Силеры, содержащие формальдегид
Пластичные твердеющие
В качестве твердеющих пломбировочных материалов применяют цементы, амальгамы, пасты с природными и синтетическими связующими, способными отверждаться в условиях полости рта
Фосфат цемент. Пластичен, рентгеноконтрастный, не изменяет цвет зуба, хорошо прилипает к стенкам канала и обтурирует его, не рассасывается. Но он быстро затвердевает (в канале 4—6 минут), трудно удаляется из канала, при выведении за верхушку не рассасывается, раздражает периодонт. Поэтому пломбируют каналы перед хирургическим вмешательством (резекция верхушки корня).
Материалы на основе оксида цинка и эвгенола наиболее широко применяются в эндодонтии. Пасты оказывают выраженное противовоспалительное действие, пластичны, медленно твердеют, не раздражают периодонт, при выведении за верхушку рассасываются с течением времени, не окрашивают ткани зуба, рентгеноконтрастны. Готовят ex tempore, т.е. перед употреблением. На стекло раздельно наносят каплю жидкости и порошок. Шпателем добавляют порошок к жидкости и замешивают до консистенции пасты.
Цементы на основе цинк-оксид-эвгенола. Эта группа герметиков получила наиболее широкое применение во всем мире. Общим свойством всех материалов, входящих в эту группу, является то, что они состоят из порошка, содержащего до 50% оксида цинка и жидкости эвгенола.
Для придания пасте более густой консистенции используют добавки природных смол, которые, по утверждению производителей, также повышают стабильность материала и герметичность пломбирования. В некоторых цементах присутствуют добавки измельченного серебра, придающего им свойство рентгеноконтрастности. Однако эти материалы имеют темный цвет и могут приводить к окрашиванию зубов, в связи с чем их применение в современной эндодонтии должно быть ограничено.
Таблица 10.1
Пропись одного из наиболее распространенных корневых цементов на основе цинк-оксид-эвгенола (цемент Grossman)
Чаще для повышения рентгеноконтрастности материала в него добавляют соли бария или висмута (например, цемент Grossman, табл. 10.1). Ранее в состав цинк-оксид-эвгенолового цемента вводились такие токсичные добавки, как параформальдегид, ртутные соединения и кортикостероиды, которые не рекомендуется использовать в современной эндодонтии.
Преимуществом корневых цементов на основе цинк-оксид-эвгенола является то, что они обладают определенной консистенцией, позволяющей им заполнять все пространства между гуттаперчевыми штифтами и стенками корневого канала.
В целом эти цементы не дают усадки и обеспечивают герметичную изоляцию канала от проникновений микроорганизмов. К основным недостаткам цинкоксид-эвгенолового цемента относятся в первую очередь их растворимость под действием тканевой жидкости, а во-вторых, токсичность. Токсичность цемента связана с присутствием в только что замешанном материале свободного эвгенола (рис. 10.7). Постепенно выделение эвгенола снижается, в связи с чем со временем развивается толерантность организма к материалу. Присутствие свободного эвгенола в только что замешанном цементе придает ему кратковременный антибактериальный эффект, что также является положительным свойством препарата. Несмотря на то что сам по себе эвгенол относится к сильным аллергенам, аллергические реакции после пломбирования зубов цементом на основе цинк-оксид-эвгенола встречаются крайне редко. Напротив, существует огромное количество клинических наблюдений, подтверждающих безопасность применения этого материала.
Растворимость цинк-оксид-эвгенола в тканевой жидкости может быть расценена как положительное свойство этого материала в случае выведения излишков материала за пределы апикального отверстия в периапикальные ткани.
Однако не следует забывать, что растворение материала может происходить и внутри корневого канала (см. рис. 10.6, 10.8). Так, при перелечивании зубов, запломбированных гуттаперчевыми штифтами, нередко отмечается частичное или полное исчезновение цинк-оксид-эвгенолового цемента из корневого канала. При этом серебряный штифт с пятнами и признаками коррозии свободно располагается в канале. При использовании в качестве основного материала гуттаперчи между оксидом цинка, входящим в состав штифта, и эвгенолом цемента образуются химические связи. Таким образом, стабильность цементов на основе цинк-оксид-эвгенола при использовании их с гуттаперчей значительно выше, чем при использовании их в сочетании с серебряными штифтами.
Однако проблемы, связанные с растворением материала, сохраняются, поэтому цемент следует использовать в минимальных количествах для «приклеивания» гуттаперчи к стенке канала.
Пасты на основе гидроокиси кальция и/или трикальцийфосфата, гидроксиапатита
Пасты с гидроксидом кальция обладают выраженным противовоспалительным и дентинстимулирующим действием. Это позволяет применять их при обострении процесса, особенно при лечении периодонтита.
Большие надежды в настоящее время возлагаются на временное пломбирование корневых каналов нетвердеющими пастами на основе гидроксида кальция. Благодаря сильнощелочной реакции (рН — около 12), гидроксид кальция при заполнении им корневого канала оказывает бактерицидное действие, разрушает некротизированные ткани, стимулирует остсо-, дентино- и цементогенез.
Применение нетвердеющих паст па основе гидроксида кальция показано в качестве временного внутри канального лекарственного средства при лечении деструктивных форм периодонтита, кистогранулем и ради кулярных кист.
Фирма «Septodont» выпускает препарат «Эндокаль» («Endocal»), который представляет собой 52% пасту гидроксида кальция с наполнителем на основе метил целлюлозы, помещенную в герметичный шприц. Следует помнить, что гидроксид кальция инактивируется при контакте с углекислым газом воздуха, поэтому при хранении шприц должен быть герметично закрыт специальной пробкой.
Недавно компания «Pierre Rolland» представила на стоматологический рынок препарат на основе гидроксида кальция нового поколения — «НУ-CAL» («Хай-Кел»). Он представляет собой 65% водную суспензию гидроксида кальция, расфасованную в одноразовые аппликаторы, содержащие 110 мг препарата. Препарат имеет сильнощелочную реакцию (рН 12,5— 13).
КАЛАСЕПТ ПЛЮС (CALASEPT PLUS)
Рентгеноконтрастная паста на основе гидроокиси кальция
Показания для использования
1. Материал для временного пломбирования корневых каналов при традиционном лечении корней.
2. Защитное покрытие пульпы.
3. Постоянная прокладка при закрытии пульпы и предохранение пульпы от перфорации.
4. Изоляционный материал в глубоких полостях.
Преимущества:
Стимулирует образование дентинных канальцев.
Обладает сильным бактерицидным эффектом.
Стимулирует формирование твердых тканей верхушек корневых каналов.
Быстрое и простое применение гидроокиси кальция.
Без смешивания порошка и жидкости.
Всегда идеальная консистенция.
Состав:Гидроокись кальция 41%. Сульфат бария 5%. Стерильный изотонический солевой раствор рН 12,4.
АПЕКСКАЛ (APEXCAL).Паста на основе гидроксида кальция для временного пломбирования корневых каналов зубов с целью дезинфекции. Применяется как лечебный материал при эндодонтическом лечении, а также для лечебных прокладок при лечении кариеса зубов. Прямое нанесение. Легкое удаление из корневых каналов. Высокая рентгеноконтрастность. Форма выпуска: в шприце.
КАЛЬСЕПТ-ЙОДО.Стерильная гидроокись кальция с йодоформом для заполнения корневых каналов. Оказывает бактерицидный эффект. Применяется как внутриканальный медикамент для эндодонтического лечения инфицированных каналов зубов, для временного пломбирования каналов при гранулирующих и гранулематозных периодонтитах, с целью дезинфекции каналов, поддержания в них высокощелочной среды на уровне РН-11-12. Лечебная прокладка для формирования вторичного дентина при глубоком кариесе. Форма выпуска: паста в шприце.
МЕТАПАСТА (METAPASTA)
Водорастворимый временный пломбировочный материал на основе гидроокиси кальция с сульфатом бария.
Свойства:
- антибактериальный эффект и рентгеноконтрастность
- Паста, готовая к применению упакованная в шприц
- Легкое введение пасты в корневой канал
- Легкое извлечение при необходимости из корневых каналов, благодаря хорошей водорастворимости
Пасты на основе синтетических и эпоксидных смол
Пасты на основе эпоксидных смол используются самостоятельно или как герметики-наполнители при пломбировании гуттаперчей (АН+).
Эндодент. Состоит из смеси эпоксидных смол, отвердителя, рентгеноконтрастного сульфата бария. Выпускается в комплекте из двух туб и порошка наполнителя (сульфат бария). Одна туба содержит смолу, другая — отвердитель. Эндодент пластичен, легко вводится в канал, хорошо его обтурирует, не дает усадки, медленно твердеет, рентгеноконтрастен, не изменяет цвет зуба. Применяется для пломбирования всех групп зубов. Методика приготовления: на стекло наносят смолу и отвердитель в соотношении 5:1, добавляют наполнитель и замешивают до консистенции пасты.
AH26 Silver-free- Материал для пломбирования корневых каналов
Порошок и смола AH 26® смешиваются с образованием материала для пломбирования корневых каналов, обладающего великолепной герметичностью.
Основные характеристики:
- Не содержит серебра
- Обеспечивает герметичность запломбированного канала
- Великолепная биосовместимость
- Форма выпуска - порошок/пастаПлотно прилегает к стенкам корневого канала
- Очень малая полимеризационная усадка
- Не изменяет цвет зуба с течением времени
Форма выпуска
порошок 8 гр, жидкость 10 мл
Производитель
dentsply
Большинство современных силеров на рынке - это полимеры. Они включают в себя силеры на основе эпоксидной смолы, например, AH26 и AH Plus (DeTrey Dentsply, Konstanz, Germany), силеры на основе methacrylate, например, polyhydroxy-ethylmethacrylate (Hydron, NPD Dental Systems Inc., New Brunswick, NJ, USA), силеры на поливиниловой основе (Diaket-A, ESPE-Premier, Norristown, PA, USA) и polydimethylsiloxane (RoekoSeal, Langenau, Germany). Наиболее популярный среди силеров AH26 (DeTrey Dentsply) очень токсичен при свежем приготовлении (Spangberg 1969b, Pascon et al. 1991). Токсичность силера AH26 связана с выделением очень небольшого количества формальдегида, как результат химических процессов твердения. Однако, это количество, недолго выделяемого формальдегида, в тысячи раз меньше, чем при длительном выделении из традиционных формальдегид-содержащих силеров, таких как N2 (Spangberg et al. 1993), но значительно выше, чем количество, выделяемое AH Plus (Spangberg et al. 1993, Cohen et al. 1998, Leonardo et al. 1999a).
AH26 содержит катализатор/дезинфицирующий агент - hexamethylenetetramine (methenamine) - который гидролизуется на аммиак и формальдегид. Это очень гидрофильное вещество и формальдегид образуется только путем гидролитического расщепления hexamethylenetetramine (methenamine). Поверхность свеже замешанного материала контактирующая с водой по-видимому определяет количество выделяемого формальдегида (Koch 1999). Koch (1999) изучал выделение формальдегида их трех различных силеров корневого канала (AH26, Amubarut a phenol resin, и N2) и продемонстрировал, что все эти материалы показали наивысшее выделение формальдегида в свежезамешанных образцах. Выделение формальдегида уменьшается после отвердевания втечение 48 часов. Дальнейшего снижения не было замечено после хранения втечение 2 недель в случае N2, тогда как AH26 выделял только незначительное количество спустя 2 недели.
После первоначального отвердевания AH26 вызывает небольшой токсический эффект in vitro и in vivo (Bergdahl et al. 1974, Wennberg et al. 1974, Pascon & Spangberg 1990). Azar et al. (2000) продемонстрировал первоначальные цитотоксические действия AH26 на фибробласты, продолжающиеся в течение 1 недели после значительного уменьшения в цитотоксичности. Цитотоксичность AH Plus была ограничена первоначальным периодом эксперимента и не определялась спустя 4 часа после замешивания. AH26 и AH Plus оценивали как высоко, умеренно или слаботоксичные вещества в разнообразных исследованиях, включающих различные тесты (Klaiber et al. 1981, Meryon & Brook 1990, Vajrabhaya et al. 1997, Geurtsen et al. 1998, Koulaouzidou et al. 1998, Telli et al. 1999, Cohen et al. 2000). AH Plus проявил более низкий потенциал цитотоксичности по-сравнению с AH26 в исследовании Huang et al. (2002).
Schweikl et al. (1995) изучал генотоксичность AH26 и его компонентов, используя мутационный анализ клеток млекопитающего V79/hprt. Незатвердевший силер явно генотоксичен, однако, частота мутации уменьшалась пропорционально увеличению времени твердения. И AH26 и AH Plus стали причиной, зависящего от дозы увеличения генотоксичности, в исследовании Huang et al. (2002). Жидкость AH26 также явно обладает мутагенными свойствами. Такой вывод был сделан, потому что в ее состав входят два мутагенных ингридиента - bisphenol-A-diglycidyl-ether и formaldehyde. Несодержащий серебра AH26 показал слабую позитивную мутагенную реакцию в Ames test (Ersev et al. 1999). Другие исследователи обнаружили, что AH26 обладает мутагенными свойствами более 1 месяц спустя после отвердевания (Stea et al. 1994, Heil et al. 1996, Jukic et al. 2000). Было высказано предположение, что такое длительное генотоксичное действие происходит, благодаря деривату bisphenol-A-diglycidyl-ether. Противоположные данные сообщали о мутагенном потенциале AH Plus в незатвердевшем и затвердевшем состоянии. Обширный скрининг, при помощи четырех анализов in vitro и in vivo (umu, Ames, DIT, AFE), не дал показаний, при которых этот силер мог бы стать причиной мутации в затвердевшем состоянии (Leyhausen et al. 1999). Однако, применение Ames test выявило слабую мутагенную активность в незатвердевшем состоянии и через 1 день после замешивания (Schweikl et al. 1998, Jukic et al. 2000).
В длительном исследовании специфической гистосовместимости у бабуинов Pascon et al. (1991) обнаружили, что AH26 стал причиной тяжелого периапикального воспаления спустя 1-7 дней. Однако, через период времени в 2-3 года AH26 вызывал только легкое раздражение. Исследование in vivo на премолярах собаки (Leonardo et al. 1999b) продемонстрировало уплотнение ткани более апикально, по отношению к AH Plus, в 14 из 16 проанализированных корней. Клетки воспаления или области некроза были не связаны с AH Plus. Было обнаружено, что AH Plus обладает избирательной антимикробной активностью, особенно против Porphyromonas endodontalis , этот эффект связывают с выделением формальдегида в первоначальный период после замешивания (Spangberg et al. 1993).
Diaket представляет собой смесь поликетонов, содержащую винилполимеры, смешанные с оксидом цинка и фосфатом висмута (Schmitt 1951). В исследованиях Spangberg (1969a,b,c,d) он проявил очень сильную токсичность in vitro , став причиной обширного некроза тканей и длительного раздражения. Olsson et al. (1981a,b) опубликовали данные, предполагающие умеренную реакцию ткани спустя длительный период времени, и Olsson & Wennberg (1985) говорили о заметном снижении эффекта раздражения тканей спустя 2 недели. Резултаты исследования Orstavik & Mjor (1988) также показали, что Diaket обладает благоприятной биосовместимостью, особенно по сравнению с другими тестируемыми силерами. Diaket продемонстрировал отсутствие мутагенного потенциала в исследовании Schweikl & Schmalz (1991). Биосовместимость оценивалась, когда материал внедрялся в кость. Nencka et al. (1995) имплантировали Diaket в большеберцовую кость крыс и наблюдали, что он стал причиной тяжелой воспалительной реакции в течение 3 дней с постепенным уменьшением интенсивности в течение 180 дней вплоть до полного отсутствия реакции. Эти результаты предполагают, что Diaket обладает приемлемой биосвместимостью.
Силеры, содержащие формальдегид
Большая группа силеров/цементов, включающая часто применяемые Endomethasone (Deproco UK Ltd., Surrey, UK), пасту Riebler’s (Amubarut; Wera Karl, Biesingen, Germany) и N2 (Indrag-Agsa, Losone, Switzerland), содержит в своем составе значительное количество paraformaldehyde. Из них N2 наиболее изучен. Состав N2 не сильно отличается от других параформальдегид-содержащих силеров, в том что касается токсичности, и его основа - это цинк-оксид эвгенольный силер, точный состав которого изменился за эти годы. Таким образом, первое место со значительным отрывом по содержанию занимает оксид (England et al. 1980), а наименьшее количество органической ртути, которая раньше была одним из основных компонентов N2, часто исчезает из современных формул, несмотря на то, что они все еще содержат большое количество (4-8% v/v) формальдегида. Силер теряет значительный объем, когда подвергается воздействию жидкости (Grossman 1978), вместе с этой потерей возникает раздражение, если силер содержит также гидрокортизон (например, Endomethasone; Septodont, St Maur, France). N2 хорошо герметизирует, когда применяется вместе со штифтом (Brown et al. 1979). Было обнаружено, что он очень токсичен и in vitro (Spangberg & Langeland 1973), и (Spangberg 1969a, 1974). Коагуляционый некроз обычно наблюдается втечение очень короткого периода времени, и достигает максимума менее чем за 3 дня. После того, как ткань пропитается формальдегидом, заживление некроза будет представлять собой медленный процесс, часто занимающий месяцы. Как только формальдегид вымывается из некротической ткани (Block et al. 1980, Araki et al. 1993b), следует или бактериальная инвазия, или, если ткань хорошо снабжается кровью, восстановление (Spangberg 1969a, 1974). В клинических условиях, эта неблагоприятная реакция ткани может выглядеть, как локализованные воспалительные реакции в периапикальной ткани (Engstrom & Spangberg 1969b).
Сообщалось о случаях гиперчувствительности, предположительно как результат системного ответа на формальдегид, после лечения корневого канала (Forman & Ord 1986, Fehr et al. 1992). Вдобавок к его цитотоксическим свойствам, формальдегид известен и как мутаген (Goldmacher & Thilly 1983), а также как канцероген (Swenberg et al. 1980), хотя такие эффекты не свойственны формальдегиду при его высвобождении из эндодонтических материалов (Lewis & Chestner 1981). Сообщалось о том, что некоторые силеры на основе эпоксидной смолы выделяют формальдегид, при свежем замешивании и во время твердения (Koch 1999) и это будет обсуждаться ниже, в разделе силеров на основе полимеров.