Укладка грузов в трюме. Подстилочный, подкладочный и сепарационный материалы
ЛВспомогательными называются материалы (доски, брусья, брезент, проволока, тросы, гвозди), используемые для повышения сохранности грузов и безопасности их транспортировки. Вспомогательные материалы по назначению можно разделить на три группы: средства разделения (сепарационные материалы), средства крепления и дополнительные устройства.
К средствам разделения относятся подкладочный, подстилочный, прокладочный материалы и рыбинсы; к средствам крепления — расклинивающие устройства, клети, амортизаторы, постоянные и съемные крепежные устройства и системы; к дополнительным устройствам и оборудованию судов — платформы, питатели, переборки, воздуховоды, подкрепления палуб, предупреждающие смещение отдельных грузовых мест или больших масс груза.
Приведенная группировка вспомогательных материалов и устройств в значительной мере условна, так как на практике одни и те же материалы могут выполнять несколько функций.
Основное назначение средств сепарации — разделение отдельных партий грузов, предохранение грузов от попадания и конденсации влаги, возможность быстрой и последовательной выгрузки грузов. Генеральные грузы на судах укладывают на подкладочный материал (на складе он называется подтоварником) независимо от наличия деревянного пайола. Приближенно число метров погонной длины подстилочного материала для генеральных грузов равно числу кубических метров объема трюма При плавании в одной климатической зоне рекомендуются нормы расхода сепарационных материалов, приведенные в табл.
Удельный погрузочный объем является одной из важнейших характеристик груза, необходимой для различных эксплуатационных расчетов, проектирования судна и транспортного процесса.
В большинстве случаев в справочниках и литературе приводится удельный объем места груза либо ориентировочный удельный погрузочный объем без дифференциации внутри категорий грузов и по типам грузовых помещений.
В величину удельного погрузочного объема включается не только объем самого груза, но и пустоты, образующиеся между местами в результате неплотной укладки, и пустоты между грузом и набором корпуса судна, возникающие от искривлений набора корпуса. Таким образом, удельный погрузочный объем есть не только характеристика груза, но и характеристика грузового помещения. Более того, удельный погрузочный объем изменяется в зависимости от квалификации и других характеристик бригады грузчиков и стивидора, от применяемой трюмной механизации, что выражается в различной плотности укладки грузов.
Приращение удельного объема груза при размещении его в трюме судна характеризуется коэффициентом трюмной укладки Ктр, который представляет собой отношение грузовместимости трюма к суммарному объему грузовых мест, уложенных в трюме
Коэффициент трюмной укладки зависит от формы и размеров грузовых мест, кратности размеров грузовых мест и грузовых помещений, формы, размеров и конфигурации грузовых помещений судна, плотности укладки груза.
Трюмный коэффициент укладки для мешковых и мелких киповых грузов невелик и практически не зависит от типа грузового помещения. Трюмный коэффициент укладки растет с увеличением габаритов места, его значение увеличивается для кормовых и концевых трюмов, где имеется наибольшее число выступающих частей корпуса и неровности обводов грузовых помещений.
Зная коэффициент трюмной укладки конкретного груза в конкретном грузовом помещении, легко определить удельный погрузочный объем груза:
П. Я. Панарин предложил аналитический метод расчета коэффициента трюмной укладки, основанный на определении так называемой чистой грузовместимости трюма (эквивалентна суммарному объему грузовых мест Σv).
В общем виде чистая грузовместимость трюма может быть определена из выражения
где — число целых отрезков по длине трюма L, равных длине грузового места l (число мест по длине трюма);
— число целых отрезков по высоте i-го поперечного сечения Hi, равных высоте грузового места h (число мест по высоте трюма);
— число целых отрезков j-го сечения по высоте на i-м поперечном сечении, равных ширине грузового места (число мест по ширине);
Bij — ордината ширины j-го сечения по высоте на i-м поперечном сечении.
Чистую грузовместимость трюма (твиндека) можно определить из выражения
Wч = (L- Δ L)(ВCP - Δ В)(НСР - Δ Н)-Σ Δ Wкэ,
гдеL — длина грузового помещения;
ВСР, НСР — средняя ширина и средняя высота, которые равны:
Hmax, Hmin — наибольшая и наименьшая высота помещения;
ΔL, ΔB, ΔH — недоиспользованные части длины, ширины и высоты помещения;
ΣΔWкэ — суммарные потери грузовместимости от наличия выступающих конструктивных элементов.
Коэффициент трюмной укладки для конкретного размера грузового места в конкретном грузовом помещении вычисляется по формуле
где Kук — коэффициент укладки, учитывающий потери кубатуры от наличия зазоров между грузовыми местами; принимается равным: для ящичных грузов — 1,08, катно-бочковых — 1,06, мешковых — 1,04;
Kсеп — коэффициент, учитывающий потерю грузовместимости от наличия сепарации; обычно равен 1,02.
Если при расчете Wч учитывать зазоры между грузовыми местами, то Kук можно опустить.
В практической обстановке вычислять коэффициенты трюмной кладки затруднительно. Поскольку KТР зависит от размеров грузового места и параметров конкретного грузового помещения, целесообразно эти величины вычислять заранее и оформлять результаты в виде графиков коэффициентов трюмной укладки (СЛАЙД). Входным элементом для определения KТР при помощи графика является сумма размеров грузового места (ширина плюс высота).