в целом предпочтительнее сохранение более поздних пристроек, облицовок, штукатурок и т.п., подобно тому, как при реставрации древней живописи принято сохранять позднейшие записи там, где авторский живописный слой утрачен. Раскрытие недопустимо, если оно создает угрозу устойчивости здания или ухудшает условия его сохранения. Следует обеспечивать сохранность раскрываемых деталей или поверхностей стен, учитывать степень деструкции старых материалов и часто более жесткий режим, которому окажется подвержен подлинник после раскрытия. Большой художественный эффект может дать раскрытие естественной фактуры стен. Реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Раскрываемый подлинник очень редко оказывается полностью сохранившимся. Почти всегда он имеет те или иные утраты, и часто требуется частичное дополнение подлинника либо в виде восстановления утраченных архитектурных элементов, либо в виде более наглядного показа их остатков. Мера восстановления не может быть предписана заранее для всех случаев, она определяется для каждого случая индивидуально, с учетом сочетания различных факторов.

Целостная реставрация— обязательным возвратом к прежнему состоянию памятника во всей полноте. Вопрос о сохранении наслоений и допустимости воссоздания решается при этом совсем не так, как при фрагментарной реставрации. Сохранение наслоений зависит уже нестолько от их художественной и исторической ценности, сколько от датировки. Целостная реставрация может быть допущена как редкое исключение. Наиболее бесспорна правомерность целостной реставрации для памятников, получивших разрушения и утраты уже в наше время. Целостная реставрация произведения в тех немногих случаях, когда она может быть признана правомерной, мотивируется преимущественно не необходимостью воссоздания древнего облика памятника как такового, а решением более широкой задачи, будучи подчинена реставрации или реконструкции архитектурного комплекса либо градостроительного образования, в которое входит памятник. Целостная реставрация, определяемая таким образом, не всегда может претендовать на исчерпывающую документированность. Это условие может быть соблюдено при восстановлении недавно разрушенных памятников, по которым имеется необходимая документальная фиксация. В остальных случаях задача целостного восстановления может быть достигнута за счет привлечения как прямых, так и косвенных данных. Обязательным условием при этом должно быть наличие подавляющего большинства необходимых обоснований, сведение домысла к минимуму. Пользование аналогиями должно быть по возможности ограничено. Целостная реставрация отличается от фрагментарной прежде всего не мас­штабами работ, а основной целью — обязательным возвратом к прежнему состоянию памятника во всей полноте. Вопрос о сохранении наслоений и до­пустимости воссоздания решается при этом совсем не так, как при фрагмен­тарной реставрации. Сохранение насло­ений зависит уже не столько от их художественной и исторической цен­ности, сколько от датировки.

1.Русское деревянное зодчество. Типы церквей. Мацкевич

Наивысшего расцвета русское деревянное зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности.

Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.

Выразительность церковной архитектуры достигалась не столько декоративными приемами, сколько пропорциональными соотношениями объемов и их частей, тесной связью с окружающим пейзажем. Обычно церкви воздвигались одиночно или же в ансамбле, при этом места выбирались с расчетом на хорошее обозрение не только с близкого, но и с дальнего расстояния. Если церковь сооружалась в селе, то для нее отводилась главная площадь селения, если же это был погост, то ее обычно ставили на эффектном живописном берегу озера, реки или по соседству с лесным массивом.

В основе плана деревянных церковных зданий заложены определенные геометрические формы, зависящие от строительных свойств дерева, - это квадрат, прямоугольник, восьмигранник, реже шестигранник. Геометрические формы, увенчанные высокими кровлями, создавали своеобразные объемы, которые в течение веков свелись к определенным типам, ставшим основой для появления клетских, ярусных и многоглавых церквей.

Основой их оставалась простая клеть, покрытая двускатной крышей. Когда эту крышу венчали главкой, то возникало простейшее культовое здание - часовня. Такого рода часовни в большом количестве разбросаны по всему Северу. Их эволюция привела к возникновению новых типов с их разновидностями: часовни со встроенной звонницей и часовни, объединенной с колокольней...

Нередко на фасадах устанавливались галерейки-гульбища - крыльца. Такие часовни, варьируясь по районам, получили большое распространение...

В некоторых районах Севера зодчие в поисках большей монументальности усложняли силуэт часовни, объединяя ее с колокольней. Таким образом, возник тип сооружения с доминирующей вертикалью, привлекавший к себе внимание с дальних расстояний...

Очень близки к типу часовен так называемые клетские церкви. Отличие состояло лишь в том, что с восточной стороны часовни, согласно требованиям канона, прирубался алтарь. Трапезная и притвор становились просторнее, а в некоторых случаях ставили еще и колокольню. Таким образом, в клетской церкви присутствовали все компоненты христианского культового сооружения.

Благодаря простой конфигурации и несложной конструктивной основе строительство клетских церквей было повсеместно распространено в Древней Руси, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные записи писцовых книг, храмозданных грамот с указами - строить церкви "древяна клетски". Их продолжали строить и после появления других типов церковных сооружений, при этом поиски новых форм выражались в завершениях, при соблюдении местных вкусов и традиций. Так, например, в Карелии клетские церкви ставились на низкие подклети и завершались невысокими крышами, в то время, как в Костромской, Вологодской, Владимирской областях такие церкви с устремленными вверх клиновидными крышами поражали своей высотой...

Шатровые церкви, так же как и клетские, были широко распространены по всей территории, где жили восточные славяне. Они начали строиться на Руси еще с глубокой древности. Мастер прекрасно чувствовал материал, понимал его пластические свойства. Строя, он старался простоту конструкций связать с художественной формой. Идеальным воплощением такого единства явилась шатровая церковь.

В середине XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, но зодчие, не желая отказываться от столь популярной конструкции, стали искать новые варианты, которые не только бы удовлетворяли вкусу народа, но и отвечали канонам церкви. В результате этих поисков появилось большое количество разнообразных завершений: восьмерик с четырьмя прирубами, восьмерик на четверике, шатры на крещатых бочках и другие.

Рассмотренные типы возникли и развивались в определенных регионах Древней Руси: например, в Заонежье выработался специфический тип - "восьмерик на четверике с повалами", отличающийся от таких же типов соседних восточных районов; в Архангельской, Новгородской и Вологодской областях - "восьмерик до основания", "шатер на крещатом плане"; в северо-восточной части Архангельской области - в Мезенском и Пинежском районах - был изобретен тип "шатра на крещатых бочках"; в северо-западной части Архангельской области и восточной Карелии строились многошатровые храмы.

Со второй половины XVII века строятся церкви квадратные и реже восьмигранные в плане, столпы которых завершались так называемым "кубом". Такое покрытие, вызванное к жизни дальнейшими поисками зодчих, является безусловно самобытным элементом творчества русских зодчих. Завершение "кубов" отличалось большим разнообразием: это были одно-, пяти- и девятиглавые храмы, причем само покрытие носило декоративный характер и не имело конструктивного смысла, который был заложен в шатровых церквах. Этот тип церквей не нашел широкого распространения и встречался только на западе Архангельской области, в восточных районах Карелии.

Интересную группу представляют собой ярусные церкви, встречающиеся главным образом в средней полосе России. Основой их композиции служат уменьшающиеся, поставленные один на другой срубы. Наиболее распространен был тип церкви, где на четверик ставились два яруса восьмериков, верхний из которых завершался главкой. В других случаях на четверик водружали три уменьшавшихся кверху восьмерика. Одним из лучших памятников такого рода является Рождественская церковь (1552 год) из села Холмы Костромской области.

Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. Русские плотники, передававшие строительный опыт из поколения в поколение, по-новому осмысливали уже освоенные формы и разрабатывали выразительнейшие в художественном и строительном отношении композиции...

Клетский храм Шатровый храм

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

Многошатровый храм Ярусный храм

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

Многоглавый храм

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

Каркасная церковь

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

План церкви в Боргунне .

Мир Византии привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так уже в первой каменной церкви - Десятинной - наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.

Историческая заслуга Киевской Руси состояла не только в том, что была впервые создана новая социально-экономическая формация и сотни первобытных племен выступили как единое государство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своего государственного единства успела и сумела создать единую народность. Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в складывании общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа.

11. Реставрация и воссоздание кирпичных кладок – лицевой поверхности, арх. деталей. Мацкевич

Отдельный раздел технологии проведения реставрационных работ посвящен консервации и реставрации поверхности кирпичной кладки, которая находится под влиянием агрессивных внешних факторов и может разрушаться. Может происходить крошение и откалывание кирпича, выпадение его отдельных кусков, появление трещин, высолов на внешней поверхности кирпича. Как правило, под воздействием внешних факторов разрушаются отдельные кирпичи: деструктируются грани, поверхность покрывается трещинами и углублениями.

В подобных случаях возможно два варианта восстановления лицевой поверхности кирпичной кладки: замена разрушенных участков или дополнение утраченных участков специальными растворами. Рациональность того или иного метода определяется в каждом конкретном случае: если кирпич разрушен меньше чем наполовину вглубь, целесообразно дополнять места утрат раствором, если больше половины - заменять разрушенные участки новой кладкой. Если кирпич выветрился, а раствор в швах сохранился и выступает наружу, утраченные места также заполняют специальным раствором.

Дополнение кирпичной кладки выполняется новым кирпичом, который по своим свойствам близок к первоначальному. Раствор кладки также должен приближаться по своему составу к первоначальному. Инъектирование трещин в кладке производится согласно упомянутым выше инъекционным технологиям.

Поверхность кирпичной кладки очищают от загрязнения либо механическим, либо химическим методом. При химическом методе для особо загрязненных участков используют водный раствор фторида аммония с добавлением синтетических моющих средств. Очищаемую поверхность предварительно смачивают водой, затем наносят влажной щеткой смывку, через пять-десять минут поверхность зачищают жесткой капроновой щеткой, смачивая водой. Остатки смывки устраняют большим количеством воды.

Копоть с поверхности кирпичной кладки удаляется 5-10% раствором соляной кислоты с дальнейшим промыванием водой. Плотный слой высолов распушивается с помощью 1-5 % водного раствора соляной кислоты с дальнейшим очищением щетками и скребками, затем очищенную поверхность промывают большим количеством воды.

Старые лакокрасочные слои на поверхности очищаются смывками на основе кислот, солей, щелочей и органических растворителей. Для удаления краски ПХВ, ХВ, масляной, нитро-эмалей, грунтовок и шпаклевок используется смывка см В-1, производимая в научно-технической лаборатории «Конрест». Особенности ее применения заключаются в следующем. Поверхность очищается сверху вниз валиком, щеткой или флейцом, через 10-20 минут красочный слой, на который нанесена смывка, при температуре воздуха 10-20°С размягчается и набухает, после чего его легко удаляют шпателем или тряпкой.

Сколы и пустоты на поверхности кирпича шпаклюются если глубина углублений составляет не более 2-3 сантиметров, в противном случае кирпич подлежит полной или частичной замене. Шпаклевка производится раствором, состоящим из извести-теста (1 часть), цемента (0,5 частей), цемянки (3 части) и необходимого пигмента, раствор замешивается водой с добавлением водной эмульсии ПВА.

Шпаклевку производят послойным нанесением после предварительного очищения и смачивания водой поверхности кладки, толщина каждого наносимого слоя не превышает полсантиметра, и последующий слой можно наносить только после схватывания предыдущего. Для лучшего схватывания и предупреждения усадки раствора шпаклевочный слой периодически смачивается.

Швы кирпичной кладки заполняют растворами, состоящими из извести-теста, портландцемента, песка, цемянки (иногда добавляют дробленый камень и щелочестойкие пигменты), а для лучшего сцепления раствора с основой в него добавляют водную эмульсию ПВА (5% от объема раствора). Для укрепления крошащейся поверхности кирпичной кладки здания-памятника используют растворы на основе полимерных материалов - кремнийорганические растворы на основе этилсиликатов и полиметилсилоксанов. Структурное усиление поверхности может быть достигнуто при применении клеевой композиции на основе цианакрилового клея, имеющего малое время затвердевания.

Поверхности кирпичной кладки обрабатываются специальными гидрофобными материалами - смесями кремнийорганических соединений. Обработку поверхностей гидрофобным раствором выполняют при сухой погоде и температуре воздуха не ниже 3-5°С.

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

Виды фиксации памятников архитектуры - student2.ru

25. Коррозия металлических конструкций. Коррозия каменных конструкций. Мацкевич

Корро́зия (от лат. corrosio — разъедание) — это самопроизвольное разрушение металлов в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. В общем случае это разрушение любого материала, будь то металл или керамика, дерево или полимер. Причиной коррозии служит термодинамическая неустойчивость конструкционных материалов к воздействию веществ, находящихся в контактирующей с ними среде.

В повседневной жизни для сплавов железа (сталей) чаще используют термин «ржавление». Менее известны случаи коррозии полимеров. Применительно к ним существует понятие «старение», аналогичное термину «коррозия» для металлов. Например, старение резины из-за взаимодействия с кислородом воздуха или разрушение некоторых пластиков под воздействием атмосферных осадков, а также биологическая коррозия. Скорость коррозии, как и всякой химической реакции, очень сильно зависит от температуры. Повышение температуры на 100 градусов может увеличить скорость коррозии на несколько порядков.

Наши рекомендации