Экономическая характеристика Пермского края.
Пермский край расположен на востоке Европейской части России и входит в состав Приволжского федерального округа. Площадь 160,236 тыс. кв.км. Административный центр – г. Пермь. Расстояние до Москвы 1386 км.
Численность населения края на 01.07. 2009 года составляла 2708,4 тыс. человек в т. ч.: городского – 2021,7 и сельского – 686,7 тыс. человек. Национальная структура населения (по переписи на 9 октября 2002 г.): русские – 85,2%, татары – 4,8%, коми-пермяки – 3,7%, другие национальности – 6,3%.
В составе Пермского края муниципальных районов– 42, городских
округов – 6, поселений -311 (из них гор. пос. – 32, сельск. пос.– 279). Средняя плотность населения в крае составляет 17 человек на 1 кв.км.
Физико-географическая среда Пермского края очень сложна по строению. Наличие больших лесных массивов, их труднодоступность, в летний период представляет большую опасность в пожарном отношении.
Большое количество рек, естественных и искусственных водохранилищ в весенне-летний период создает сложную гидрологическую обстановку, характерную образованием больших зон подтопления и затопления до 0,4 % территории края.
В зимнее время обильные снегопады и метели приводят к большим заносам на автомобильных и железных дорогах, нарушениям электроснабжения и связи из-за обрывов воздушных линий передач. Из-за широко развитого карста, многочисленных разрывных нарушений геологической среды, по которым происходят движения блоков, наблюдается самая высокая для платформенных территорий сейсмическая активность как естественная, так и техногенная.
Пермский край – экономически развитый регион России, он является регионом-донором и обеспечивает крупные поступления в федеральный бюджет. Его развитие во многом обеспечивается выгодным положением на границе Европы и Азии. Кроме того, здесь пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии.
Пермский край располагает разнообразными природными ресурсами и мощным промышленным потенциалом. Энергоресурсы реки Камы сочетаются здесь с нефтью и газом (в регионе ежегодно добывается 10-11 млн. тонн нефти и 300 млн. куб. м газа). На севере края находятся крупнейшие в Европе залежи калийных солей. Имеются драгоценные (алмазы) и поделочные (селенит) камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое, цементное, карбонатное сырье. Широко применяются в промышленности и строительстве добываемые на территории региона известняк, доломит, гипс, глина, ангидрит, кварцевые пески, гравий. Значительные лесные ресурсы Пермского края придают ему статус одной из ведущих лесопромышленных и лесозаготовительных баз народного хозяйства европейской части страны. Леса покрывают около 12 млн. га края, что составляет свыше 60% его территории.
По валовому региональному продукту (ВРП) Пермский край открывает вторую десятку в рейтинге регионов России. По размеру ВРП на душу населения Пермский край попадает в двадцатку лидеров, следуя за Самарской и Свердловской областями.
В качестве основных недостатков в развитии региона отмечается перегруженность края добывающими предприятиями и предприятиями военно-промышленного комплекса, неблагоприятность природно-климатических условий для ведения сельского хозяйства, а также обостренность экологической обстановки в некоторых промышленных районах и городах края.
В различных отраслях экономики Пермского края находятся в эксплуатации потенциально опасные производственные объекты, среди которых есть пожаровзрывоопасные объекты, химически опасные, а также гидротехнические сооружения.
Ключевые отрасли промышленности Пермского края: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс.
В Пермском крае ежегодно добывается около 10 млн. тонн нефти. Ведущая добывающая компания – ООО «ЛУКОЙЛ - Пермь». Добыча нефти сконцентрирована на юге (Куединский, Кунгурский, Ординский, Осинский, Частинский и Чернушинский муниципальные районы) и севере края (Красновишерский, Соликамский и Усольский муниципальные районы).
В Перми расположены предприятия по переработке нефти (ООО «ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез») и газа.
Ведущей отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений, на долю края приходится 100% производства калийных удобрений в России. В Пермском крае расположено крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийных солей. Добыча руды и производство калийных удобрений осуществляется в Березниках (ОАО «Уралкалий») и Соликамске (ОАО «Сильвинит»). Компании «Уралкалий» и «Сильвинит» - одни из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений.
Производство азотных удобрений размещено в Перми (ОАО «Минеральные удобрения») и Березниках (ОАО «Азот»).
Предприятия нефтегазохимической промышленности края осуществляют, в основном, первичную переработку сырья. Крупнейшие предприятия отрасли:
· ЗАО «СИБУР-Химпром» (Пермь);
· ОАО «Метафракс» (Губаха);
· ОАО «Уралоргсинтез» (Чайковский).
Кроме того, в Перми расположены предприятия по производству активированного угля (ОАО «Сорбент»), стирального порошка («Хенкель-Пемос»), галогеносодержащих химических продуктов (ОАО «Галоген»), фталевого ангидрида (ОАО «Камтэкс-Химпром»).
Черная металлургия представлена заводом полного цикла (ОАО «Чусовской металлургический завод») и предприятиями передельной металлургии (крупнейшее – ОАО «Лысьвенский металлургический завод»).
Цветная металлургия базируется на переработке руды Верхнекамского месторождения калийных солей, содержащей магний и редкие металлы. Заводы расположены в Березниках (титано-магниевый комбинат корпорации «ВСМПО-Ависма») и Соликамске (ОАО «Соликамский магниевый завод»). В Перми действует завод по производству вторичного алюминия (ОАО «Пермские цветные металлы»).
В машиностроении важную роль играет производство продукции военного назначения. Крупнейший центр машиностроения – г. Пермь: производятся авиационные и ракетные двигатели, нефтедобывающее и горно-шахтное оборудование, бензомоторные пилы, аппаратура связи, суда, кабельная и другая продукция. Крупнейшие предприятия – Мотовилихинские заводы и Пермский моторостроительный комплекс.
Отдельные машиностроительные предприятия расположены также в городах Лысьве (производство турбогенераторов), Кунгурe (производство нефтепромыслового оборудования), Очёрe (производство бурового оборудования) и Александровскe (производство горно-шахтного оборудования), а также поселках Павловский (Очёрский район), Суксун и Юго-Камский (Пермский район).
Лесопромышленный комплекс края базируется на использовании богатейших лесных ресурсов Прикамья. Лесозаготовительные мощности расположены преимущественно на севере края. В Пермском крае расположены целлюлозно-бумажные комбинаты: в Краснокамскe, Перми и Соликамскe (ОАО «Соликамскбумпром»). На территории края находится одно из крупнейших предприятий страны, производящих фанеру – ЗАО «Пермский фанерный комбинат» (поселок Уральский, Нытвенский район Пермского края).
Крупнейший центр пищевой промышленности края – г. Пермь. Действуют мясокомбинат (ОАО «Пермский мясокомбинат», входит в группу «Продо»), молочный комбинат «Пермский» (филиал компании «Юнимилк»), маргариновый, мукомольный, ликеро-водочный (ОАО «Пермалко», входит в группу S.P.I.), вино-водочный заводы (ОАО «Уралалко»), две кондитерские фабрики («Пермская» и принадлежащая Nestlé «Камская»), хладокомбинат (ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие»), пивовареное и хлебопекарное производство. К числу других крупных центров пищевой промышленности относятся Кунгур (переработка мяса и молока), Краснокамск (мясоперерабатывающее и макаронное производство), а также Чайковский, Лысьва, Кудымкар, Верещагино.
Сельское хозяйство представлено следующими основными отраслями: растениеводство (картофелеводство, овощеводство, злаковые сорта зерновых), животноводство (товарно-молочное и мясное производство, свиноводство, птицеводство). Земельный фонд составляет 16023,6 тыс. га, в том числе сельхозугодий – 2805,0 тыс. га, из них 2050,1 тыс. га пашня.
Вывозится продукция сельского хозяйства из края: кожевенное сырье, шерсть, продовольственно-маргариновая продукция, ввозится: мясопродукты, хлебопродукты, молочная продукция, масло растительное, овощи, продовольствие (рыба и рыбные консервы, мясные консервы, овощные консервы, соль, сахар, кондитерские изделия).
Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 1742 тыс. га, или 11% всех земель края, пашня – 1269 тыс. га, или 8%. Получило развитие кормопроизводство для мясомолочного животноводства, выращивают зерновые культуры, картофель и овощи. Развиты птицеводство, пчеловодство, вокруг промышленных центров – пригородное хозяйство.
На данный момент в Пермском крае принята концепция Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы». На реализацию инвестиционных проектов будет направлено до 70% средств, заложенных в программе. Особое внимание будет уделено так называемым «точкам роста» - сельхозпредприятиям, использующим современные подходы и технологии в развитии производства. В числе приоритетных направлений – развитие производства картофеля.
Транспорт железнодорожный: На территории края находится Пермское отделение свердловской железной дороги. По железным дорогам Министерства Российские железные дороги ежегодно перевозится около 53 млн. т грузов и 59 млн. пассажиров. Нагрузка на 1 км железных дорог выше среднероссийских показателей по грузоперевозкам в 3, а пассажироперевозкам — в 2,3 раза. В структуре грузоперевозок преобладают строительные материалы (свыше 1/9нефть и нефтепродукты (более 1/5) и лесные грузы). По объему грузооборота, измеряемому в тонно-километрах, железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На нем занято 36% всех работников транспортной системы региона. Протяженность железных дорог — 1,5 тыс. км, в том числе электрифицированных — 1,3 тыс. км.
Кроме дорог Министерства Российские железные дороги в крае насчитывается 2,4 тыс. км подъездных путей организаций. По ним ежегодно перевозится более 90 млн. т грузов. Наибольшая концентрация подъездных путей наблюдается в крупных промышленных центрах — Перми, Березниках, Соликамске, Чусовом, Лысьве, Краснокамске, Кунгуре, Кизеле, Губахе, Гремячинске.
Важную роль играет пригородный пассажирский железнодорожный транспорт. Пригородные электрички курсируют по большинству железных дорог края, особенно на участках, прилегающих к крупным городам.
Автомобильный транспорт: Пермский край имеет разветвленную дорожную сеть протяженностью 18356 км, из них 1924 км с усовершенствованным покрытием, 7930 км с переходным покрытием и 8502 км с грунтовым покрытием. По ведомственной принадлежности: федерального значения 605 км; краевого значения 2130 км, остальные дороги местного значения. Общая плотность автомобильных дорог 1,5 км на 100 кв. км площади с интенсивностью движения от 525 до 6230 автомобиля в сутки. На автомобильных дорогах края расположено 63 моста. Основу транспортной сети составляют автомагистрали, протяженность которых превышает 7 тыс. км, из них 6 тыс. км - это дороги с твердым покрытием.
Территория края еще недостаточно обеспечена автомобильными дорогами. Средняя плотность автодорог составляет всего лишь 44,3 км на 1000 км2, в том числе с твердым покрытием — 37,3 км. По этому показателю Пермский край занимает последнее место на Урале и 53-е — в Российской Федерации. Север и северо-восток Прикамья почти не имеют благоустроенных дорог. Дорог с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием в регионе всего лишь 37% от общей протяженности автотрасс.
Уральское Прикамье пронизывается Московско-Сибирским Пактом. Он включает Казанский тракт (выход в Удмуртию). Сибирский тракт (выход в Свердловскую область). Наряду с этой автодорогой функционируют трассы Пермь — Кудымкар — Гайны, Пермь — Чайковский, Пермь — Березники —Соликамск и др. Сооружается пермский участок автострады Москва — Киров — Пермь — Екатеринбург. Строятся окружная автодорога в Перми, новый мост через Каму.
Целостность и связность автодорожной сети края обеспечивают два моста и две плотины ГЭС через Каму, семь грузопассажирских паромных переправ через Каму, Чусовую, Сылву и Обву. Мосты через Чусовую и Вишеру существенно улучшили автомобильную связь северных районов с краевым центром.
Автопарк края насчитывает 225 тыс. единиц, в том числе 10 тыс. автобусов, 49 тыс. грузовых, 150 тыс. легковых и 16 тыс. специализированных автомобилей. Самый большой автопарк сосредоточен в краевом центре — 22,5 тыс. единиц. Автотранспортом ежегодно перевозится около 600 млн. пассажиров и свыше 45 млн. т грузов. Особенно велико его значение на внутригородских и пригородных маршрутах.
Помимо автобусов, в Перми и Березниках работает городской электрический транспорт — троллейбусный, в краевом центре действует трамвай.
Трубопроводный транспорт: По территории края проходит 19 магистральных газопроводов общей протяженностью 6634 км, диаметром от 720 до 1420 мм, рабочим давлением от 55 до 75 атмосфер и производительностью от 12 до 90 млн. куб.м в сутки. Эксплуатирующей организацией является предприятие «Пермтрансгаз», в состав которого входят 12 линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ), расположенных на территории края. По всей длине газопроводов расположено 18 газокомпрессорных станций. Значительное развитие в Уральском Прикамье получил трубопроводный транспорт. По территории региона проходит ряд крупных магистральных нефте- и газопроводов общероссийского и международного значения. Это две трассы нефтепровода Сургут — Полоцк, пять магистральных газопроводов Уренгой — Центр, экспортный газопровод Уренгой — Поморы — Ужгород.
Протяженность магистральных трубопроводов достигает 11,2 тыс. км, из них 1,3 тыс. км нефтепроводов и 9,9 тыс. км газопроводов, что составляет более 2/3 протяженности соответствующих коммуникаций всей России. Через территорию края проходит около 22% добытой в стране нефти и 53% добытого природного газа.
Для нужд экономики края и имеется 3 газопровода: Горнозаводск-Добрян-ка, Чусовой-Березники, Чусовой-Соликамск.
По территории края проходит 8 крупных нефтепроводов общей протяженностью около 1180 км, из них 3 нефтепровода магистральные. Диаметр нефтепроводов от 273 до 1220 мм, рабочее давление от 40 до 60 атм, производительность от 0,006 до 0,16 млн.куб.м в сутки. Для обеспечения работы нефтепроводов имеется 10 нефтеперекачивающих станций (НПС). Эксплуатацию нефтепроводов осуществляет Пермское районное нефтепроводное управление.
Воздушный транспорт: Авиалинии имеют протяженность 41,2 тыс. км. Заметную роль, особенно в обслуживании населения, играет воздушный транспорт.
Авиалинии обычно подразделяются на две группы: одни охватывают межрегиональные рейсы, другие — местные. Край связан авиалиниями с 60 городами других областей краёв и республик. Общая протяженность авиатрасс в пределах края превышает 40 тыс.км. по ним ежегодно перевозилось около 1 млн. пассажиров км., 7 тыс. т грузов и около 1 тыс. т почты.
На территории края имеется 25 аэропортов, из них класса В - 1 а/п, класса Д - 1 а/п, на которых базируется 2 авиапредприятия: а/п Б.Савино, а/п Бахаревка.
Воздушным транспортом в 2005 году перевезено 2,3 тыс. тонн грузов. Фактический грузооборот составил 40,7 млн. ткм (80%).
В ведении Пермского районного центра управления воздушного движения находится 6 воздушных коридоров на территории края.
В интересах санитарной авиации ежедневно планируется один вертолет МИ-8.
Водный транспорт: Общая протяженность судоходных путей составляет 2564 км с осадкой 3,5 м на всей протяженности, в том числе по р. Каме 1170 км. Средняя протяженность навигации в период с апреля по ноябрь составляет 185-200 дней. В крае хорошо развит речной транспорт. На нем занято около 4,5 тыс. человек. По рекам ежегодно перевозится около 30 млн. т грузов и 2,5 млн. пассажиров. На водных судоходных путях (Каме, Чусовой, Сылве и др.) расположено 97 речных портов, пристаней, остановочных пунктов и переправ. Наиболее крупные речные порты — Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский.
В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, лесные грузы, нефть и нефтепродукты, каменный уголь и кокс, минеральные удобрения.
Комфортабельные пассажирские теплоходы курсируют на туристических линиях до Москвы и Санкт-Петербурга, ДО Волгограда, Астрахани и Ростова-на-
Дону. Введены и более короткие туристические рейсы — до Березников, Чайковского, Сарапула. Немалое значение для пассажирских перевозок имеет скоростной флот, оснащенный «ракетами» и «метеорами».
Основными судоходными реками являются р.Кама, р.Чусовая, р.Сылва.
- р. Кама судоходна от пос. Керчевский до Воткинского гидроузла. Протяженность судоходного участка 623 км. Средняя продолжительность навигации 185-200 дней.
- р.Чусовая судоходна от устья до с. Центральный. Протяженность судоходного участка 136 км. Средняя продолжительность навигации 184 дня.
- р.Сылва судоходна от устья до с.Кинделино. Протяженность судоходного участка 122 км. Средняя продолжительность навигации 192 дня.
Для решения вопросов эксплуатации водных путей в области функционирует:
- речных портов - 4 (АО "Порт Пермь", АО "Порт Левшино", АО "Порт Березники", АО "Порт Чайковский"), характеристика которых приведена в таблице 2.6;
- судоремонтных заводов – 2 (Соликамский, Пермский);
- РЭБ флота – 3 (Чайковская, Мошевская, Заозерская).
№ п/п | Населенный пункт, порт | Характеристика причалов | |||
Причалы, пристани порта | Длина, м | Отметка дна у причала | Отметка террит. причала | ||
1. | г.Соликамск, Соликамский промышленный порт | Причал ОАО «Сильвинит» Причал ОАО «Соликамскбумпром» | 240,0 250,0 | 103,0 102,6 | 112,0 108,4 |
2. | г.Березники ОАО порт Березники | Пассажирский причал Грузовой причал № 1 Грузовой причал № 2 | 104,83 104,03 104,0 | 110,6 | |
3. | г.Пермь, м/р Левшино | Причал № 1 м/р Левшино причал № 2 В.Чусовские городки | 249,4 78,0 | 103,85 102,0 | 109,5 110,5 |
4. | г.Пермь ОАО «порт Пермь» | Городской грузовой район Заостровский перевалочный район | 83,7 83,0 | 95,0 91,0 | |
5. | г.Оханск, пристань Оханск | Причал ООО «Галс» | 85,9 | ||
6. | Г.Чайковский ОАО «Чайковский речной порт» | Пассажирский причал Городской грузовой причал | 85,1 84,0 |
Заправка судов горючим осуществляется плавучими буксировочными станциями во всех портах.
Для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок на балансе предприятий края состоит 450 единиц флота в том числе:
- 57 - пассажирского (из них 19 - скоростного);
- 7 - самоходных паромов;
- 120 - грузового несамоходного;
- 74 - грузового самоходного;
- 64 - буксирного;
- 77 - стоечного; - 2 - спасательных; - 1 - пожарного.
Суда речного флота края имеют следующие возможности:
1. Грузоподъемность самоходного флота - 131 т.тонн.
2. Грузоподъемность несамоходного флота - 194 т.тонн.
3. Пассажировместимость судов пассажирского флота - 8 т.чел.
Краткая техническая характеристика судов, привлекаемых для выполнения поисково-спасательных работ приведена в таблице