Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
Пожар – это горение, в результате которого уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.
Горением называется быстро протекающий химический процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха, сопровождающийся выделением газа, тепла и света. Известно горение и без кислорода воздуха с образованием тепла и света. Таким образом, горение представляет собой не только химическую реакцию соединения, но и разложения.
Различают собственно горение, взрыв и детонацию. При собственно горении скорость распространения пламени не превышает десятков метров в секунду, при взрыве – сотни метров в секунду, а при детонации – тысячи метров в секунду.
С наибольшей скоростью горение происходит в чистом кислороде. По мере снижения концентрации кислорода процесс горения замедляется, наименьшая скорость горения при содержании кислорода в воздухе 14-15%.
Для горения необходимы горючие материалы, окислитель и источник поджигания.
В практике различают полное и неполное горение. Полное горение достигается при достаточном количестве кислорода, а неполное – при недостатке кислорода. При неполном горении, как правило, образуются едкие, ядовитые и взрывоопасные смеси.
Самовоспламенение (тепловой взрыв) возникает при внутреннем подогреве горючего вещества в результате химических процессов. Температура самовоспламенения зависит от различных факторов: состава и объема горючей смеси, давления и др. Большинство газов и жидкостей воспламеняется при температуре 400-700 °С, а твердых тел (дерева, угля, торфа и т. п.) – 250-450 °С.
Все горючие жидкости пожароопасны. Они горят в воздухе при определенных условиях, зависящих от концентрации их паров. Горючие жидкости постоянно испаряются, образуя над поверхностью насыщенные взрывоопасные пары.
По температуре вспышки горючие жидкости подразделяются на два класса.
К первому классу относятся жидкости (бензин, керосин, эфир и др.), вспыхивающие при температуре менее 45 °С,
Ко второму классу – жидкости (масла, мазуты и др.), имеющие температуру вспышки выше 45 °С. В практике первый класс жидкостей принято называть легковоспламеняющимися (ЛВЖ), второй – горючими (ГЖ).
Пыли и пылевоздушные смеси горючих веществ пожароопасны. В воздухе они могут образовывать взрывоопасные смеси. Увеличение влажности воздуха и сырья, из которого образуется пыль, а также повышение скорости движения воздуха уменьшают концентрацию пыли в воздухе и снижают пожароопасность.
Взрывоопасными являются пыль сахара, крахмала, нафталина при концентрации в воздухе до 15 г/м3; торфа, красителей и т. п. при концентрации от 15 до 65 г/м3.
Важное значение в противопожарном отношении имеет правильная эксплуатация электрических сетей и приборов. Электрическая сеть в эксплуатационном отношении должна отвечать противопожарным требованиям. При ее устройстве устанавливают специальные автоматические выключатели и плавкие предохранители, защищающие ее от перегрузки и воспламенения изоляции. При эксплуатации электрической сети нельзя применять «жучки» вместо калиброванных плавких вставок или защитных средств, так как это приводит к перегрузке в линии, высыханию изоляции, возникновению короткого замыкания и пожару.
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
К ним прежде всего относятся:
1) производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества;
2) железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.
По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.
Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.
Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.
Категория В – деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства.
Категория Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.
Категория Д – склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.
Все строительные материалы и конструкции из них подразделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.
Несгораемые – это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.
Трудносгораемые –- это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня.
Сгораемые – это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.
Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые.
Отдельные – пожары в здании или сооружении.
Массовые – совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.
Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических материалов – к образованию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окиси углерода (при содержании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже – цианистые соединения, бензол, окислы азота, углекислота и другие токсичные продукты.
Наиболее опасны пожары в административных зданиях, так как внутренние стены облицованы панелями из горючего материала, а потолочные плиты выполнены из горючих древесных плит.
Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяемый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соединения.
Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются такие обычные химикаты, как скипидар, камфара, барий, пирамидон и многие другие.
Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышленности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы.
При планировании мероприятий по борьбе с авариями надо учитывать, что они проходят пять фаз:
• первая – накопление отклонений от нормального процесса;
• вторая – инициирование аварии;
• третья – развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства;
• четвертая – проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии;
• пятая – восстановление жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии.
Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
§ железнодорожная авария;
§ авиационная катастрофа;
§ дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
§ аварии на водном транспорте;
§ авария на магистральном трубопроводе и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
− неисправности пути;
− поломки подвижного состава;
− выход из строя средств сигнализации и блокировки;
− ошибки диспетчеров;
− невнимательность и халатность машинистов;
− сход подвижного состава с рельсов;
− столкновения;
− наезды на препятствия на переездах;
− пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
− повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
− изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.
В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф выделяются:
− ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
− распад единой государственной системы Аэрофлота;
− рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
− снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
− ошибки пилотов;
− ошибки диспетчерских служб;
− неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
− погодные условия.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
Данное положение объясняется следующими причинами:
− неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
− большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
− многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
− неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
− нарушением водителями Правил дорожного движения;
− плохой подготовкой водителей;
− превышением скорости на опасных участках дорог;
− выездами на полосу встречного движения;
− управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии.
В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
Основными причинами этих аварий являются:
− нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
− износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
− погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
− ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
− ошибки при проектировании и строительстве судов;
− столкновения и опрокидывания судов;
− посадка на мель;
− взрывы и пожары на борту;
− неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
− низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.