Аварии на РОО с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
Теоретические положения
В процессе формирования цивилизации на земле возникла социосфера.Она включила в свой состав человечество с присущими ему производственными и иными отношениями, а также освоенную человечеством часть природной среды. Составным и важным элементом социосферы стала техносфера. Техносферапредставляет собой совокупность искусственных объектов в пределах географической оболочки Земли и околоземного космического пространства, созданных человеком из вещества окружающей его неживой и частично живой природы. К техносфере относятся также совокупность знаний и другие интеллектуально-информационные ценности, необходимые для её функционирования. В целом человек, несмотря на возросшую численность населения, лучше, чем прежде обеспечен пищей, одеждой и предметами быта, обитает в большинстве случаев в условиях современного жилища. Люди научились с помощью современного транспорта и связи быстро преодолевать расстояния. Вместе с тем развитие техносферы, особенно в ХХ веке, привело к ряду негативных результатов. Возникли трудно разрешимые глобальные экологические проблемы, усилилась антропогенная нагрузка на Землю, участились разного рода аварии, техногенные катастрофы с тяжелыми для людей последствиями. Государственный стандарт РФ определяет авариюкак опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей среде. ЧС техногенного характера могут быть локальными, местными, территориальными, федеральными, трансграничными. Крупную аварию, повлекшую за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называют производственной (или транспортной) катастрофой.Производственные аварии и катастрофы относят к ЧС техногенного характера
Классификация ЧС техногенного характера
1. Транспортные аварии (катастрофы)
2. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО)
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ
6. Аварии на электроэнергетических системах
7. Аварии на очистных сооружениях
8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
9. Гидродинамические аварии
10. Внезапное обрушение зданий, сооружений
Причины аварий
1. Ошибки, допущенные при проектировании и строительстве сооружений и монтаже технических систем;
2. Нарушение техники производства и правил эксплуатации на транспорте и оборудовании и т.д.;
3. Несоблюдение правил хранения агрессивных, взрывоопасных и пожароопасных веществ
4. Работа на устаревшем оборудовании с признаками старения металла и коррозии.
Транспортные аварии (катастрофы)
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги. Пассажира транспортного средства опасности подстерегают при посадке, высадке, собственно в поездке и в аварийной ситуации. В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» определен порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения и ответственность за нарушение соответствующего законодательства. Все виды транспорта делятся по сфере их обслуживания на наземный, воздушный, водный. Существует социально-экономическая характеристика транспорта. Железные дороги можно строить практически повсеместно и почти в любом направлении. Работают они регулярно и перевозят основную массу грузов и пассажиров, поэтому , хотя их прокладка обходится довольно дорого, именно ЖД перевозят ¾ всех грузов в нашей стране. ЖД транспорт считается самым грузоподъемным.
Построить автодорогу стоит в 2-3 раза дешевле, чем железную. Автомобилем выгодно перевозить грузы на короткие расстояния – 50 км – для ЖД транспорта это накладно.
Самый быстрый вид транспорта – воздушный, но он самый дорогой. Им пользуются для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния, что дает значительный выигрыш во времени.
Самый дешевый вид транспорта – водный. Подготовка и содержание в порядке водных путей в большинстве случаев обходится дешевле, чем строительство и ремонт автомобильных и железных дорог. Морской транспорт обслуживает, в первую очередь, прибрежные районы, а также осуществляет импорт и экспорт страны. Большие морские суда очень вместительные и могут забирать много груза.
Аварии на городском транспорте.Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. В среднем только за 3 дня в ДТП гибнет столько людей, сколько на авиационном, железнодорожном и морском транспорте в целом за год. Примерно 75% ДТП происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасным вводом нарушений является превышения скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Виды ДТП:
наезды на людей и другие подвижные объекты в полосе движения автомобиля
наезды на неподвижные объекты
столкновение автомобилей друг с другом и другими средствами
опрокидывание транспортного средства
ДТП происходят и по вине пешеходов: неожиданный выход пешехода на проезжую часть дороги, переход через проезжую часть вне пешеходного перехода, наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке, отвлечение внимания водителя при выполнении маневра на дороге. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ДПС низкий, подготовка населения и водителей также недостаточная. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, часто неукомплектованы, поэтому смертность от ДТП у нас в 10-15 раз выше, чем в мире.
Аварии на ЖД транспорте.Основными причинами аварий на ЖД транспорте являются: неисправности пути, неисправности подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчерской службы, невнимательность и халатность машинистов и, самое опасное – это возгорание ЖД .состава. Нарушать работу ЖД транспорта могут природные явления (наводнения, обвалы, сели, природные пожары, землетрясения и т.д.). Самая большая опасность – это возгорание железнодорожного состава. Информация о правилах поведения в вагоне и при пожаре всегда в каждом вагоне на стене около кипятильника. Правила выживания при ЧС в вагоне:
не паниковать
при задымленности, смочить любую ткань водой и прикрыть рот и нос
предупредить об опасности пассажиров соседнего купе
постараться сообщить о ЧС проводнику
пробираясь к выходу, делайте это на четвереньках, там меньше дыма
постарайтесь открыть окно или разбить его каким-либо предметом
выбираясь из окна, оцените высоту прыжка: если расстояние до земли небольшое – сначала спустите вниз детей, стариков и больных, если высота велика – прыгайте первыми и принимайте на руки остальных.
Аварии на воздушном транспорте.Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф на воздушном транспорте не уменьшается. Причины: разрушение отдельных конструкций самолета, отказ двигателя, нарушение работы системы управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, пожар на борту. В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационным происшествием. Они подразделяются на катастрофы, аварии, поломки. Авиационная катастрофа – это авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение судна или его исчезновение. Авиационная авария – это происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее значительное разрушение воздушного судна. Каждая пятая авария на самолете сопровождается пожаром. Главное при пожаре – после остановки самолета немедленно направиться к ближайшему выходу. Анализ ЧС на самолетах выявил два опасных типа поведения пассажиров – паника и апатия. Трезвое спокойствие – одно их важных условий спасения в любой катастрофе
Аварии на водном транспорте. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
♦ кораблекрушение – гибель судна или его полное конструктивное разрушение
♦ авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажиров 12 часов).
Большинство происшествий на водном транспорте происходит по вине людей. Это могут быть нарушения проектирования и строительство судна или происшествия в ходе эксплуатации. Корабли и судна оснащаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования. Основными средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки и плоты., а средствами индивидуального пользования – спасательные пояса, круги, жилеты. По Международной конвенции по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и пассажиров. Покидать судно при кораблекрушении надо только по сигналу капитана «Покинуть корабль»
Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах (ПВОО)
Согласно ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» к ПОО относятся предприятия или их цехи, участки, площадки и т.п., аварии на которых могут сопровождаться гибелью людей, материальными потерями и вредным воздействием на окружающую природу. По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности все промышленные производства подразделяются на 6 категорий – А. Б, В, Г, Д, Е.К категории А – НПЗ, хим. предприятия, АЗС, склады нефтепродуктов и т.п. Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки , сахарной пудры и т.п. В –лесопильные, деревообрабатывающие, мебельные и др. предприятия. Производства Г, Д, Ене представляют такой серьезной опасности.
Пожар –неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Поражающие факторы пожаров: воздействие огня на горящий предмет; дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет излучения; воздействие токсических продуктов горения. Тяжелые социально-экономические последствия пожара – прекращение выполнения объектом, уничтоженным пожаром, своих хозяйственных или иных функций.
Взрыв –это процесс выделение большого количества энергии за короткий промежуток времени, связанный с мгновенным физико-химическим изменения состояния вещества, приводящий к возникновению скачка давления или ударной волны, которая сопровождается образованием сжатых газов или паров. ВОО являются: котлы в котельных, продукция и полуфабрикаты на хим. предприятиях, пары бензина на НПЗ и АЗС, мучная пыль и сахарная пудра на сахаро-рафинадных заводах и т.д. Причиной может стать халатность и недисциплинированность работников. Поражающие факторы взрывов: воздушная ударная волна, осколки. При взрывах люди получают термические и механические повреждения, черепно-мозговые травмы, переломы, ушибы, контузии.
Аварии на ХОО с выбросом (угрозой выброса) АХОВ
В России действуют более 3,3 объектов экономики, располагающими значительными запасами СДЯВ. Более 50 % из их числа имеют запасы аммиака, 35 % хлора, 5 % - соляной кислоты. Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает 700 тыс.т. К сожалению, более 70 % предприятий хим. промышленности расположены в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек. Кроме того армия в своих арсеналах хранит около 40 тыс. т боевых ОВ. Суммарная площадь территории России, на которой в результате аварий и катастроф может возникнуть химическое заражение, составляет около 300 тыс. кв. км, при этом на данной территории проживает около 60 млн. человек. Ежегодно на ХОО происходит до 100 аварий с выбросом ОХВ в окружающую среду. ХОО –это предприятия, использующие в производственных процессах различные вещества, опасные для населения, проживающего рядом с ними и окружающей природной среды. Вещества, которые находятся там, называются АХОВ.Они представляют собой опасные химические вещества, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, а при аварийном выбросе (разливе) может произойти заражение окружающей среды в концентрациях, поражающих все живое. Химическая авария –авария на ХОО, сопровождающаяся выбросом или разливом ОХВ, способным привести к гибели или поражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельхоз. животных и растений. По характеру воздействия на организм человека АХОВ подразделяются на шесть групп:
1-я – вещества преимущественно с удушающим и прижигающим действием (хлор, фосген и т.д.); 2-я группа – с преимущественно общеядовитым действием (синильная кислота, окись углерода и т.д.); 3-я группа – вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (сероводород, оксиды азота и т.д.); 4-я группа – нейротропные яды, т.е. действующие на генерацию, проведение и передачу импульса (сероуглерод, ФОС и т.д.); 5-я группа – вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак, и т.д.); 6-я группа – метаболические яды (технические спирты, метанол).
В результате крупной аварии создается сложная обстановка с образованием зоны химического заражения и очага химического поражения. Зона химического заражения – территория, подвергшаяся непосредственному воздействию АХОВ или химического оружия и территорию, над которой распространилось облако АХОВ или ОВ. Очаг химического поражения –территория, в пределах которой в результате воздействия АХОВ или химического оружия произошли массовые поражения людей, сель/ хоз. животных и растений. Важнейшей характеристикой АХОВ является токсичность.Токсичность – это степень ядовитости, которая характеризуется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смертельной концентрацией или смертельной дозой. Величина зоны химического заражения зависит от количества АХОВ (ОВ), их типа, физико-химических свойств, метеоусловий, рельефа местности, наличия на ней растительности, типа и плотности застройки. Проникая в организм человека, АХОВ вызывают отравления. Первые признаки: появление чувства страха, общее возбуждение, покраснение кожи и слизистой глаз, раздражение слизистой носа, гортани, тошнота, рвота, потеря сознания.
По масштабам аварии на ХОО могут быть частными, объектовыми, местными, региональными, глобальными.
Алгоритм действий для людей, получивших сигнал оповещения: надеть СИЗ, закрыть окна, форточки, вентиляционные люки, отключить бытовые приборы, сделать 3-х дневный запас воды и продуктов, приготовиться к эвакуации. Без паники выйти из жил. Массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра, на возвышенный участок местности на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. После выхода из зоны заражения нужно пройти сан. обработку.
Аварии на РОО с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
В настоящее время практически любая отрасль хозяйства и науки использует РВ и источники ионизирующего излучения. Высокими темпами развивается атомная энергетика. Атомная наука и техника таят в себе огромные возможности, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды. Для нашей страны характерна значительная радиационная опасность. В стране функционируют АЭС с 29 ядерными энергетическими установками. В составе российских флотов функционируют более 250 военных кораблей и гражданских судов с ядерными установками. Работают около 30 научно- исследовательских организаций с ядерными установками, 16 региональных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Радиационно-опасный объект (РОО) –это предприятие, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют РВ и при аварии, на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение сел/хозяйственных животных и растений. Радиационная авария –это потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников, стихийными бедствиями или иными причинами. Международная шкала ядерных событий имеет семь уровней. В России первая авария на РОО произошла в 1957 г в Челябинской обл. (г. Озерск). Она отнесена к шестому уровню. Авария на Чернобыльской АЭС оценивается седьмым уровнем. Основным поражающим фактором при радиационной аварии является внешнее облучение, которое может привести к лучевой болезни и другим радиационным поражениям. Внешнее бета-излучение, обладающее свойством ионизации, действует в основном на кожу и подкожную клетчатку, вызывая поражения кожи (ожоги). Внешнее альфа-излучение из-за малой проникающей способности практически не оказывает биологического воздействия на организм. Но при попадании радионуклидов внутрь организма через органы дыхания, пищеварительный тракт, через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки – опасность прежде всего представляют альфа-излучение. Внутреннее облучение гораздо опаснее внешнего. При нахождении на загрязненной территории наиболее опасным является гамма-излучение, обладающее проникающим действие. Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении функций жизненно важных органов (ЖКТ, кроветворении, нервной системы). Радиочувствительность органов к облучению разная. К первой группе относятся половые органы и красный костный мозг. Во вторую группу входят практически все внутренние органы. Третью группу – это кожные покровы, кости, голени, стопы, предплечья. Поражающие свойства РВ зависят от периода полураспада.Радиационные аварии подразделяются на локальные, местные и общие. Если авария сопровождается взрывом реактора радиационная обстановка имеет три периода.
Период йодной опасности.Критическим радиоизотопом в этот период является І- 131 с периодом полураспада 7 дней. Критическим продуктом является молоко, которое нельзя употреблять в свежем виде. Продолжительность периода один месяц. Йодная профилактика начинается немедленно для защиты щитовидной железы от радиоактивного йода. Принимаются препараты стабильно йода: таблетки йодистого калия (по 1 табл. 10 дней). Можно 5 % настойку йода – взрослым и подросткам старше 14 лет – по 40 капель 1 раз в день или по 20 капель 2 раза в день после еды на ½ стакана воды или молока; детям от 5 лет и старше 5 % настойка йода дается в количестве в 2 раза меньше, чем взрослым.
Мероприятия, проводимые в этот период:
• оповещение населения и выдача СИЗ;
• контроль за уровнем радиации на объектах;
• эвакуация населения с учетом радиационной обстановки;
• контроль за уровнем йода в воде и продуктах, за облучением щитовидной железы;
• дезактивация и водоохранные работы;
• санпросветработа.
Второй период –преобладание поверхностного загрязнения сельхозугодий средне и долгоживущими радионуклидами. Возрастает опасность внутреннего облучения. Критическим радионуклидом в этот период в основном является Сs – 137 (цезий) с периодом полураспада 10 лет. Критическими продуктами являются свежее молоко, мясо.
Мероприятия, проводимые в этот период:
• дозиметрический контроль и дезактивация;
• контроль за уровнем радиации на объектах;
• диспансеризация населения, проживающего на режимной территории;
• организация «чистого питания»;
• водоохранные работы;
• санпросветработа.
Третий период –корневого поступления долго живущих радионуклидов в сельскохозяйственные продукты. Критическим изотопом остается цезий и накапливается Sr – 90 (стронций) с периодом полураспада 100 лет. Критическими продуктами являются молоко, мясо и все продукты растениеводства.
Мероприятия, проводимые в этот период:
• дозиметрический контроль и дезактивация;
• контроль за уровнем радиации на объектах;
• диспансеризация населения, проживающего на режимной территории;
• организация «чистого питания»;
• водоохранные работы;
• санпросветработа.