Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.
3 Последние 15 лет международное сообщество испытывает всё возрастающий натиск терроризма. Для России на сегодняшний день терроризм является серьёзной угрозой национальной безопасности. Начинать выработку системы мер для защиты государства необходимо с чёткого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объёму действий, количеству участников, мотивации и т.д. Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, освобождение арестованных террористов, “расшатывание” стабильности и запугивание общества и провоцирование боевых действий (войны). Целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности, создания единого банка информации, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении.
В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ). Террористы используют следующие способы взрыва:
- по истечении заданного времени замедления (с помощью механических часов, электронных схем, таймеров);
- по радиосигналу (с помощью радиоигрушек, мобильных телефонов, пейджеров);
- путём подачи импульса тока на электродетонатор по проводам;
- путём подключения потребителей энергии (телевизоры, радиоприёмники) к сети;
- при включении определённого потребителя электроэнергии в автомобиле (фары, звуковой сигнал).
При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:
- припаркованный в неположенном месте автомобиль;
- оставленный прицеп;
- бесхозный предмет с имеющимся на нём источником питания;
- провода, растяжки из проволоки, верёвки;
- необычное расположение контейнеров для мусора.
При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:
- немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;
- изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему и не подпускать других;
- если дело происходит в помещении, эвакуировать персонал;
- исключить использование мобильных телефонов, радиосвязи, так как это может привести к срабатыванию ВУ.
Ликвидация последствий террористических актов взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.
60)Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России) — государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации — России, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России[5].
В состав ВС России входят виды ВС: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; отдельные рода войск — Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска и Ракетные войска стратегического назначения; центральные органы военного управления; Тыл Вооружённых сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск (см. также ССО РФ).
ВС России созданы 7 мая 1992 года и на тот момент насчитывали 2 880 000 человек личного состава. Это одни из крупнейших вооружённых силмира, численность их личного состава составляет более 1 000 000 человек. Штатная численность устанавливается Указом Президента Российской Федерации, на 1 января 2008 года установлена квота 2 019 629 единиц личного состава, в том числе военнослужащих 1 134 800 единиц.[6] Вооружённые Силы России отличаются наличием крупнейших в мире[7] запасов оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки.
Командование[править | править исходный текст]
Верховный Главнокомандующий[править | править исходный текст]
Основная статья: Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации
Верховным главнокомандующим ВС России является президент России. В случае агрессиипротив России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации иГосударственной думе для утверждения соответствующего указа.
Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.
Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации[8]; утверждает военную доктрину России[9][10]; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России[11]. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планыстроительства Вооруженных сил, мобилизационный план Вооруженных сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве[12].
Министерство обороны[править | править исходный текст]
Основная статья: Министерство обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны) является органом управления Вооруженными силами России. К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты[13].
Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, — председателю правительства России. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил[13].
Действующий министр обороны — Сергей Кужугетович Шойгу.
Генеральный штаб[править | править исходный текст]
Основная статья: Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации
Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности (ФСБ), внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД), Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки (СВР) России, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений[14].
К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований[14].
Действующий начальник Генерального штаба — генерал армии Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).
Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР (см. РККА), позднее — в период развала СССР (14 июля 1990 года). Однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР иКГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР[15].
Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать национальную гвардиюРСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3-5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (три бригады), в Ленинграде (две бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды Национальной Гвардии успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых — военнослужащие ВС СССР. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан[16].
После подписания Беловежских соглашений 21 декабря государствами-участниками только что созданного СНГ был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ, а МО СССР преобразовано в Главкомат ОВС СНГ. 16 марта 1992 года Указом Ельцина были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего[15]. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.
Вооружённые силы в 1990-е годы[править | править исходный текст]
В состав ВС Российской Федерации вошли управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооружённых Сил СССР, на момент мая 1992 года располагавшиеся на территории России, а также находящиеся под российской юрисдикцией войска (силы) на территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийского флота, Каспийской флотилии,14-й гвардейской армии, соединения, воинские части, учреждения, предприятия и организации на территории Монголии, Кубы и некоторых других стран[17] общей численностью 2,88 млн человек[18].
В рамках реформирования вооружённых сил в Генштабе была разработана концепция Мобильных сил. Мобильные силы должны были представлять собой 5 отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штатам военного времени (95-100 %) с единым штатом и вооружением. Таким образом планировалось избавиться от громоздкого мобилизационного механизма, а в дальнейшем перевести ВС целиком на контрактную основу. Однако к концу 1993 года были сформированы лишь три таких бригады: 74-я, 131-я и 136-я, при этом не удалось ни свести бригады к единому штату (по штату различались даже батальоны в составе одной бригады), ни укомплектовать их по штатам военного времени. Недоукомплектованность частей была настолько значительной, что в начале Первой чеченской войны (1994—1996) Грачёв просил Бориса Ельцина дать санкцию на ограниченную мобилизацию, на что получил отказ, и Объединённую группировку войск в Чечне пришлось формировать из частей со всех военных округов. Первая чеченская выявила также серьёзные недостатки в управлении войсками[19].
После Чечни новым министром обороны был назначен Игорь Родионов, в 1997 году — Игорь Сергеев. Была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в ВС России появились 4 категории частей и соединений:
· постоянной готовности (укомплектованность личным составом — 95—100 % от штата военного времени);
· сокращённого состава (укомплектованность — до 70 %);
· базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность — 5—10 %);
· кадрированные (укомплектованность — 5—10 %).
Вместе с тем перевод ВС на контрактный способ комплектования не представлялся возможным из-за недостаточного финансирования, в то время как этот вопрос стал болезненным в российском обществе на фоне потерь в Первой чеченской войне. При этом удалось лишь незначительно увеличить долю «контрактников» в Вооружённых Силах. К этому времени численность ВС была сокращена более чем в два раза — до 1 212 000 человек[19].
Во Второй чеченской войне (1999—2006) Объединённая группировка войск формировалась из частей постоянной готовности сухопутных войск, а также Воздушно-десантных войск. При этом из состава этих частей выделялись лишь по одной тактической батальонной группе (в полном составе воевала только одна мотострелковая бригада из Сибирского военного округа) — это делалось для того, чтобы оперативно компенсировать потери в войне за счёт личного состава, оставшегося в местах постоянной дислокации своих частей[источник не указан 410 дней]. С конца 1999 года доля «контрактников» в Чечне начала расти, достигнув в 2003 году 45 %[19].
Основные статьи: Российские военные объекты за рубежом, Первая чеченская война, Вторая чеченская война
Вооружённые силы в 2000-е годы[править | править исходный текст]
В 2001 году министерство обороны возглавил Сергей Иванов. После окончания активной фазы боевых действий в Чечне решено было вернуться к «Грачёвским» планам по переводу на контрактное комплектование войск: части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, а остальные части и соединения, БХВТ, ЦБР и учреждения оставить на срочной основе. В 2003 году началась соответствующая Федеральная целевая программа. Первой частью, переведённой на «контракт» в её рамках, стал воздушно-десантный полк в составе 76-й Псковской дивизии ВДВ, а с 2005 года на контрактную основу начали переводить другие части и соединения постоянной готовности. Однако данная программа также не увенчалась успехом из-за слабого денежного довольствия, условий службы и отсутствия социальной инфраструктуры в местах несения службы военнослужащими по контракту[19].
В 2005 году началась также работа по оптимизации системы управленияВооружёнными Силами. По замыслу Начальника Генштаба Юрия Балуевского планировалось создать три региональных командования, которым подчинялись бы части всех видов и родов войск. На основе МВО, ЛенВО, Балтийского и Северного флотов, а также бывшего Московского военного округа ВВС и ПВО должно было быть создано Западное региональное командование; на основе части ПУрВО, СКВО и Каспийской флотилии — Южное; на основе части ПУрВО, СибВО, ДВО иТихоокеанского флота — Восточное. Региональным командованиям должны были быть переподчинены все части центрального подчинения в регионах. При этом Главкоматы видов и родов войск планировалось упразднить. Реализация этих замыслов была однако отложена на 2010—2015 годы из-за сбоев в программе по переводу войск на контрактную основу, на что была срочно переправлена основная часть финансовых средств[19].
Тем не менее, при Сердюкове, заменившем Иванова в 2007 году, к идее создания региональных командований быстро вернулись. Решено было начать с Восточного. Был разработан штат для командования и определено место дислокации —Улан-Удэ. В январе 2008 года Восточное региональное командование было создано, но на совместных КШУ частей СибВО и ДВО в марте-апреле оно показало свою неэффективность, и уже в мае было расформировано[19].
В 2006 году была запущена Российская государственная программа развития вооружений на 2007—2015 годы.
Вооружённые силы после Пятидневной войны[править | править исходный текст]
См. также: Реформа Вооружённых сил России (2008)
Участие в вооружённом конфликте в Южной Осетии и его широкое информационное освещение выявили основные недостаткивооружённых сил: сложную систему управления и низкую мобильность. Управление войсками в ходе боевых действий осуществлялось «по цепочке» Генштаб — Штаб СКВО — Штаб 58-й армии и только потом приказы и директивы доходили непосредственно до частей. Низкая возможность по манёвру силами на больших расстояниях объяснялась громоздкой организационно-штатной структурой частей и соединений: по воздуху удалось перебросить в регион только части ВДВ. Уже в сентябре-октябре 2008 года было объявлено о переходе вооружённых сил на «новый облик» и о новой радикальной военной реформе[19]. Новая реформа вооружённых сил призвана повысить их мобильность и боеспособность, согласованность действий разных родов и видов ВС.
В ходе военной реформы было полностью реорганизовано военно-административное устройство Вооружённых Сил. Взамен шести военных округов были сформированы четыре, при этом штабам округов были переподчинены все объединения, соединения и части ВВС, ВМФ и ВДВ. Система управления Сухопутными войсками была упрощена, благодаря исключению дивизионного звена. Организационные изменения в войсках сопровождались резким наращиванием темпов роста военных расходов, которые увеличились с менее чем 1 трлн рублей в 2008 до 2,15 трлн рублей в 2013 году. Это, а также ряд других мер позволили форсировать перевооружение войск, существенно увеличить интенсивность боевой подготовки, повысить денежное довольствие военнослужащих.
Структура Вооружённых Сил Российской Федерации[править | править исходный текст]
Вооруженные Силы состоят из трех видов Вооруженных Сил, трех родов войск, Тыла Вооружённых Сил, Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны и войск, не входящих в виды Вооруженных Сил. Территориально Вооружённые Силы разделены между 4-мя военными округами:
Виды вооружённых сил[править | править исходный текст]
Сухопутные войска[править | править исходный текст]
Сухопутные войска, СВ — самый многочисленный по боевому составу видвооружённых сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов и рубежей, нанесения огневыхударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. В сухопутные войска Российской Федерации, в свою очередь, входят рода войск:
· Мотострелковые войска, МСВ — самый многочисленный род сухопутных войск, представляет собой мобильную пехоту, оснащенную БМП и БТР. Состоят из мотострелковых соединений, частей и подразделений, в которые входят мотострелковые, артиллерийские, танковые и другие части и подразделения.
· Танковые войска, ТВ — основная ударная сила сухопутных войск, манёвренные, высокомобильные и устойчивые к воздействию ядерного оружия войска, предназначенные для осуществления глубоких прорывов и развития оперативного успеха, способны с ходу преодолевать водные преграды в брод и на переправочных средствах. Танковые войска состоят из танковых, мотострелковых (механизированных, мотопехотных), ракетных, артиллерийских и других подразделений и частей.
· Ракетные войска и артиллерия, РВиА предназначены для огневого и ядерного поражения противника. Имеют на вооружении ствольную и реактивную артиллерию. Состоят из соединений частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов, а также артиллерийской разведки, управления и обеспечения.
· Войска ПВО Сухопутных войск, ПВО СВ — род сухопутных войск, предназначенный для защиты сухопутных войск от средств воздушного нападения противника, для их поражения, а также воспрещения его воздушной разведки. ПВО СВ вооружены мобильными, буксируемыми и переносными зенитно-ракетными и зенитно-пушечными системами.
· Специальные войска и службы — совокупность войск и служб сухопутных войск, предназначенных для выполнения узкоспециальных операций по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооруженных сил. Спецвойска состоят из войск радиационной, химической и биологической защиты (войск РХБ защиты), инженерных войск, войск связи, войск РЭБ,железнодорожных, автомобильных войск и т. д..
Главнокомандующий Сухопутными войсками — генерал-полковник Владимир Чиркин, начальник Главного штаба — генерал-лейтенант Сергей Истраков.
Военно-воздушные силы[править | править исходный текст]
Военно-воздушные силы, ВВС — вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России выделяются:
· Дальняя авиация — основное ударное средство Военно-воздушных сил, предназначенное для поражения (в том числе ядерного) группировок войск, авиации, военно-морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
· Фронтовая авиация — основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море. Может привлекаться для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
· Армейская авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск путем поражения наземных бронированных подвижных объектов противника на переднем крае и в тактической глубине, а также для обеспечения общевойскового боя и повышения мобильности войск. Части и подразделения армейской авиации выполняют огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные боевые задачи.
· Военно-транспортная авиация — один из видов военной авиации, входящей в состав Вооруженных сил Российской Федерации. Она обеспечивает перевозку по воздуху войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов. Выполняет внезапные задачи в мирное время при возникновении как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и конфликтных ситуаций в том или ином регионе, создающих угрозу безопасности государства. Основным предназначением военно-транспортной авиации является обеспечение стратегической мобильности Вооруженных Сил России, а в мирное время — обеспечение жизнедеятельности войск в различных регионах.
· Специальная авиация предназначена для решения широкого спектра задач: дальнего радиолокационного обнаружения и управления, ведения радиоэлектронной борьбы, разведки и целеуказания, обеспечения управления и связи, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиационной, химической и инженерной разведки, эвакуации раненых и больных, поиска и спасения летных экипажей и т. д.
· Зенитные ракетные войска, ЗРВ предназначены для защиты от средств воздушного нападения важных административных и экономических районов и объектов России.
· Радиотехнические войска, РТВ предназначены для ведения радиолокационной разведки, выдачи информации для радиолокационного обеспечения частей зенитных ракетных войск и авиации, а также для контроля использования воздушного пространства.
Главнокомандующий Военно-воздушными силами — генерал-лейтенант Виктор Бондарев
Военно-морской флот
Военно-морской флот — вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырех флотов:Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. В составе Военно-морского флота выделяются:
· Подводные силы — основная ударная сила флота. Подводные силы способны скрытно выходить в океан, приближаться к противнику и наносить по нему внезапный и мощный удар обычными и ядерными средствами. В подводных силах выделяют многоцелевые/торпедные корабли и ракетные крейсера.
· Надводные силы обеспечивают скрытный выход в океан и развёртывание подводных сил, их возвращение. Надводные силы способны перевозить и прикрывать высадку десанта, устанавливать и снимать минные заграждения, нарушать коммуникации противника и защищать свои.
· Морская авиация — авиационная составляющая Военно-морского флота. Выделяют стратегическую, тактическую, палубную и береговую авиацию. Морская авиация предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по кораблям противника и по его береговыми силам, ведения радиолокационной разведки, поиска подводных лодок и их уничтожения.
· Береговые войска предназначены для защиты военно-морских баз и пунктов базирования флота, портов, важных участков побережья, островов и проливов от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны. Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.
· Соединения и части специального назначения ВМФ — соединения, части и подразделения Военно-морского флота, предназначенные для проведения специальных мероприятий на территории военно-морских баз противника и в прибрежных территориях, ведения разведки.
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом ВС России — адмирал Виктор Чирков, начальник Главного штаба ВМФ — адмирал Александр Татаринов.
Самостоятельные рода войск[править | править исходный текст]
Войска воздушно-космической обороны[править | править исходный текст]
Войска воздушно-космической обороны — самостоятельный род войск, предназначенный для доведения информации предупреждения о ракетном нападении, противоракетная оборона Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых Сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы. В структуре Космических войск выделяются:
· Первый государственный испытательный космодром «Плесецк» (до 2007 года функционировал также Второй государственный испытательный космодром «Свободный», до 2008 года — Пятый государственный испытательный космодром «Байконур», впоследствии ставший только гражданским космодромом)
· Запуск космических аппаратов военного назначения
· Запуск космических аппаратов двойного назначения
· Главный испытательный космический центр имени Г. С. Титова
· Управление по вводу средств РКО
· Военно-учебные заведения и части обеспечения (Основное учебное заведение — Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского)
Командующий Космическими войсками — генерал-лейтенант Олег Остапенко, начальник главного штаба — генерал-майорВладимир Деркач. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство заступил новый род войск — войска воздушно-космической обороны (ВВКО).
Ракетные войска стратегического назначения[править | править исходный текст]
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — род войск Вооружённых Сил, главный компонент стратегических ядерных сил России. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. На вооружении РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования с ядерными боезарядами.
· три ракетные армии (штаб-квартиры в городах Владимир, Оренбург, Омск)
· 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр (в состав которого входит также бывший 10-й Испытательный полигон Сары-Шаган в Казахстане)
· 4-й Центральный научно-исследовательский институт (г. Юбилейный Московской области)
· учебные заведения (Военная академия имени Петра Великого в Москве, военный институт в городе Серпухов)
· арсеналы и центральные ремонтные заводы, базы хранения вооружения и военной техники
Командующий РВСН — генерал-полковник Каракаев Сергей Викторович.
Воздушно-десантные войска[править | править исходный текст]
Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения: воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии и бригады, а также отдельных частей. ВДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника.
В составе ВДВ имеется 4 дивизии: 7-я (Новороссийск), 76-я (Псков), 98-я (Иваново и Кострома), 106-я (Тула), Учебный центр (Омск), Высшее Рязанское училище, 38-й полк связи, 45-й развед. полк, 31-я бригада (Ульяновск). Кроме того в военных округах (в подчинении округа или армии) имеются воздушно-десантные (или десантно-штурмовые) бригады, которые административно относятся к ВДВ, но оперативно подчиняются командующим ВО.
Командующий ВДВ — генерал-полковник Владимир Шаманов.
Вооружение и военная техника[править | править исходный текст]
Колонна танков Т-80
Традиционно, начиная с середины XX века в ВС СССР практически полностью отсутствовали иностранная военная техника и вооружение. Редкое исключение составляла продукция социалистических стран 152-мм САУ vz.77). В СССР было создано полностью самодостаточное военное производство, которое было способно производить для нужд вооружённых сил любое вооружение и технику. В годы Холодной войны происходило её постепенное накопление, и к 1990 году объём вооружений в ВС СССР достиг небывалых значений: только в сухопутных войсках находилось около 63 тысяч танков, 86 тысяч боевых машин пехоты и бронетранспортёров, 42 тысяч стволов артиллерии[20]. Значительная часть этих запасов перешла в Вооружённые Силы Российской Федерации и других республик.
В настоящее время на вооружении сухопутных войск состоят танки Т-64, Т-72, Т-80, Т-90; боевые машины пехоты БМП-1,БМП-2, БМП-3; боевые машины десанта БМД-1, БМД-2,БМД-3,БМД-4М; бронетранспортёры БТР-70, БТР-80; бронеавтомобилиГАЗ-2975 «Тигр», итальянские Iveco LMV; самоходная и буксируемая ствольная артиллерия; реактивные системы залпового огня БМ-21, 9К57, 9К58, ТОС-1; тактические ракетные комплексы Точка и Искандер; системы противовоздушной обороны Бук,Тор, Панцирь-С1, С-300, С-400.
БПК Маршал Шапошников
На вооружении Военно-Воздушных Сил состоят истребители МиГ-29, МиГ-31,Су-27, Су-30, Су-35; фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34; штурмовикиСу-25; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95,Ту-160. В военно-транспортной авиации используются самолёты Ан-22, Ан-72,Ан-124, Ил-76. Используются специальные самолёты: воздушный танкер Ил-78, воздушные командные пункты Ил-80 и Ил-96-300ПУ, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На вооружении ВВС имеются также боевые вертолёты Ми-8, Ми-24 различных модификаций,Ми-35М, Ми-28Н, Ка-50, Ка-52; а также зенитные ракетные системы С-300 и С-400. Готовятся к принятию на вооружение многоцелевые истребители Су-35С и Т-50 (заводской индекс).
В составе Военно-Морского Флота имеется один авианесущий крейсер проекта 1143.5, ракетные крейсера проекта 1144 и проекта 1164, эскадренные миноносцы-большие противолодочные корабли проекта 1155, проекта 956, корветы проекта 20380, проекта 1124, морские и базовые тральщики, десантные корабли проекта 775. В составе подводных сил имеются многоцелевые торпедные корабли проекта 971, проекта 945, проекта 671, проекта 877; подводные ракетоносцы проекта 949, ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ, 667БДР, 941, а такжеРПКСН проекта 955.
Ядерное оружие[править | править исходный текст]
РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
Основная статья: Стратегические ядерные силы Российской Федерации
Россия обладает самым крупным в мире запасом ядерного оружия и второй после США по численности группировкой стратегических носителей ядерного оружия. К началу 2011 года в составе стратегических ядерных сил находилось 611 «развёрнутых» стратегических носителей, способных нести 2679 ядерных боезарядов[21]. В арсеналах на долговременном хранении в 2009 году находилось около 16 тысяч боезарядов[22]. Развёрнутые стратегические ядерные силы распределены в так называемую ядерную триаду: для его доставки используютсямежконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и стратегические бомбардировщики. Первый элемент триады сосредоточен в РВСН, где на вооружении состоят ракетные комплексы Р-36М,УР-100Н, РТ-2ПМ,РТ-2ПМ2 и РС-24. Морские стратегические силы представлены ракетами Р-29Р, Р-29РМ, Р-29РМУ2, носителями которых служат ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин». Приняты на вооружение ракета Р-30 и РПКСН проекта 955 «Борей». Стратегическая авиация представлена самолётами Ту-95МС иТу-160, вооружёнными крылатыми ракетами Х-55.
Нестратегические ядерные силы представлены тактическим ракетным вооружением, артиллерийскими снарядами, корректируемыми и свободнопадающими авиабомбами, торпедами, глубинными бомбами.
Финансирование и обеспечение[править | править исходный текст]
Финансирование вооружённых сил осуществляется из федерального бюджета России по статье расходов «Национальная оборона».
Первый военный бюджет России в 1992 году составлял 715 трлн неденоминированных рублей, что было равно 21,5 % от общих расходов. Это была вторая по величине статья расходов республиканского бюджета, уступавшая только финансированию народного хозяйства (803,89 трлн рублей)[23]. В 1993 году на национальную оборону было выделено всего 3115,508 млрд неденоминированных рублей (3,1 млрд в номинальном выражении в нынешних ценах), что составило 17,70 % от общих расходов[24]. В 1994 году было выделено 40,67 трлн рублей (28,14 % от общих расходов)[25], в 1995 году — 48,58 трлн (19,57 % от общих расходов)[26], в 1996 году — 80,19 трлн (18,40 % от общих расходов)[27], в 1997 году — 104,31 трлн (19,69 % от общих расходов)[28], в 1998 году — 81,77 млрд деноминированных рублей (16,39 % от общих расходов)[29].
В рамках ассигнований по разделу 02 «Национальная оборона», по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2013 году, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту и обеспечение жильем военнослужащих, решение других задач. В законопроекте расходы по разделу 02 «Национальная оборона» на 2013 год предусмотрены в сумме 2 141,2 млрд рублей и превышают объёмы 2012 года на 276,35 млрд рублей или на 14,8 % в номинальном выражении. Расходы на национальную оборону в 2014 и 2015 годах предусмотрены в сумме 2 501,4 млрд рублей и 3078,0 млрд рублей соответственно. Рост объёмов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 360,2 млрд рублей (17,6 %) и 576,6 млрд рублей (23,1 %). В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2013 году — 16,0 % (в 2012 году — 14,5 %), в 2014 году — 17,6 % и в 2015 году — 19,7 %. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отно-шению к ВВП в 2013 году составит 3,2 %, в 2014 году — 3,4 % и в 2015 году — 3,7 %, что выше параметров 2012 года (3,0 %).[30]
Эволюция военного бюджета России[30][31][32] | ||||||||
Расходы на оборону, млрд руб. | ▲ 140,8 | ▲ 1 637 | ▼ 1 274 | ▲ 1 517 | ▲ 1 865 | ▲ 2 141 | ▲ 2 501 | ▲ 3 078 |
В % от общих расходов бюджета | ▲ 16,5 | ▲ 20,0 | ▼ 12,5 | ▲ 14,3 | ▲ 14,5 | ▲ 16 | ▲ 17,6 | ▲ 19,7 |
В % от ВВП | ▲ 2,63 | ▲ 4,19 | ▼ 2,84 | ▲ 3,02 | ▼ 2,97 | ▲ 3,2 | ▲ 3,4 | ▲ 3,7 |
Расходы федерального бюджета по разделам на 2012—2015 гг. млрд. руб.[33][34]
# ПР | Наименование | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Изменения к предыдущему году, % | ||
2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||||
Вооружённые силы | 1 394,2 | 1 635,7 | 1 903,1 | 2 410,3 | 117,3 | 116,3 | 126,6 | |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка | 7,3 | 6,79 | 6,88 | 6,89 | 92,8 | 101,3 | 100,1 | |
Мобилизационная подготовка экономики | 4,89 | 5,6 | 5,7 | 5,7 | 115,7 | 100,9 | 100,9 | |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности | 0,4 | |||||||
Ядерно-оружейный комплекс | 27,4 | 29,28 | 33,3 | 38,57 | 106,6 | 113,8 | 115,7 | |
Реализация международных договоров в сфере военно-технического сотрудничества | 6,58 | 5,8 | 5,88 | 5,99 | 88,1 | 102,4 | 101,8 | |
Прикладные научные исследования в области обороны | 170,77 | 198,3 | 233,9 | 228,5 | 116,1 | 117,9 | 97,7 | |
Другие вопросы в области национальной обороны | 253,09 | 259,59 | 312,66 | 381,9 | 102,6 | 120,4 | 122,2 |
Военная служба[править | править исходный текст]
Курсант
Военная служба в ВС России предусматривается как по контракту, так и по призыву. Минимальный возраст военнослужащего составляет 18 лет (для курсантов военных учебных заведений может быть меньше на момент зачисления), предельный — 65 лет.
Комплектование[править | править исходный текст]
Офицеры армии, авиации и флота проходят службу только по контракту. Офицерскийкорпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание «лейтенант». Первый контракт с курсантами — на весь период обучения и на 5 лет военной службы — заключается, как правило, на втором курсе обучения. Контракт о прохождении военной службы в офицерском звании имеют право заключить и граждане, находящиеся в запасе, в том числе и получившие звание «лейтенант» и определённые в запас после обучения навоенных кафедрах (факультетах военного обучения, циклах, военно-учебных центрах) при гражданских вузах.
Рядовой и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанные граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву — один календарный год. Призывные кампании осуществляются дважды в год: весенняя — с 1 апреля по 15 июля, осенняя — с 1 октября по 31 декабря. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта — на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта — 40 лет.