Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах

Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий, особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.

Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.

Категория В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства.

Категория Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.

Категория Д – склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.

Характеристика аварий на пожаро– и взрывоопасных объектах.

К авариям на ПВОО относятся:

1) пожары с последующим взрывом;

2) газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов;

3) топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ.

К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся:

1) воздушная ударная волна с образованием осколочных полей;

2) тепловое и световое излучение и как следствие – загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ОВ.

Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности:

1) тяжелые травмы выражаются сильной контузией, потерей сознания и многочисленными сложными переломами костей;

2) средние – вывихами конечностей, контузией головного мозга, повреждением органов слуха;

3) легкие – скоро проходящими функциональными нарушениями.

Основные вопросы пожарной безопасности объектов (предприятий) изложены в Строительных нормах и правилах.

Противопожарная защита объектов зависит от назначения зданий, их огнестойкости и режима эксплуатации, количества людей, одновременно находящихся в помещении, количества горючих материалов и веществ, находящихся на предприятиях, и других факторов.

Для каждого объекта устанавливается определенный противопожарный режим — совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, установленных для объекта и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками данного объекта.

Он определен правилами, инструкциями, приказами и распоряжениями руководителя предприятия.

Одно из перспективных направлений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, — установка противопожарной автоматики.

Для передачи известия о пожаре могут быть использованы:

1) электрические (ЭПС);

2) автоматические (АПС);

3) звуковые системы пожарной сигнализации;

4) гудок;

5) сирена;

6) телефон;

7) радиосвязь.

В настоящее время на предприятиях используют лучевую и кольцевую электрическую пожарную сигнализацию.

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.

Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:

1) неисправности пути;

2) неисправности подвижного состава;

3) неисправности средства сигнализации;

4) централизации и блокировки;

5) ошибки диспетчеров;

6) невнимательность и халатность машинистов.

При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. При чем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются:

1) превышение скорости;

2) выезд на полосу встречного движения;

3) управление автомобилем в нерезвом состоянии.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.

Вот почему смертность от ДТП у нас в 10–15 раз выше, чем в других странах.

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:

1) разрушения отдельных конструкций самолета;

2) отказ двигателей;

3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;

4) плохое пилотирование;

5) недостаток топлива;

6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:

1) ураганов;

2) штормов;

3) туманов;

4) льдов;

5) по вине людей.

Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:

1) спасение людей, терпящих бедствие;

2) борьба за плавучесть корабля;

3) ликвидация пожара;

4) ликвидация пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются:

1) специальные суда-спасатели;

2) буксиры;

3) пожарные катера;

4) экипажи других плавсредств;

5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Наши рекомендации