Вопрос 11 Качества топлив и смазочных материалов
Простейшими способами проверки качества топлив и смазочных материалов является внешний осмотр, отстаивание, фильтрование, подогрев, сжигание и несложное лабораторное исследование.
Топливо и смазочные материалы должны использоваться только тогда, когда показатели их качества соответствуют ГОСТам или ТУ. Отклонения от этих показателей вызывают не только перерасход топлива и смазочных материалов, но и весьма отрицательно сказываются на надежности и долговечности автомобилей, на их производительности, а в конечном итоге предопределяют дополнительные эксплуатационные расходы и удорожание себестоимости транспортных работ.
Чтобы избежать применения некачественных нефтепродуктов, необходимо контролировать их качество на всех этапах движения к потребителю. При этом различают полный и контрольный анализы топлив и смазочных материалов
Полный анализ производится, если номера цистерн не совпадают с номерами, имеющимися в документах отправителя; цистерны не имеют пломб, их целостность нарушена или пломбы поставлены не станцией отправителя, а какой-нибудь промежуточной станцией; по данным лабораторного контроля или паспорта отправителя топливо или масло не соответствует ГОСТу или ТУ; топливо или масло доставлено без паспорта отправителя, а также если нефтепродукты хранятся не на центральной нефтебазе Главнефтеснабсбыта в течение полгода - бензины, два года - дизельное топливо, один год - смазочные материалы всех типов. При полном анализе проверяют показатели в объеме ГОСТа или ТУ на данную марку топлива или смазочного материала, за исключением октанового и цетанового чисел, индукционного периода и упругости паров. По результатам анализа составляют паспорт качества, показатели которого сравниваются с показателями соответствующего ГОСТа или ТУ.
Если показатели, полученные при анализе, не соответствуют показателям ГОСТа или ТУ, то составляют акт, являющийся основанием для предъявления претензии поставщику или транспортным организациям.
При контрольном анализе проверяются следующие показатели: для топлив - цвет, прозрачность, плотность, вязкость (дизельное топливо), фракционный состав, содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей, фактических смол, серы; для жидких (моторных и трансмиссионных) масел - вязкость, плотность, содержание механических примесей и воды, водорастворимых кислот и щелочей; для пластичных смазок - температура каплепадения, пенетрация, содержание механических примесей и воды.
Требования предявляемые к топливу.
Качество применяемого топлива, независимо от типа двигателя, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих его высокие технико-экономические показатели. В связи с этим, каждое топливо должно обладать определенными эксплуатационными свойствами, которые регламентируются численными значениями его физико-химических показателей, фиксируемых в соответствующих ГОСТах. По этим характеристикам следует подобрать соответствующий вид топлива, чтобы обеспечить соответствующее смесеобразование, его характер сгорания, устойчивость к нагарообразованию, склонность к коррозионному воздействию, возможность хранения без нарушения первоначальных качеств и т. п.
Для обеспечения надежной и долговечной работы применяемые топлива должны отвечать следующим основным эксплуатационным требованиям:
- иметь высокую теплоту сгорания и его рабочей смеси, обеспечивающую высокую экономичность двигателя;
- обладать хорошими смесеобразующими свойствами, обуславливающими легкий запуск двигателя, его плавный переход с одного режима работы на другой, а также обеспечивать устойчивую его работу при эксплуатации в различных климатических условиях;
- обеспечивать бездетонационную работу на всех эксплуатационных режимах;
- не образовывать нагароотложений на деталях, приводящих к перегреву и снижению экономичности, а также не вызывать повышения износов двигателя;
- не вызывать коррозии деталей как при непосредственном контакте с топливом, так и от образующихся продуктов сгорания;
- быть стабильным при транспортировке и хранении, т. е. не изменять своих первоначальных свойств после их получения;
- иметь более низкую температуру застывания, чтобы иметь хорошую прокачиваемость при минусовых температурах окружающего воздуха;
- при обращении и сгорании не оказывать вредного воздействия как на здоровье человека, так и на окружающую среду.
Для получения высоких экономических и динамических показателей карбюраторного двигателя весьма важным является оптимальное обеспечение условий для нормального протекания процессов смесеобразования и сгорания топлива, зависящих от совершенства системы питания и непосредственно от качества самого топлива.