Посуда и оборудование в учебной химической лаборатории

Для выполнения лабораторных работ, включенных в практикум, потребуется набор специальной химической посуды, изготовленной из химически термостойкого стекла, и оборудования, представленный ниже.

Если объемы реагирующих веществ составляют несколько миллилитров, то удобно проводить реакцию в простой пробирке (рис.1а). При больших объемах реагирующих веществ и их перемешивания удобно воспользоваться колбой (конической или плоскодонной ) (рис.1б,в) или стаканом (рис.1г).

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.1.Химическая посуда: а – пробирка, б, в – колбы, г – химический стакан

Чтобы отмерить нужный объем жидкости используют мерную химическую посуду – стеклянные сосуды с нанесенными на наружной стенке делениями, указывающими объем жидкости в миллилитрах или в литрах. Она бывает самой разнообразной формы и емкости – от 1 - 10 мл до 1 л и больше. Мерные цилиндры, колбы, градиурованные пробирки, бюретки и пипетки показаны на рис.2.

Мерную химическую посуду заполняют жидкостью до тех пор, пока нижний ее мениск не достигнет уровня нужного деления.

К оборудованию учебной химической лаборатории относятся различные вспомогательные инструменты и устройства.

Перемешивание жидких сред осуществляют с помощью стеклянных палочек (рис.3а). Для отбора сыпучих химических веществ применяют шпатели (рис.3б). Прокаливание химических веществ проводят в фарфоровых чашках (рис.3в). Для отделения осадка от раствора и налива жидкости используют воронки (рис.3г). Для работы при высоких температурах применяют тигельные щипцы (рис.3д).

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.2. Мерная химическая посуда: а,б – мерные цилиндры, в – мерная пробирка. г – мерная колба, д,е – мерные пипетки

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.3. Оборудование химической лаборатории: а – стеклянная палочка, б – шпатель, в – фарфоровая чашка, г – воронка, д – тигельные щипцы

Лабораторный штатив (рис.4) используется для поддержки и фиксации в определенном положении химической посуды.

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.4. Лабораторный штатив

Для работы с пробирками применяют подставку для пробирок (рис.5).

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.5. Подставка для пробирок

Техника эксперимента

Существуют некоторые приемы отделения осадка от раствора.

1) Декантация – сливание раствора с осадка. Этот метод можно применять, если твердое вещество имеет большую плотность, чем жидкость. В этом случае раствор перемешивают стеклянной палочной, дают отстояться и осторожно сливают жидкость с осадка. Если осадок не растворим в воде, то его промывают 2 – 3 раза водой, взмучивая при этом стеклянной палочной. Смеси дают отстояться, затем сливают жидкость с осадка.

2) Фильтрование – отделение осадка от раствора при пропускании смеси через пористую перегородку. Такой перегородкой может быть фильтровальная бумага, стеклянная пористая перегородка, стеклянная вата и др. Эта перегородка называется фильтром.

В лабораторной практике применяются простые и складчатые фильтры (рис.6). Фильтр не должен доходить до края воронки на 3-5 мм. Перед фильтрованием его необходимо смочить дистиллированной водой.

Для фильтрования при атмосферном давлении применяют стеклянные воронки.

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.6. Фильтр

Стакан под воронкой ставят так, чтобы выделенная жидкость, называемая фильтратом, стекала по стенке стакана. Фильтруемую жидкость наливают по стеклянной палочке так, чтобы уровень жидкости не доходил до края фильтра не меньше, чем на 5 мм (рис.7).

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.7. Фильтрование

Взвешивание осуществляют с помощью электронных весов (рис.8).

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.8. Электронные весы

Для определения плотности жидкостей используют ареометр (рис.9).

посуда и оборудование в учебной химической лаборатории - student2.ru

Рис.9. Ареометр

Наши рекомендации