Практическая работа «№ 14 (1 ч)
Тема: Рациональное питание, расчет дневного рациона
Цель работы: Научиться правильно составлять дневной рацион питания для профилактики обменных нарушений (ожирение, сахарный диабет), заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Приобрести практический навык по составлению дневного рациона.
Методические рекомендации:На основании нормативов потребностей организма человека по белку, жирам, углеводам, витаминно-минеральному комплексу рассчитать свой индивидуальный рацион питания, что является важной составляющей здорового образа жизни.
Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% из жиров, одна треть которых должна быть твердыми или животного происхождения. Оставшиеся 50-55% должны приходиться на углеводы, содержащаяся во фруктах, овощах, злаках, орехах.
Среднесуточная потребность взрослого человека: белки - 80-100 г., жиры – 80-109 г., углеводы 400-500 г., витамин А- 1,5-2, мг., каротин – 3-5 мг., витамин В1- 1,5-2 мг., В2 – 2,5 мг., С- 50-70 мг., РР – 15-25 мг. Мин. в-ва: К -2500-5000 мг, Са – 800-1000 мг, Мg -300-500 мг, Р – 1000-1500 мг, Fe -15 мг.
Задание 1: Составить дневной рацион по калорийности продуктов табл.№1
Задание 2: Составить дневной рацион по содержанию витаминов в продуктах табл. №2
Задание 3: Составить дневной рацион по содержанию минеральных веществ в продуктах
Задание 4: Составить дневной рацион по содержанию аминокислот лизина
Задание 5: Составить дневной рацион по содержанию линолевой кислоты в продуктах табл.№5
По таблице №1
Пример
Завтрак | Обед | Ужин | Полдник |
2 блюдо | 1 блюдо | 2 блюдо | Напиток |
Напиток | 2 блюдо | Напиток | |
При необходимости салат | Напиток салат | При необходимости салат |
Завтрак
Белки | Жиры | Углеводы | Ккал | |
Крупа гречневая | 12,5 | 2,5 | 67,4 | |
Сок из смородины чёрной | 0,8 | - | 8,0 | |
Хлеб ржаной | 6,3 | 1,3 | 46,1 | |
19,6 | 3,8 | 181,5 |
Обед и т.д.
Капуста белокочанная | ||||
Сумма |
В сумме белки, жиры, углеводы, Ккал должны соответствовать среднесуточной потребности.
По таблице 2.
Напишите перечень продуктов которые необходимо употребить в течении суток для восстановления в организме витаминов, учитывая среднесуточную потребность.
Например:
А | Каротин | В1 | В2 | С | PР | |
Яблоко | ||||||
Слива | ||||||
сумма |
По таблице 3.
Напишите перечень продуктов которые необходимо употребить в течение суток для восстановление в организме минеральных веществ, учитывая
среднесуточную потребность (овощи, фрукты, крупы)
Например:
К | Са | Mg | P | Fe | |
Смородина | |||||
Хлеб ржаной | |||||
Рис | |||||
Сумма |
По таблице 4.
Напишите перечень продуктов которые необходимо употребить в течении суток для восстановления в организме аминокислот, учитывая среднесуточную потребность.
Напишите перечень продуктов которые необходимо употребить в течении суток для восстановления в организме линолевой кислоты, учитывая среднесуточную потребность.
Наименование | Вода(%) | Белки(%) | Жиры(%) | Углеводы (%) | Клетчатка | Органические кислоты |
Контрольные вопросы:
1. Какие продукты составляют основной рацион для восстановления необходимых веществ в организме?
2. Какими продуктами необходимо восполнять углеводы?
3. Какова роль белков в жизнедеятельности организма?
4. Какова роль ненасыщенных жирных кислот?
5. Какова роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма?
Основная литература:
1. Учебное пособие для студентов ВУЗ по курсу «Безопасность жизнедеятельности».-Книга 2.-Алматы: АЧС РК, Республ. Курсы ЧС и ГО, 2003.
2. Саудабеков К.Е., Алманиязов Э.А., Лухнова Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни. Учеб. пособ. А-Ата, 1999г.
Дополнительная литература:
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний.-М.:АСТ – ЛТД.- 1997
2. Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие – М.: «Русское слово», 1995г.
3. Гоголев М. И. Методическое пособие по медико – санитарной подготовке: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1995г.
Практическая работа №15 (1 ч).
Тема: Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа
Сердца.
Цель работы:Изучить способы проведения искусственного дыхания и непрямого дыхания сердца. Научиться методике проведения, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Правильно определять точку надавливания на сердечную мышцу.
Методические рекомендации:При нарушении или остановке у поражённого естественного дыхания ему делают искусственное дыхание. При его осуществлении следует соблюдать ряд правил:
- по возможности обеспечить приток к пострадавшему свежего воздуха, освободить его от стесняющей одежды;
- при наличии во рту поражённых рвотных масс, песка, земли и др. веществ, закупоривающих горло – очистить рот от них указательным пальцем, обёрнутым платком или куском марли;
- если язык запал – вытянуть его;
- соблюдать нормальный ритм дыхания (60 раз в минуту для взрослого, 100 раз в минуту для ребёнка).
Способ “изо рта в рот”, “изо рта в нос”. Поражённого кладут на спину и запрокидывают голову назад (под лопатки подкладывают что - нибудь твёрдое).
Удерживая одной рукой голову поражённого в указанном положении, другой рукой ему оттягивают нижнюю челюсть к низу так, чтобы рот был полуоткрыт.
Сделав глубокий вдох, оказывающий помощь прикладывает через платок или кусок марли свой рот ко рту поражённого и вдыхает в него воздух из своих лёгких 10 раз. Одновременно, пальцами рук, удерживающий голову, он сжимает поражённому нос.
Грудная клетка пострадавшего при этом расширяется – происходит вдох. Затем оказывающий помощь отнимает свои губы оторта поражённого и надавливая руками в течение 2 - 3 секунд на его грудную клетку, выпускает воздух из лёгких – происходит выдох. Эти действия повторяют 16 - 18 раз в минуту.
Наряду с остановкой дыхания у поражённого может прекратиться деятельность сердца. В этом случае, одновременно с искусственным дыханием, следует произвести непрямой массаж сердца.
Если помощь оказывают два человека, то один делает искусственное дыхание по способу “изо рта в рот.” 1 раз, второй же, встав возле поражённого с левой стороны, кладёт ладонь одной руки на нижнюю треть его грудины, а вторую – на первую и при выдохе поражённого ритмически делает 5 толчкообразных надавливания. Если помощь оказывает один человек, то, надавив 10 раз на грудину, он прерывает массаж и один раз вдувает воздух в лёгкие поражённого, затем повторяет надавливания на грудину и вдувает воздух 2 раза. При непрямом массаже сердца делают 60 – 70 движений в минуту. И так до тех пор, пока поражённый не начнёт самостоятельно дышать.
Каждый обучаемый должен практически выполнить приёмы укладки пострадавшего, непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
Задание 1:Произвести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца на манекене.
Задание 2: Заполнить таблицу «Способы реанимации».
Способы реанимации | Возраст | Кол-во человек, выполнивших реанимацию | Количество надавливаний и вдохов |
непрямой массаж сердца | Ребёнок | ||
Взрослый | |||
Искусственное дыхание | Ребёнок | ||
взрослый |
Контрольные вопросы:
1.Что такое острая сердечная недостаточность, чем она характеризуется?
2.Как оказать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности?
3.Что такое непрямой массаж сердца и в каких случаях он проводится?
4. Перечислите симптомы и ПМП при остром инфаркте миокарда?
5. Каковы признаки обморочного состояния?
Основная литература:
1. Учебное пособие для студентов ВУЗ по курсу «Безопасность жизнедеятельности».-Книга 2.-Алматы: АЧС РК, Республ. Курсы ЧС и ГО, 2003.
2. Буянов В.М. Первая медицинская помощь.-М.:Медицина6 1996
3. Джарылкапова Г.А., Зельцер В.И., Кунакбаев А.С. Методическое пособие для СРС «Этапы сердечно-легочной реанимации». А.-Ата, 1990 г.
Дополнительная литература:
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний.-М.:АСТ – ЛТД.- 1997
2. Рычалов Г. П., Нехаев А. Н. Методы наложения повязок при травмах и некоторых заболеваниях: Учебное пособие – Лен.: Высшая школа, 1996г.