Управление чрезвычайными ситуациями
Данное управление обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой правительством РФ в 1995 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровней и общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.
РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.
Территориальные подсистемы состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.
Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю состояния природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.
Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и комиссии по ЧС объектов.
Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем подразделяются на силы и средства:
— наблюдения и контроля;
— ликвидации ЧС.
Координация планов и мероприятий гражданской обороны и ликвидации ЧС в целом с экономическими планами производится в рамках бюджетов РФ, субъектов РФ, а также федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится также за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, страховых фондов и других источников.
Важными элементами систем управления в области защиты от ЧС являются учет инженерных сооружений ГО и паспортизация их состояния. К такого рода объектам относятся убежища, противорадиационные укрытия, складские помещения, станции обеззараживания и т.п.
Управление охраной труда
БЖД в условиях производства, где работающие подвергаются воздействию преимущественно техногенных опасностей, называется охраной труда, определение которой содержится в статье 1 закона «Об основах охраны труда в РФ». Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, и лечебно-профилактические , реабилитационные и иные мероприятия. Составляющими этой системы являются условия труда, техника безопасности, производственная санитария, пожарная безопасность и т.д.
Техника безопасности - это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Пожарная безопасность - это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.
Свойства эЭлементовы производственной среды формируют условия труда, т.е. совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека, воздействующих на человека в процессе труда.. Условия труда - это важнейшая социально-экономическая категория, показатель социального и технического прогресса общества. От них условий труда зависит эффективность общественного производства. Охрана труда решает совершенно конкретный круг проблем, относящихся к условиям труда, а именно: условия труда не должны причинять вреда здоровью человека. Условия труда могут быть далеки от совершенства. Конечным следствием неблагоприятных условий труда являются производственный травматизм и профессиональные заболевания.
Управление охраной труда осуществляется в соответствии с законом «Об основах охраны труда в РФ» Министерством здравоохранения и социального развития РФ и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю условий и охраны труда, по надзору за строительством новых объектов, за выполнением законодательства по охране труда. В федеральных органах исполнительной власти для проведения ведомственного управления и контроля в обязательном порядке организуются отделы охраны труда.
Система управления охраной труда (СУОТ) нав любомй предприятии организации предусматривает участие в ней всех представителей администрации, начиная от бригадиров и мастеров и кончая руководителем организации. Каждый представитель администрации в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюдение требований законодательных и нормативных актов по охране труда. Общее руководство работой по охране труда в структурных подразделениях организаций осуществляет работодатель (руководитель организации). В целях эффективной работы системы управления охраной труда работодатель распределяет обязанности по охране труда между должностями руководителей и специалистов (рис. 2.1). Кроме того, ряд подразделений выполняют специальные функции управления охраной труда.
Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или специалиста) охраны труда. Кроме того, эта служба консультирует работодателя и работников по вопросам охраны труда, осуществляет контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия, проводит анализ состояния и причин травматизма и профзаболеваний, разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний, организует работу по аттестации рабочих мест, проводит вводный инструктаж, оказывает помощь в организации обучения работников вопросам охраны труда и т.п.
Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. Службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю. Работодатель может возложить обязанности инженера по охране труда на любого специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который будет уделять часть рабочего времени выполнению данных обязанностей, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.
Важнейшей функцией СУОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля охраны труда являются: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц; контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия; ведомственный контроль вышестоящих организаций; контроль, осуществляемый органами государственного надзора.
Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль при этом принадлежит мастерам и бригадирам, осуществляющим перед началом работы проверку соответствия требованиям безопасности оборудования, средств защиты, инструмента, приспособлений, организации рабочего места, а в процессе работы - контроль за безопасностью ее проведения.
Руководитель организации (генеральный директор, директор, начальник, управляющий) |
Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и её структурных подразделениях осуществляет главный инженер или должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в организации. Заместители руководителя организации, руководители (начальники) производств и участков, руководители функциональных служб осуществляют руководство деятельностью по охране труда соответствующих подразделений и служб организации в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
Главный инженер (технический директор, зам. руководителя организации по производству) |
Служба охраны труда (инженер по охране труда) |
Зам. руководителя организации по капитальному строительству |
Зам. руководителя организации по кадрам (начальник отдела кадров) |
Главные специалисты (главный механик, главный энергетик, главный технолог, главный конструктор) |
Начальники производств, отделов, мастерских, самостоятельных участков, (производственных, монтажных, строительных) |
Мастера, производители работ (прорабы), руководители отдельных производственных участков |
Рис. 2.1. Схема управления охраной труда организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. Службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением работодателю.
На предприятиях, где в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности требуется менее одной ставки инженера по охране труда, работодатель может возложить обязанности инженера по охране труда на специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который наряду с основной работой будет уделять часть рабочего времени выполнению должностных обязанностей инженера по охране труда, или пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.
Основными задачами службы охраны труда являются:
• организация и координация работы по охране труда на предприятии;
• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда;
• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия и т.п.
Должностные лица, в случае возложения на них работодателями соответствующих обязанностей по обеспечению охраны труда, несут ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение своих функциональных обязанностей по охране труда, препятствие деятельности представителям органов государственного надзора и контроля, общественного контроля.