Запомните: эта реакция является качественной на глицерин (многоатомные спирты).

Методические указания по проведению

Лабораторной работы № 11

Дисциплина: Химия

Тема:Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

Продолжительность:1 час

Для специальностей:технического профиля

Автор: Чудинова Л.Е.

Тема:Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

Цели работы: 1.Закрепляем и углубляем знания о растворении глицерина в воде и взаимодействии с

гидроксидом меди(II).

2. Вырабатываем умение логически последовательного изложе­ния материала.

3. Формируем навык оформления лабораторной работы по стандарту.

Теоретические основы:

Спиртами называют органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с функциональной гидроксильной группой.

Глицерин,- вязкая, сиропообразная жидкость, сладкая на вкус. Неограниченно растворим в воде. Нелетуч.

В качестве составной части сложных эфиров входит в состав жиров и масел.

Широко используется в косметике, фармацевтической и пищевой промышленности.

В косметических средствах глицерин играет роль смягчающего и успокаивающего средства.

Его добавляют к зубной пасте, чтобы предотвратить ее высыхание.

К кондитерским изделиям глицерин добавляют для предотвращения их кристаллизации. Глицерин малотоксичен его даже добавляют в напитки для придания им сладкого вкуса и вязкости.

Им опрыскивают табак, в этом случае он действует как увлажнитель, предотвращающий высыхание табачных листьев и их раскрошивание до переработки.

Его добавляют к клеям, чтобы предохранить их от слишком быстрого высыхания, и к пластикам, особенно к целлофану. В последнем случае глицерин выполняет функции пластификатора, действуя наподобие смазки между полимерными молекулами и таким образом придавая пластмассам необходимую гибкость и эластичность.

Глицерин применяется для получения синтетических смол и взрывчатых веществ, например нитроглицерина.

1-процентный спиртовой раствор нитроглицерина в небольших дозах применяется при сердечных заболеваниях как средство, расширяющее кровеносные сосуды.

Глицерин и другие многоатомные спирты можно распознать с помощью качественной реакции, реагентом в которой выступает гидроксид меди(II) .При добавлении нескольких капель раствора глицерина, или другого многоатомного спирта к свежеприготовленному осадку гидроксида меди(II) этот осадок растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета.

Образование ярко-синего раствора при взаимодействии с гидроокисью меди—характерная реакция многоатомных спиртов.
Формула глицерина:

Н2 — СН — СН2

| | |

ОН ОН ОН

Входной контроль:

Отвечаем на вопросы:

1. Какие спирты называют многоатомными?

2. В чем особенности физических свойств глицерина?

Ход выполнения работы:

Опыт №1

Растворение глицерина в воде.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, глицерин, вода.

1. К 1 мл воды в пробирке приливаем равный объем глицерина и взбалтываем смесь. Затем добавляем еще столько же глицерина.

Отвечаем на вопрос: Что можно сказать о растворимости его в воде?

2. На лист фильтровальной бумаги наносим 2—3 капли глицерина и отдельно — несколько капель воды. Наблюдаем время от времени, какая жидкость. быстрей испарится.

Отвечаем на вопрос: Как объяснить результаты опыта?

Опыт№2

Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди(II).

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, глицерин, вода, раствор хлорида (сульфата) меди (с=0,5 моль/л); раствор гидроксида натрия (калия) (10-12 %-ный).

1.К 0,5 мл воды в пробирке добавляем 2 капли глицерина, содержимое взбалтываем. Прибавляем еще каплю глицерина и снова взбалтываем. Прибавляем еще каплю глицерина.

Отвечаем на вопрос: Что можно сказать о растворимости глицерина?

2.К полученному раствору глицерина приливаем 2 капли раствора соли меди и по каплям добавляем раствор щелочи до изменения окраски раствора (щелочь должна быть в избытке). Образуется глицерат меди ярко-синего цвета.

Запомните: эта реакция является качественной на глицерин (многоатомные спирты).

Записываем уравнение реакции.

Выходной контроль:

Отвечаем на вопросы:

1.К наступлению холодов в клеточной жидкости насекомых и некоторых земноводных резко

увеличивается содержание глицерина. Объясните этот природный факт.

2.Назовите области использования глицерина в условиях учебной практики и в вашей будущей

профессиональной деятельности?

Содержание отчёта:

Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе.

Список литературы:

1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия» [текст]:- учебник для профессий и специальностей Технического профиля. Москва, Издательский дом «Академия», 2012 г.

2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

4. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для средне профессиональных учебных заведений, 4-е изд. М.: Издательский Центр Академия, 2004-384 с.

5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. ОУ, 8-е изд. М. Просвещение, 2001, 160 с.

6. www.twirpx.com - Учебные материалы.

7. www.amgpgu.ru - Лекционный курс.

8. www.uchportal.ru – Учительский портал.

9. http://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал.

Наши рекомендации