Социально-экономическая характеристика Алтайского края

Введение

Формирование рыночного механизма в России оказалось довольно сложным, противоречивым и достаточно болезненным процессом, затронувшим интересы всего общества. Поэтому современный этап социально-экономического развития требует безотлагательного решения особо значимых проблем, накопившихся в нашем обществе. К числу наиболее существенных с уверенностью можно отнести оценку перспектив развития потребительского рынка на региональном уровне. Развитие рыночных отношений внесло существенные коррективы и в структуру форм проявления торговли.

Исследование данной темы является актуальным, потому что большое значение сегодня приобретает формирование и развитие в регионах высокоэффективных потребительских комплексов, способных активизировать потребительский сектор национальной экономики, повысить качество жизни и уровень благосостояния населения, содействовать региональному экономическому росту.

Целью данного отчета является анализ динамики основных показателей розничной торговли Алтайского края.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

- проанализировать теоретическую базу, освещающую проблематику формирования и развития региональных потребительских рынков;

- провести эмпирическое исследование потребительского рынка Алтайского края;

Объект данного исследования – Алтайский край.

Предмет исследования – розничная торговля Алтайского края.

Социально-экономическая характеристика Алтайского края

Алтайский край образован в соответствии с Постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1937 года делением Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.

В настоящее время в административный состав края входят 12 городских округов, 60 муниципальных районов, 723 сельских поселения. Наиболее крупные муниципальные образования – городские округа: город Барнаул (649,7 тыс. человек), город Бийск (224,5 тыс. человек), город Рубцовск (157,3 тыс. человек).

Алтайский край имеет удобное географическое расположение: находится почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе. На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке – с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе – государственная граница с Республикой Казахстан.

По состоянию на 01.01.2015 года в крае постоянно проживают 2923,3 тыс. человек (1,8% от населения Российской Федерации), более 120 национальностей и народностей. Основное население – русские, немцы, украинцы. По численности населения край находится на 4-м месте по Сибирскому федеральному округу и 21-м месте по Российской Федерации.

Алтайский край имеет средний показатель плотности населения – 15 человек на кв. км. Отличительной особенностью края является высокая доля сельского населения – 49,4% (по России – 27%).

Удаленность Алтайского края, как от западных, так и от восточных границ Российской Федерации, существенно ограничивает возможности развития. В то же время природно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства, а также курортного бизнеса, разнообразных видов туризма и спортивно-развлекательного отдыха.

Демографические процессы в Алтайском крае имеют негативные тенденции, сдерживающие социально-экономическое развитие региона. На улучшение демографической ситуации в крае может оказать влияние комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости, содействие притоку мигрантов из других регионов и стран.

Экономика Алтайского края – это сложившийся многоотраслевой комплекс. Основной объем ВРП приходится на базовые отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, торговлю, транспорт и строительство. Их доля в произведенном ВРП составляет 70%.

В 2012 – 2014 годах край демонстрировал устойчивые темпы роста экономики. Производство валового регионального продукта имеет положительную динамику. За анализируемый период прирост составил 162%. ВРП в расчете на душу населения увеличился с 18,4 тыс. рублей в 2012 году до 63,3 тыс. рублей в 2014 году (оценка). Причем в последние годы наблюдается опережение темпов роста экономики края над темпами роста данного показателя по России и Сибирскому федеральному округу.

Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики края – промышленностью и сельским хозяйством (рисунок 1). На промышленность приходится 18,8% ВРП края (по России и СФО – более 30%). Доля сельского хозяйства в ВРП края (18,2%) одна из самых высоких в России (в среднем около 5%) и Сибирском федеральном округе (7%).

Социально-экономическая характеристика Алтайского края - student2.ru

Рисунок 1 - Удельный вес отдельных отраслей экономики в ВРП в 2014 году

Необходимо отметить доминирование сферы услуг в создании добавленной стоимости. Она формирует около 55% ВРП, в том числе торговля и общественное питание – 16,7%, транспорт и связь – 9,5%.

На долю Алтайского края приходится 2,4% внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа, в объеме экспорта – 1,8%, импорта – 5,9%.

Внешнеторговый оборот Алтайского края в 2014 году увеличился в три раза по сравнению с 2012 годом и составил 898,8 млн. долларов США. Экспорт увеличился в 3,5 раза, импорт – в 3,2 раза.

С целью более эффективной реализации экономического потенциала края и продвижения продукции предприятий региона на российский и международный рынок Алтайский край участвует в организации и проведении общеэкономических, специализированных и международных выставок, торгово-экономических миссий, деловых форумов.

Алтайский край располагает достаточно мощным промышленным потенциалом, который в настоящее время остается одним из ведущих секторов экономики региона. На долю промышленного производства приходится более 22% численности всех работников и около 30% налоговых отчислений в бюджетную систему края.

За 2012 – 2014 годы выпуск промышленной продукции в крае возрос почти в 1,6 раза, что практически соответствует среднероссийским темпам роста (163,1%), в том числе в 2014 году – на 5,4% (в целом по РФ – на 3,9%, СФО – на 4,6%).

В промышленности края, к развивающимся и занимающим стабильное положение на рынке, относятся такие виды производства, как энергетическое и транспортное (железнодорожное) машиностроение, коксохимическое производство, выпуск пищевой продукции, лекарственных препаратов и витаминов, строительных материалов и конструкций, дизелестроение.

Лидирующие позиции в обрабатывающем секторе края занимает производство пищевых продуктов – около 32% в объеме отгруженной продукции (товаров, услуг) сектора.

Сельское хозяйство – одно из наиболее крупных и важных секторов экономики Алтайского края. Основными отраслями сельскохозяйственного производства края по праву считаются зерновое производство, молочное животноводство.

Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов в Сибирском федеральном округе и Российской Федерации. Доля края в объеме производства сельскохозяйственной продукции в СФО в 2014 году составила более 19% (рисунок 2).

Социально-экономическая характеристика Алтайского края - student2.ru

Рисунок 2 - Доля продукции сельского хозяйства в 2014 году Сибирского федерального округа (в хозяйствах всех категорий)

В крае в расчете на душу населения производится больше, чем в среднем по стране, зерна – в 2,7 раза, картофеля – в 1,8 раза, молока – в 2,2 раза, мяса – в 1,9 раза. Объемы сельскохозяйственного сырья края позволяют обеспечивать не только собственные потребности, но и значительную часть некоторых видов продукции вывозить за пределы края. Из года в год край подтверждает статус аграрного центра Сибири и занимает первое место по объемам производимой сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 12,5 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий 10,6 млн. га, из них 6,3 млн. га пашни, на которой занимаются производством сельскохозяйственной продукции более 740 сельхозорганизаций всех форм собственности, 4642 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 439,5 тыс. личных подсобных хозяйств населения. Под естественными сенокосами и пастбищами занято 3,7 млн. га.

Площади посева сельскохозяйственных культур ежегодно занимают более 5 млн. га, из них зерновые культуры – 3,4 млн. га.

Алтайский край – единственный регион в Сибирском федеральном округе, который занимается выращиванием сахарной свеклы, сои, подсолнечника и их переработкой.

Восточные районы края выращивают лен-долгунец, площади под этой культурой составляют 7,2 тыс. га, край имеет собственные перерабатывающие предприятия данной культуры.

Доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции в последние годы сохраняется на уровне 19%. Более половины всей сельскохозяйственной продукции дают личные подсобные хозяйства населения. По видам продукции ими производится картофеля и овощей – более 90%, мяса – свыше 70%, молока – в пределах 55%. На долю сельскохозяйственных организаций приходится 40% от общего объема сельскохозяйственной продукции. В разрезе отраслей соотношение складывается следующим образом: растениеводство – 53%, животноводство – 47%. Ведущей отраслью животноводства в крае является молочное скотоводство, доля которого в структуре производства продукции животноводства занимает более 70%.

Сельское хозяйство – не только сфера занятости, но и образ жизни 46% населения края. В сельском хозяйстве занято 20% работающих в экономике края.

Край, имея благоприятные климатические условия, значительный производственный и кадровый потенциал, располагает исключительными возможностями для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства, позволяющего не только в достаточных объемах обеспечить регион сельскохозяйственной продукцией, но и вывозить за пределы края.

Потребительский рынок края – динамичная, перспективная сфера, занимающая заметное место в краевой инфраструктуре.

Торговля является крупнейшей отраслью хозяйства края, на предприятиях которой, с учетом сезонности трудится от 200 до 250 тыс. человек или каждый 5-й работающий в экономике.

Оборот розничной торговли за 2014 год на 12% (в сопоставимых ценах) превысил объем товарной массы 2013 года. Ежедневно совершается более 1,5 млн. покупок на сумму 227 млн. рублей.

В торговых предприятиях в продаже представлено более 15 тыс. наименований продуктов питания и свыше 60 тыс. непродовольственных потребительских товаров. Среди товаров продовольственной группы стабильно снижается потребление импортных товаров (с 9,8% до 9,3%) с одновременным ростом торговли продуктами питания местного производства, составляющим 65%.

Торговая инфраструктура края достаточно насыщена. На территории края функционирует свыше 22 тыс. торговых объектов, из которых более 11 тыс. имеет организованную форму торговли. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. населения в крае составляет 350 кв. метров, что превышает среднероссийский норматив на 25%.

В крае активно прослеживается тенденция развития новых форматов торговли. Быстрыми темпами увеличивается число сетевых фирм, применяющих современные передовые технологии и технологические средства торгового процесса и пользующихся популярностью у населения: это магазины торговых фирм "Мария-Ра", "Новэкс", "Хелми", "Аникс" и многие другие.

Ежегодно увеличивается число магазинов, использующих прогрессивные формы и методы обслуживания: метод самообслуживания применяют более 275 организаций, свыше 255 магазинов реализуют только брендовую продукцию товаропроизводителей, 750 предприятий работают в круглосуточном режиме, свыше 800 торговых предприятий оказывают услуги по предоставлению товаров в кредит.

С учетом покупательского спроса пересматривается маркетинговая политика большинства торговых организаций, которая становится направленной, в первую очередь, на качественные преобразования, заключение прямых связей с предприятиями-производителями, развитие собственных мини-производств кулинарной, замороженной и полуфабрикатной продукции, совершенствование форм торгового обслуживания.

Существенным образом меняется качественный и количественный уровень мелкорозничной торговой сети. Закрываются киоски и ларьки ненадлежащего вида, работающие с нарушениями действующих норм и правил, устанавливаются павильоны с современным дизайном по продаже мороженого, печатной продукции, цветов, товаров частого спроса, которые являются дополнением стационарной розничной торговли.

Активно развивается сеть торговых предприятий с более развитой инфраструктурой, привлекающая покупателей со средним и выше среднего уровнем доходов. Наиболее крупными из них являются: торгово-развлекательный центр "Сити-Центр", гипермаркет "Алтай", "Геомаркет", торговые центры: "Воскресенье", "Поместье", "Космос", "Пассаж", "Балтик-Стрит", торговый дом "Ультра".

В крае успешно развиваются магазины межрегиональных компаний, работающие по франчайзинговой схеме ("Л*Этуаль", "Gardeur", "Belly Barclay", "Mexx"), приближающие уровень обслуживания к европейским стандартам, обеспечивая тем самым максимальный комфорт для покупателей.

Высокая конкурентная среда на потребительском рынке обеспечивает внедрение новых форм обслуживания покупателей – проведение сезонных распродаж, предоставление товаров длительного пользования в кредит, обслуживание покупателей с использованием дисконтных, накопительных, социальных и других видов карт, обслуживание по предварительным заказам, доставка товаров на дом, круглосуточное обслуживание покупателей, оказание дополнительных сервисных услуг и другие.

Увеличивается переход предприятий на автоматизацию торгового процесса с использованием электронного торгового оборудования, операционных систем и баз данных, технологий штрихового кодирования, сканирования и маркировки товара. Многие торговые предприятия по продаже промышленной группы товаров ведут постоянную базу клиентов с использованием бесплатной рассылки каталогов торговых фирм, праздничных поздравлений, приглашением на просмотр новых коллекций, торговых марок, нового ассортимента товаров.

Внедрение современных форматов торговли, открытие удобных торговых точек и магазинов, расположенных вблизи жилых массивов, обусловливает отток покупателей с рынков. В настоящее время доля рынков в объеме оборота розничной торговли составляет 18% против 25% в предыдущие годы. Заметное место приобретают рынки в организации торговли и продвижении продукции предприятий-производителей, а также в организации торговли сельскохозяйственной продукцией.

На территории края работает 6 оптовых продовольственных рынков. Ежедневно на оптовых рынках реализуется товаров на сумму более 10 млн. рублей, совершается более 90 тыс. покупок. Крупнейшим в системе оптовых рынков является ОАО "Оптово-розничный рынок Алтайского края". На долю рынка приходится свыше 40% оборота всех оптовых рынков и более 50% используемых площадей, на которых осуществляет свою деятельность свыше 550 торговых фирм, из числа которых до 40 предприятий-производителей.

Основными поставщиками для предприятий торговли остаются алтайские производители. В торговых предприятиях края представлена хлебобулочная и молочная продукция, сыры, макароны, крупы, мука, сахар, растительные и животные масла, мясные, кондитерские изделия и многие другие продукты питания. Качество наших товаров отмечено на разнообразных всероссийских и международных выставках и конкурсах. По результатам конкурса "100 лучших товаров России" продукция 20 предприятий края удостоена звания "Победителя": ОАО "Алейскзернопродукт", ЗАО "Алтайвитамины", ОАО "Барнаульский ликероводочный завод", ОАО "Барнаульский пивоваренный завод", ЗАО "Грана", ОАО "Мельник", ЗАО "Эвалар" и многие другие.

Устойчивое место в торговле занимает малое предпринимательство, на долю которого приходится более 70% оборота розничной торговли края, в том числе на долю индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю вне рынков – более 45%.

В крае на протяжении ряда лет наблюдается устойчивая активизация потребительского рынка. Это выражается в росте объемных показателей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Так, по итогам 2007 года индекс физического объема составил: в торговле – 115,3 %, в общественном питании – 113,4 %, в сфере бытовых услуг – 109,7 %.

По темпу роста товарооборота край занимает 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа, уступая лишь Кемеровской области.

Основными тенденциями развития потребительского рынка являются увеличение крупноформатной и сетевой торговли с высоким уровнем насыщенности товаров и предоставляемых услуг, сохранение позиций малых предприятий. Анализ структуры оборота розничной торговли показывает, что крупными и средними организациями формируется 28,0% оборота, малыми предприятиями 21,1%, индивидуальными предпринимателями 33,8%, продажей товаров на розничных рынках и ярмарках 17,1%.

Интенсивное развитие потребительского рынка края обеспечивается за счет строительства новых объектов и реконструкции действующих. В 2014 году в городах края открыто 284 торговых объекта площадью 88077,5 тыс. кв.м. Среди крупных форматов, введенных в эксплуатацию в 2014 году, можно отметить: в г. Барнауле вторую очередь магазина «Прораб», «Автолидер», «Посуда Центр», «Арсидом», «Европа» и др.; в г. Бийске – магазин «Мебельвиль», торговый центр «SV», торгово-развлекательный центр «Мария-Ра» и др.

Продолжает возрастать количество розничных объектов ведущих сетевых алтайских компаний: «Мария-Ра», «Аникс», «Раздолье», «Новэкс», «Хелми». В целях продвижения алтайской продукции на межрегиональные рынки компании «Мария-Ра» и «Аникс» через свои розничные сети предоставили товаропроизводителям края возможность выхода на рынки городов Новосибирска, Горно-Алтайска, Кемеровской области и т.д.

Повышению уровня конкуренции в торговли способствует приход на потребительский рынок края сетей регионального и федерального уровня. На сегодня наиболее заметны такие как: «Холидей-Классик», «Пятерочка», «Эльдорадо», «DOMO-техника», «Чудо-Дом» и др. В 2014 году появились новые сети: «Лента», «Старик Хоттабыч», «М Видео», «Детский мир», «Патэрсон» и др. С их приходом увеличивается ассортимент товаров, применяются новые элементы в обслуживании покупателей, а также расширяется география поставок алтайской продукции через межрегиональные сети на российский продовольственный рынок.

Доля алтайской продукции в магазинах края по итогам 2014 года составляет 54 % (в 2013 году – 52%), а по отдельным видам продовольствия приближена к 100 %: хлеб и хлебобулочные изделия (99%), мука (94%), яйцо (85%), полуфабрикаты (85%) и др.

В январе-июне 2014 года объем продаж потребительских товаров через все каналы реализации (с предприятиями общественного питания) в Алтайском крае составил 68659,1 млн.руб., т.е. на 15347,2 млн.руб. превышен объем против предшествующего года или в фактических ценах на28,8%.

Оборот розничной торговли, полученный через все каналы реализации товаров, 66145,2 млн.руб., т.е.на 14594,2 млн.руб. превысил его объем по сравнению с предшествующим годом или в фактических ценах на 28,3%. Индекс физического объема – 111,1%.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров – 44,6%, непродовольственных товаров соответственно 55,4%.

Оборот розничной торговли продовольственными товарами по всем формам их торговли составил 29517,4 млн.руб., что на 13,7% в сопоставимых ценах больше показателя прошлого года.

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами составил 36627,8 млн.руб., что на 9,2% в сопоставимых ценах больше соответствующего показателя прошлого года.

Ежедневно жителям Алтайского края продано товаров на 363,4 млн.руб., оказывалось услуг общественного питания на 13,8 млн.руб., бытовых услуг на 13,9 млн.руб.

В дальнейшем предполагается совершенствование инфраструктуры отрасли, продвижение на рынок качественных товаров и услуг, а также создание гибкой системы взаимоотношений органов государственной власти, предпринимательского сообщества и потребителей.

Преобразования в сфере потребительского рынка, способствующие повышению жизненного уровня населения, - одна из приоритетных задач администрации края.

Но в сфере потребительского рынка края существует ряд проблем. Это недостаточное развитие торговой сети в сельской местности, в частности - в отдаленных селах и малых населенных пунктах. Кроме этого, актуальными вопросами остается обеспечение качества товаров и услуг, а также их ценовой доступности для малообеспеченных жителей края.


Наши рекомендации